Лента новостей

14:03
Большая мишень Черноморского флота
13:55
Украина ожидает первые F-16 после Пасхи
13:50
Артиллерия 238-й бригады поддерживает наступление у Красногоровки (ВИДЕО)
13:47
ВСУ отошли с позиций на Донбассе: в ISW рассказали, способствует ли это продвижению РФ
13:45
На границе Украины и Румынии заметили скопление немецкой военной техники
12:43
СБУ в Шевченковском районе Киеве под видом контрразведывательных мероприятий отлавливает коллаборантов и уклонистов
12:42
Украинская спортсменка покрыла матом украинских «патриотов»
12:41
В Киеве снесли памятник участникам Переяславской рады
12:34
Запад — главный международный террорист
12:32
Над областями Украины заметили странную вспышку
12:11
Вооружения на основе ИИ предлагают ограничить международными правилами
11:36
Южная Корея стремится войти в AUKUS
10:54
Польша продлила временную защиту для украинских беженцев до сентября, изменив условия выплаты пособий
10:26
Китайский авианосец «Фуцзянь» вышел на испытания
10:18
На Рязанском НПЗ вспыхнул пожар после атаки БПЛА
09:40
Россия наконец сделала свой ход! США попадут в безвыходное положение. Это последняя капля?
09:36
Русские наводнили туристические города Таиланда
09:07
После 21 мая Зеленский станет военной целью для России
07:52
Почему Запад откажется воевать
04:27
Средний класс покупает бомбоубежища. Сначала они просто хотели узнать стоимость, сегодня возвращаются для оформления сделки
02:51
Как Хрущёв разрушал СССР: от деревни до сдачи национальных интересов в мире
01:25
Выставка трофейной техники в Москве: «Наше НАТО горько плачет…»
01:08
Проблемы в Intel копились десятилетиями, и инвесторы не верят, что Гелсингер спасёт компанию
01:02
Зачем украинским «некромонгерам» третья мировая?
00:27
Хмельницкий. Начало...
22:08
Важная помощь бойцам, наступающим у Часова Яра и Авдеевки, от читателей «Русской Весны» (ВИДЕО)
22:05
Сердцу нужно движение! Физиотерапевт объясняет, что важнее всего
21:42
Халифат в Германии не пройдет, будет Вавилон
20:34
Суд ООН не удовлетворил иск Никарагуа о прекращении поставок немецкого оружия в Израиль
19:52
CNN: спикеру Джонсону грозит увольнение за поддержку Украины
19:44
Министр обороны Польши призвал европейские страны депортировать украинских призывников
19:23
Суд ООН отклонил иск Никарагуа о прекращении поставок немецкого оружия в Израиль
19:15
ВСУ ведут обстрелы ДНР, Белгородской и Курской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 30 апреля
19:14
Вице-премьер Польши призвал Евросоюз принять решение о высылке украинских мужчин на фронт
18:34
Эволюция внешней политики Турции: от панисламизма – к Realpolitik
18:32
С продолжением помощи от США Украина будет пытаться выкарабкаться из проблем
18:03
Украинские власти подвергли уголовному преследованию 15 тыс. солдат ВСУ за СОЧ и невыполнение приказа
18:02
Невестка короля Чарльза приехала на Украину с указаниями для Зеленского от МИД Великобритании
17:34
Россия посчитала «расслоением сознания» реакцию США в отношении МУС
17:19
В Киеве демонтировали памятник Переяславской раде
16:58
Россия созвала заседание Совбеза ООН по Боснии и Герцеговине
16:50
Хинштейн призвал проверять сексуальную ориентацию чиновников
16:49
Спикера городской думы Нижнего Новгорода арестовал суд
16:21
На Землю благополучно вернулся экипаж китайского космического корабля «Шэньчжоу-17»
16:13
Страны G7 договорились договариваться об отказе от российского газа и увеличить поставки сжиженного из США
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»История»Ил-2 КР как «глаза» артиллерии: Мнение пилота

Ил-2 КР как «глаза» артиллерии: Мнение пилота


Самолет Ил-2, вполне заслуженно прозванный «летающим танком», в годы Великой отечественной использовался, прежде всего, по своей основной «специальности» - в качестве штурмовика. Но была у Ил-2 и другая воздушная «профессия» - артиллерийский корректировщик - разведчик. Такой вариант машины именовался Ил-2 КР.

Константину Ивановичу Миненкову (сайт «Я помню») в годы войны довелось пилотировать такой самолет: «Зимой 1943-го меня направили в формировавшуюся в городе Петровск Саратовской области 62-ю отдельную корректировочную эскадрилью. Надо сказать, что специальной подготовки мы не проходили, просто направили и все. Оттуда мы через Тамбов, Москву в Вязьму полетели на фронт. В Смоленске, из четырех эскадрилий 62-ой, 45-ой, 32-ой и еще одной, в каждой из которых было по пять самолетов, сформировали 117-й Корректировочный разведывательный авиационный полк».


О воздушной машине, на которой он воевал, мнение у пилота сложилось хорошее: «После СБ, Ил-2 поменьше и попроще в управлении. Он мог прощать грубые ошибки, которые СБ не прощал…Тебе на Ил-2 сделают в крыле дыру в метр, а он все равно прет. До аэродрома точно дойдешь, сядешь». Быть сбитым на Ил-2 или получить ранение Константину Ивановичу не пришлось, хотя попадания в его самолет бывали.


Вместе с пилотом на  задание вылетал второй член экипажа: «Сзади вместо стрелка сидел штурман-корректировщик с радиостанцией РСБ-3БИС, и в фюзеляже стоял фотоаппарат. Штурманы заканчивали артиллерийские школы. Это были квалифицированные артиллеристы в звании «лейтенант» с мизерной штурманской подготовкой».


В 1943-45 годах, когда воевал Константин Миненков, истребители уже могли обеспечить  прикрытие воздушных корректировщиков: «Мы действовали одиночными самолетами обычно под прикрытием истребителей. В полку была своя истребительная эскадрилья, но иногда нас прикрывали истребители из истребительных полков. В том числе и Нормандия-Неман». Очень своеобразно французские союзники отметили освобождение своей столицы: «Помню, мы стояли на аэродроме в Алитусе, когда союзники освободили Париж. Французские летчики подкупили наших зенитчиков, охранявших аэродром, и те давай палить в небо. Наш командир полка бегает, кричит: «Прекратите стрелять! Сейчас немцы прилетят и нас разбомбят!».


Пилоты в корректировочном полку в самом прямом смысле слова рвались на  задание: «Летчики в очередь стояли за боевыми вылетами. Обижались, если кто-то вне очереди летал». Боевым признавался  вовсе не  каждый совершенный вылет: «В задании указывалось, что это - боевой вылет, но его засчитывали, только если ты выполнил поставленную задачу. Бывало такое, что не засчитывали. Например, связь работает плохо. Один раз полетели на корректировку, а наши продвинулись и корректировать нечего. Получается не боевой вылет. У нас в этом отношении было строго, поскольку мы были под контролем артиллерии. Они тут же позвонят, если что-то не так. А в авиации - там бордель был хороший».


У корректировщиков были три основные задачи: «Во-первых, визуальная разведка. Во-вторых, фотографирование и, в-третьих, корректировка артиллерийского огня».


Задания различались по степени сложности и опасности для экипажей: «Что такое полеты на корректировку? Я иду вдоль линии фронта над своей территорией на высоте 600-1000 метров, а штурман по рации корректирует огонь артиллеристов. Тут важно идти немного с наклоном, чтобы штурману хорошо были видны разрывы снарядов. Самое неприятное задание - это фотографирование. Обычно фотографировали передовую. Для этого набирали высоту полторы-две тысячи метров. Штурман включает фотоаппарат и тут уже я должен лететь не шелохнувшись. Вокруг шапки разрывов, снарядные трассы, а я не имею право маневрировать - съемки не будет, планшет смажется. Из таких полетов обычно дыры привозили, а иногда и экипажи гибли. Теряли экипажи…  И от зениток и от истребителей, хотя и не так, как в штурмовой авиации».


Запрет на «обработку» немецких позиций пилоты нередко нарушали: «Бомбы и РС-ы нам не вешали, но пушки заряжали. Стрелять по наземным целям нам запрещалось, но мы были молодые, воинственные, так что нередко обрабатывали передний край, хотя потом и получали нагоняй от командира полка».


Полученные в разведке данные было еще необходимо доставить артиллеристам: «Всего я сделал семьдесят восемь боевых вылетов и около четырехсот вылетов на У-2. Я на нем хорошо летал. Разведданные привезут с вылета. Пленку проявят, планшет склеят, и я его на У-2 везу в штаб артиллеристам. Садился на самых маленьких площадках. За все время только раз винт сломал - не хватило площадочки - тормозов-то на самолете нет». Во время одного из таких полетов на У-2 Константин Иванович «нарвался» на гнев Василия Сталина: «Отвозил планшет на другой аэродром. Прилетаю. Заруливаю мимо стоянок лавочкиных и Ли-2 прямо к штабной землянке. Около нее развернулся. Газку дал, чтобы прожечь свечи. Вылез и пошел в землянку. А там какой-то офицер - как матом на меня попер! Оказалось, что в землянке было окно без стекла. Они там карты разложили, выбирали место, куда посадить полк, а я им винтом песочку подсыпал. Потом уже мне сказали, что это Василий Сталин».


Если потери у разведчиков – корректировщиков были меньше, чем у штурмовиков, то и награждали их скупее: «Мы же подчинялись артиллеристам Самолеты, горючее получали через Воздушную армию, а командовала нами артиллерия. Бывало, прилетишь самолеты получать в Куйбышев. Встречаешь там ребят-штурмовиков, с которыми вместе учился. У них по 50-60 вылетов, как и у меня, а грудь вся в орденах. Их награждала Воздушная армия. А нас награждала артиллерия. Операция прошла - они своих наградили, потом вспомнили, что у них еще летчики есть. Что осталось, то и подбросят. Хотя тогда мы не думали об орденах».


Но, несмотря на такую систему награждения, Константин Иванович Миненков получил за выполненные им 78 боевых вылетов  ордена Боевого Красного Знамени, Красной Звезды,  Отечественной войны второй степени…


Максим Кустов



Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх