Первый вывозной полет ракеты AGM-88G. Макетное изделие подвешено под левым полукрылом, рядом с ПТБ. Фото NAVAIR / navair.navy.mil
ВМС США продолжают разработку новых авиационных средств поражения для палубных самолетов. Несколько дней назад начались испытания перспективной противорадиолокационной ракеты AGM-88G AARGM-ER, разрабатываемой специально для морской
Первый полет
Как сообщает Командование военно-воздушных систем ВМС США (Naval Air Systems Command – NAVAIR), испытания ракеты AGM-88G Advanced Anti-Radiation Guided Missile – Extended Range начались 1 июня на полигоне Патаксент-Ривер (шт. Мэриленд). Первым носителем опытной ракеты стал палубный истребитель F/A-18E из состава 23-й испытательной эскадрильи (VX-23).
Самолет с полезной нагрузкой в виде двух подвесных баков, пары ракет «воздух-воздух» и одного макетного образца AGM-88G совершил взлет, проделал ряд маневров и совершил посадку. В ходе такого полета велся сбор информации о возникающих нагрузках и реакции ракеты на них.
Командование высоко отметило этот полет, поскольку он ставит точку в основной части проектных работ и дает старт летным испытаниям. Собранная информация будет учтена при дальнейшей доработке ракеты, которой вскоре предстоит выйти на полноценные летные испытания. Тесты и доводка займут несколько следующих лет. Согласно нынешним планам, AGM-88G пойдет в серию и достигнет начальной оперативной готовности в 2023 г.
Новая модификация
Нынешняя ракета AGM-88G AARGM-ER является очередным представителем достаточно старого семейства, восходящего к изделию AGM-88 HARM. В то же время, она разрабатывается на базе более поздней AGM-88E AARGM и максимально унифицирована с нею. В обоих случаях речь идет о серьезной перестройке исходной конструкции, появившейся еще в восьмидесятых годах.
Ракета AGM-88E, база для будущей модификации "G". Фото Wikimedia Commons
Напомним, изделие AGM-88E разрабатывалось с 2005 г. по заказу министерств обороны Италии и США. Проект делали компании Orbital ATK и Northrop Grumman. В 2012-13 гг. два заказчика получили первые партии серийных ракет и начали их внедрение в войсках. В 2019 г. появился еще один заказ – ракеты приобрела Германия.
В 2016 г. ВМС США профинансировали начало работ по новой модификации противорадиолокационной ракеты. Изделие AGM-88G AARGM-ER должно было максимально повторять существующее AGM-88E, но иметь улучшенные летно-технические характеристики, в первую очередь дальность. Конкурс предварительных проектов завершился победой компании Orbital ATK. В январе 2018 г. она получила соответствующий контракт.
Основным заказчиком по программе AARGM-ER являются военно-морские силы, желающие перевооружить палубную авиацию. Позже в программу влились ВВС США. Они заинтересованы в получении AGM-88G для своих истребителей F-35A. Впрочем, ведущая роль остается за
Технические особенности
Несмотря на высокую степень унификации с AGM-88E, новая AGM-88G имеет иную компоновку и состав оборудования. Ракета увеличенной дальности выполнена в цилиндрическом корпусе с увеличенным диаметром (290 мм против 254 мм у предшественников). На внешней поверхности имеется пара боковых гаргротов; из плоскостей остались только хвостовые рули. Незначительно переработана компоновка: головной отсек вмещает головку самонаведения, за нею помещена боевая часть, а все прочие объемы занимает двигатель. Вокруг соплового аппарата скомпонованы рулевые машинки.
AARGM-ER сохраняет ГСН от AARGM, но размещение приборов изменено с учетом более широкого корпуса. Имеются приборы спутниковой и инерциальной навигации, автопилот, а также радиолокационная ГСН с пассивным и активным режимом. Поиск цели осуществляется по ее радиосигналам; на конечном участке полета включается активная радиолокация для более точного поражения. ГСН защищена от помех и сохраняет работоспособность при пропаже отслеживаемого сигнала.
Основные особенности ракеты AARGM-ER. Графика от NAVAIR / navair.navy.mil
Бортовая аппаратура способна обмениваться данными с носителем, вплоть до момента попадания в цель. В частности, это позволяет сообщить самолету о неминуемом успешном поражении – или промахе.
Для AGM-88G предложена новая модульная боевая часть, точные параметры которой пока не назывались. В требованиях заказчика присутствовал многорежимный взрыватель, обеспечивающий подрыв при прямом попадании в цель или при прохождении рядом с нею.
Около половины длины корпуса занимает новый твердотопливный двигатель. По открытым данным, с его помощью обеспечивается рост скорости полета в сравнении с AGM-88E (максимальная скорость – 2М) и двукратное увеличение дальности – до 300 км.
AARGM-ER должна быть совместима с разными носителями. ВМС планируют использовать ее на истребителях F/A-18E/F и на самолетах «электронной войны» EA-18G. Также новая ракета войдет в боекомплект сухопутной и палубной модификаций истребителя F-35. В этом случае обеспечивается возможность перевозки и запуска из внутренних грузоотсеков. Один самолет сможет нести до 2-4 ракет.
В недавнем прошлом компания Northrop Grumman показывала на выставках наземную пусковую установку для AGM-88E/G в виде стандартного морского контейнера. Насколько известно, такой проект пока не получил развития.
Длинная рука авиации
Пока AGM-88G находится на ранних стадиях испытаний, и появление такого
Макетный образец AGM-88G в грузоотсеке истребителя F-35. Фото Orbital ATK / Northrop Grumman
В будущем вместе с перспективной ракетой ВМС и, вероятно, ВВС США получат некоторые новые ударные возможности. ВМС вновь ждет эффективное средство, способное наводиться на указанные излучающие цели или самостоятельно искать их. Некоторые особенности и преимущества новой ракеты представляют опасность для третьих стран и могут стать поводом для принятия тех или иных мер.
Важным преимуществом AGM-88G являются функция сохранения координат обнаруженной цели и работа АРГСН на конечном участке полета, повышающие вероятность успешного решения боевой задачи. Также изделие может передавать данные об атакуемой цели и о результатах атаки. Таким образом, ракета одновременно оказывается средством поражения и разведчиком. По ее данным можно уточнить картину поля боя и расположение излучающих объектов противника.
Серьезным поводом для беспокойства должен стать новый двигатель, резко повышающий летно-технические характеристики. AGM-88G сможет лететь на 300 км, что позволит отодвинуть рубежи пуска от позиций противника. Вследствие этого противнику для своевременного отражения атаки придется задействовать более дальнобойные системы ПВО, способные вовремя заметить, атаковать и поразить самолет-носитель. В противном случае зенитным комплексам придется иметь дело с более сложной целью в виде ракеты.
В целом перспективная противорадиолокационная ракета AGM-88G AARGM-ER станет удобным и эффективным авиационным средством поражения. В ней объединены лучшие современные наработки по радиолокационным ГСН и двигателям, что дает выгодное сочетание летных и боевых характеристик.
Реальная угроза
AGM-88G создается в интересах ВМС США. Палубные истребители-бомбардировщики и самолеты РЭБ смогут применять ее для поражения надводных или береговых целей – корабельных и сухопутных РЛС различного назначения, в т.ч. из состава комплексов ПВО. Для защиты от такого оружия вероятным противникам США необходимо принять определенные меры. В целом они повторяют уже известные способы противодействия противорадиолокационным ракетам, но их нужно развивать с учетом характерных черт AARGM-ER.
Для эффективной борьбы с самолетами-носителями и ракетами семейства AGM-88 нужна развитая и эшелонированная система ПВО, способная засекать цели на расстояниях в сотни километров и поражать их на дистанциях не менее 200-300 км, а при необходимости и «достреливать» на средних или малых дальностях. К примеру, Россия располагает подобными системами для сухопутных войск и флота. Их следует развивать и усиливать ПВО страны в целом – и тогда ракета AGM-88G к моменту начала эксплуатации растеряет свои преимущества.
Рябов Кирилл
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: