Лента новостей

06:50
Полицейский, съедавший взятки за обедом, останется на свободе
06:48
Роскачество обнаружило плесень в сливочном масле одной из марок
06:46
Казанец Эль-Айюби получил судимость за симпатию к Гитлеру по статье о реабилитации нацизма
06:42
Исследователи: Степень похмелья не зависит от количества выпитого алкоголя
06:40
Премии «Оскар» планируют вручить в очном формате
06:38
Ученые назвали продукт, увеличивающий риск развития диабета
06:36
Розничные продажи в Германии выросли сильнее ожиданий
06:24
При разминировании Степанакерта российские миротворцы за один день обнаружили и обезвредили около 100 взрывоопасных предметов
06:20
США ввели запрет на импорт хлопковых изделий из Синьцзяна
06:18
В небе над Москвой ввели новую структуру воздушного движения
06:16
Опрос: большинство россиян готовы открывать вклады онлайн
06:10
Продвинутый "Чегет". Корреспондент ТАСС испытала кресло корабля "Орел" раньше космонавтов
06:08
СФ одобрил поправки в закон о гособоронзаказе, касающиеся закрытия данных о закупках
06:04
Как делают соевый соус?
06:02
Каверны: пустоты в дне судна, или как это работает
05:58
Победителей не судят: первый триумф Суворова над турками
05:46
ВВС Великобритании поставили на вооружение вертолеты Apache Guardian
05:28
Германия решила способ уберечь "Северный поток-2" от санкций
05:10
Экс-президент Франции Валери Жискар д'Эстен умер от последствий COVID-19
04:06
В еврозоне сократилась безработица, но выросли цены производителей
04:04
Месси оштрафовали за футболку в память о Марадоне
04:02
Новым генсеком ОБСЕ станет женщина
04:00
Эксперты объяснили, почему лучше спать в носках
03:58
Джинсы снова стало модно пихать в сапоги
03:52
OPPO подарит беспроводные наушники покупателям своих смартфонов к Новому году
03:50
Apple придётся ответить в судах Европе за умышленное замедление старых iPhone
03:48
Обзор роутера Keenetic Hero 4G: Интернет на даче и не только
03:42
Королевский калибр: последняя глава в истории сверхкораблей
03:40
Как испытывали «Царь-бомбу»
03:36
Российские миротворцы обеспечили восстановление учебного процесса еще в одной школе Нагорного Карабаха
03:32
Россия и ОПЕК+ снова попробуют найти компромисс по добыче нефти на 2021 год
03:30
Кабмин продлил возможность ввоза в ДФО праворульных автомобилей без ЭРА-ГЛОНАСС
03:28
Счетная палата выявила недостатки в федпроекте "Оздоровление Волги"
03:22
Продвинутый "Чегет". Корреспондент ТАСС испытала кресло корабля "Орел" раньше космонавтов
03:00
В кадровых агентствах рассказали о ситуации с безработицей в регионах ЮФО
02:58
Эрнст Романов назвал Бориса Плотникова чудо-человеком и близким другом
02:50
Команду уходящего президента США могут судить
02:46
Германия решила способ уберечь "Северный поток-2" от санкций
02:42
Дочь Мизулиной предложила "расследовать" прибыль
02:40
СМИ: оппозиция Армении назвала имя единого кандидата в премьеры
02:38
Минобороны РФ опубликовало архивы о войне в Заполярье
02:22
Курс на реформы президента Туадера вывел ЦАР из кризиса госуправления
02:06
Киргизия – удар предполагается нанести по русскому языку
01:26
Альянс указал на место Украины в НАТО
01:24
Европарламент быстро превращается в цирк-шапито
Все новости

Архив публикаций

«    Декабрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 


Мировое обозрение » Флот » Морской удар: F/A-18 по-прежнему крут и актуален?

Морской удар: F/A-18 по-прежнему крут и актуален?



Эрик Теглер из «Popular Mechanics» провел весьма неплохую работу, пытаясь объяснить всем, почему F/A-18 все еще не зря является основным ударным самолетом морской авиации и будет еще долго актуален в этой роли.


Why the F/A-18 Is Such a Badass Plane.

Смелый поступок, учитывая тот факт, что F/A-18 в строю с 1983 года. То есть скоро 40 лет.

Начать можно с того, что за долгую службу самолет имеет всего две официальные победы: над иракскими МиГ-21 во время первой войны в Заливе, в операции «Буря в пустыне». Два F/A-18С в бомбардировочном варианте, то есть вооруженные бомбами МК 84 и ракетами «Спарроу» и «Сайдвиндер», когда были перехвачены двумя иракскими МиГ-21, успешно сбили оба перехватчика.

О потерях мы поговорим в конце. Зафиксируем факт того, что самолет боевой и зубастый, ибо это был первый и пока единственный случай, когда бомбардировщик успешно отбился от перехватчиков.

«Шершень» («Хорнет») – это самолет многоплановый. Если исходить из аббревиатуры названия – истребитель-штурмовик, fighter attack. Плод долгих размышлений ВМС США над тем, каким должен стать универсальный самолет морского базирования.


Вообще, история F/A-18 была непростой. Самолет, совершив свой первый полет в 1974 году, оказался никому не нужен, с треском проиграв конкурс на истребительную роль в ВВС F-16, на море тоже не снискал понимания сути. Флотские предпочли ему модернизированный F-14, и только вмешательство самого министра обороны Джеймса Шлезингера заставило их «передумать».

Вообще, ВМС США мечтали о самолете, который мог бы базироваться как на авианосцах, так и на береговых аэродромах. Мечта об унификации ВВС флота и Корпуса морской пехоты была весьма реальной и полезной одновременно.

Кроме того, новый самолет мог бы заменить сразу две устаревших модели: истребитель F-4 и штурмовик А-7.

Но главное – это должен был быть одновременно простой и недорогой самолет, способный решать задачи истребителя и штурмовика одновременно.

Собственно, такая практика для ВМФ и КМП США не нова. Еще во времена Второй мировой войны истребители F6F «Хеллкэт» F4U «Корсар» могли нести бомбовые грузы, такие же тяжелые, как пикирующие бомбардировщики того времени, успешно сочетая истребительные и ударные возможности в одном самолете.

Конечно, реактивные самолеты оказались более быстры и эффективны по сравнению с поршневыми, но принцип применения остался. Точнее, американское флотское командование продолжало желать, чтобы самолеты совмещали в себе обе функции, истребителя и штурмовика.

Легендарный F-4 «Фантом» во времена вьетнамской войны продемонстрировал потенциал истребителя/штурмовика. Тем не менее, забота военно-морского флота о превосходстве в воздухе и защите своих авианосцев от вражеских самолетов привела флот к заказу F-14 «Томкэт» в 1969 году.

«Томкэт» был очень хорошим самолетом, но слишком дорогим. И цена в итоге его и приговорила, а флотское командование отправилось в поисках чуда, то есть более хорошего и дешевого самолета.

Выбор был довольно небогат: или прототип одномоторного General Dynamics YF-16, или двухмоторного Northrop YF-17.

YF-16 поступит на вооружение ВВС под названием F-16 «Боевой сокол». Флот, однако, предпочитал два двигателя у самолета. После того как Northrop объединился с McDonnell Douglas, две оборонные компании совместно представили сильно переработанную версию YF-17 для военно-морского флота. Самолет назвали F-18.

Изначально самолет должен был выпускаться в трех моделях:
— одноместный F-18 для замены F-4;
— одноместный A-18 для замены A-7 «Корсар»;
— двухместный учебный TF-18, который мог играть роль истребителя.

Однако производители пошли по пути максимального упрощения и объединили одноместные варианты в один F/A-18A, а двухместный переименовали в F/A-18B.

Морской удар: F/A-18 по-прежнему крут и актуален?

Самолет пришлось качественно переделывать под новые задачи. Был значительно увеличен запас топлива, несмотря на это, дальность действия стала всего на 10% больше, чем у А-7 и совсем уж незначительно лучше, чем у F-4.

Новый самолет, теперь официально называемый «Хорнет», впервые поднялся в воздух в ноябре 1978 года. Испытания выявили много проблем: чрезмерную скорость взлета и взлетный крен. Их пришлось оперативно решать путем изменения размеров горизонтальных стабилизаторов. Обнаружилось и недостаточное околозвуковое ускорение. Модификации двигателя несколько решили проблему, но не окончательно. А боевой радиус ударного истребителя в 460 миль был, как сказано выше, немного лучше, чем у предшественников.

Однако ни одного из этих недостатков было недостаточно, чтобы флот отказался от самолетов. Первый F/A-18A поступил на вооружение эскадрильи VMFA-314 Корпуса морской пехоты в MCAS «El Toro».

F/A-18 был немедленно оценен не только за точность удара и надежность, но и за то, что самолет требовал не более половины часов технического обслуживания F-14A и A-6Е.

Позже проявился еще один серьезный недостаток: при полетах на высоких углах атаки начались деформации и трещины в хвостовом оперении. К тому времени «Макдонелл-Дуглас» и «Нортроп» разошлись, и ликвидация легла на «Макдонелл». Фирмой были разработаны специальные ремкомплекты, которые смогли устранить проблему.

Всеобщее признание «Шершень» получил после участия в операции «Каньон Эльдорадо» против Ливии в 1986 году.

Успех был не то чтобы оглушительный, но такой, что на «Шершень» сразу посыпались заказы, и к 1989 году самолет оказался на вооружении ВВС Канады, Австралии, Испании, Кувейта и Швейцарии.


Жалобы на недостаточную дальность полета не прекращались. Чтобы решить эту проблему и сделать самолет более эффективной ночной и всепогодной машиной, «Макдоннел-Дуглас» разработали и представили F/A-18C и двухместный F/A-18D в 1987 году.

C/D включал модернизированный радар, новую авионику и ракеты класса «воздух-воздух/поверхность» AIM-120 AMRAAM, AGM-65 «Маверик» и ПКР AGM-84 «Гарпун». Добавили ночные инфракрасные камеры нового поколения, что увеличило боевые возможности самолета. Плюс установили новые двигатели F404-GE-402, которые выдавали минимум на 10% больше тяги.

Морской истребитель/штурмовик F/A-18 принял участие в нескольких военных конфликтах.

Помимо операции «Каньон Эльдорадо» в Ливии в апреле 1986 г. и войны в Персидском заливе (освобождение Кувейта) в 1991 г., «Шершень» воевал в Югославии в 1995 году в рамках операции «Обдуманная сила», в операции «Лиса пустыни» (бомбовые удары по военным объектам Ирака, 1998 год), участвовал в военной операции в Афганистане (с 2001 г. и по наши дни), в иракской войне (операция по свержению режима С. Хусейна) в 2003—2010 гг., в операции «Возвращение Одиссея» (бомбардировки объектов в Ливии, 2011 год).

Нельзя сказать, что жизнь «Шершня» была усыпана розами. В той же войне с Ираком безвозвратные потери F/A-18 составили 5 машин. Один самолет был сбит иракским МиГ-25, один ЗРК С-75, два самолета столкнулись в воздухе, один разбился из-за отказа двигателя.

За время эксплуатации F/A-18 было потеряно по разным причинам 235 самолётов. Из около 1500 выпущенных – многовато.

Да, «Хорнет» блистал во время войны в Персидском заливе своей точностью и высокой боеготовностью. И в других операциях «Шершень» показал себя точно так же. Но ничего вечного нет, и сорок с лишним лет службы – это изрядно. В мире мало самолетов, способных похвастаться такой карьерой.


Пока «Хорнет» господствовал в небе, флот начал искать ему замену. Программа 1980-х годов по замене ударного самолета А-6 привела к созданию «Макдонелл-Дуглас» самолета A-12 «Эвенджер», довольно малозаметного самолета с усовершенствованным радаром, способного нести высокоточное оружие.

Отдельно в ВМС стремились заменить F-14 на удобный для авианосцев вариант F-22 «Раптор». Между тем фирма «Грумман» предложила модернизированные версии F-14.

Увы, но планам не суждено было свершиться. «Раптор» по-человечески так и не полетел, а цена выросла до небес. СССР развалился, а соперников на новом уровне не наблюдалось. Потому от F-22 отказались вообще, а позже министр обороны Ричард Чейни приговорил и программу усовершенствования F-14.

И «Шершень» продолжил свою службу как ни в чем не бывало.


Чем же объясняется столь высокая востребованность семейства F/A-18, которое на декабрь 2017 года преодолело рубеж в 10 млн. летных часов? Причин несколько.

Простота конструкции облегчила производство и обслуживание самолета. Отсюда и потенциал для усовершенствований. Высокая надежность машины дала возможность спокойно разрабатывать новые модернизации. Довольно радикальные, типа «Супер Шершня», в котором применили пластиковые топливные баки, элементы малозаметности и оружейный контейнер, сделанный по технологии «стелс».

Стоит отметить тот факт, что спецверсии из «Шершня» получились и проще, и лучше, чем на базе того же F-22. Тот же EA-18G «Гроулер», самолет РЭБ на базе F/A-18, получился очень серьезной машиной. Всего-то вместо пушки установили мощный вычислительный блок – и эффект налицо.

Двухместная версия оказалась полезной при решении задач, связанных с повышенной нагрузкой на летчика. Например, длительных полетов с последующим нанесением ударов по нескольким целям.

Ну и, конечно, широкий выбор оружия. Ракеты «воздух-воздух», крылатые, противокорабельные, управляемые бомбы и прочее.


В результате F/A-18 стал основным ударным самолетом авиации ВМС и КМП США совершенно заслуженно. В боевом составе корабельных авиакрыльев на его долю приходится 60–70% от численности.

F/A-18 не производятся, но и планов снять их с вооружения нет. Учитывая, что и с F-35B/C тоже не все хорошо, можно с уверенностью сказать, что летать «Шершни» будут до полного изнеможения.

Роман Скоморохов


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:




Вам может быть интересно:


Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх