Ударный вертолет Ка-52К
22 мая ТАСС сообщило о заключении контракта между Минобороны России и судостроительным заводом «Залив» (Керчь) на постройку двух УДК для ВМФ России на сумму примерно 100 миллиардов рублей. Для отечественного
Новые российские УДК обойдутся флоту в два раза дороже «Мистралей»
Как сообщило ТАСС, Минобороны России подписало с расположенным в Керчи судостроительным заводом «Залив» контракт на строительство двух первых универсальных десантных кораблей (УДК) для российского флота. Общая стоимость контракта оценивается примерно в 100 миллиардов рублей, об этом журналистам рассказали источники в российском оборонно-промышленном комплексе. По словам собеседников агентства, закладка кораблей должна состояться в течение ближайших недель. Следовательно, с большой долей вероятности можно говорить о том, что это произойдет уже летом 2020 года.
Еще в 2019 году в российской прессе обсуждалась информация о том, что головной УДК должен быть передан флоту в 2025 году, а оба корабля должны быть готовы до 2027 года. В то же время официальные сроки закладки и сдачи кораблей не известны. При этом в самом сообщении ТАСС говорится о том, что агентство не располагает официальным подтверждением информации о заключенном контракте, а в пресс-службе судостроительного предприятия «Залив» журналистам рассказали, что готовы построить десантные вертолетоносцы для российского флота, отметив однако, что не располагают информацией о сделке.
Универсальный десантный корабль типа «Мистраль», который должен был войти в состав ВМФ России
Информации о новых УДК, планы постройки которых обсуждаются регулярно со времен заказа во Франции двух кораблей типа «Мистраль», пока не так много. Но уже сейчас можно говорить о том, что два универсальных десантных корабля обойдутся российскому бюджету дороже своих французских аналогов.
Подписанный в июне 2011 года контракт с Францией на постройку универсальных десантных кораблей-вертолетоносцев «Мистраль» оценивался в 1-1,2 миллиарда евро. При этом точно известно, что за разрыв контракта Франция вернула России 949 миллионов 754 тысяч евро, а также установленное на кораблях российское оборудование. В любом случае, на момент заключения контракта в 2011 году покупка «Мистралей» обходилась российскому бюджету примерно в 41-49 миллиардов рублей по тогдашнему курсу (средний курс по итогам 2011 года – 40,9 рубля за евро).
Два новых УДК российской постройки обойдутся налогоплательщикам уже в 100 миллиардов рублей, то есть как минимум в два раза дороже. При этом рубль, безусловно, серьезно обесценился по отношению к евро и доллару после 2014 года, но стоимость кораблей всё равно заметно выросла. По текущему курсу это уже 1,317 миллиарда евро (средний курс за 2020 год – 75,9 рубля за евро). При этом специалисты отмечают, что внешне представленные корабли напоминают «Мистрали», правда, слегка подросшие в размерах. В любом случае сравнивать проекты в лоб на данном этапе нельзя, так как новые российские УДК, по всей видимости, будут больше французских плюс неизвестно, какое на борту кораблей будет установлено оборудование и вооружение. Однако цена пока настораживает. Особенно с учётом того, что корабли планируется строить уже не во Франции, а в России. С привлечением рабочих с российскими, а не французскими зарплатами, и с использованием российских материалов и комплектующих, которые, казалось бы, не надо приобретать за валюту.
Что известно о проекте нового УДК
О проекте нового УДК известно немного. Ранее в прессе широко обсуждался проект российского УДК «Прибой», разработанный специалистами Невского ПКБ, но теперь речь идет о другом проекте. Как считают в специализированном военном блоге bmpd, который выходит под эгидой Центра анализа стратегий и технологий, речь идет о проекте 23900, который разработан работниками Зеленодольского проектно-конструкторского бюро, входящего в состав судостроительной корпорации «Ак-Барс».
Первые материалы и изображения УДК проекта 23900 появились в начале января 2020 года, после того как телеканал «Звезда» выпустил
Кадр из репортажа телеканала «Звезда»
Как отмечают специалисты, представленные изображения УДК проекта 23900 позволяют говорить о существенном внешнем сходстве данного проекта с французскими «Мистралями». В блоге bmpd прямо назвали проект в «значительной мере клоном» французских УДК. Корабли действительно очень похожи внешне и, по всей видимости, обладают схожей архитектурой и планировкой внутренних десантных палуб. При этом российский вариант вышел пошире своего французского аналога, что отразилось на водоизмещении и возросшей вместимости корабля.
Определенные вопросы вызывает выбор компании-проектировщика. Разработкой и строительством УДК в России и СССР никогда не занимались. Но реальный опыт создания крупных боевых кораблей, тех же тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143, был у Невского проектно-конструкторского бюро. Однако за разработку УДК отвечали не они или другое петербургское предприятие — Крыловский государственный научный центр, а Зеленодольское проектно-конструкторское бюро. Компания, безусловно, успешная, но завоевавшая себе место под солнцем проектами малых ракетных кораблей: «Буянов» и «Гепардов». Ранее боевые корабли размерами превышающие «Гепарды», водоизмещение которых менее 2000 тонн, компания не проектировала.
Очевидно, что Россия в каком-то объеме стала обладателем технологий и конструкторской документации на «Мистрали», что позволяет проектировать корабли даже с привлечением специалистов корпорации, которая раньше исправно и с отличным качеством поставляла на экспорт и для внутреннего пользования многочисленные патрульные и малые ракетные корабли. К плюсам проектного бюро из Зеленодольска специалисты относят также освоенные здесь передовые технологии. Именно предприятие из Татарстана первым в отрасли смогло внедрить программно-аппаратный комплекс виртуального прототипирования. Благодаря этому комплексу, проектировщики и заказчики еще до начала постройки могут пройтись по внутренним помещениям будущего боевого корабля в 3D-очках, оценив, как проект будет выглядеть уже на этапе строительства и сдачи в эксплуатацию.
Технические характеристики нового УДК
Самое интересное – это технические характеристики нового УДК. Наибольшая длина корабля составляет 204 метра, ширина – 38 метров. Таким образом, российский вариант чуть длиннее «француза», но заметно шире – на 6 метров. Неслучайно корабль отличается большим полным водоизмещением, которое оценивается примерно в 25 тысяч тонн, для Мистраля полное водоизмещение составляло 21 300 тонн. Осадка корабля составит примерно 7,5 метров, что больше чем на метр превышает аналогичный параметр «французов», которые так и не добрались до российских берегов.
Судостроительный завод «Залив», фото: nowcrimea.ru
Основными задачами новых российских УДК будут:
— перевозка войск, действующих на приморских направлениях;
— прием, перевозка морем и высадка войск и техники десанта;
— огневое поражение объектов противодесантной обороны противника.
Последний пункт, который есть на показанных телеканалом «Звезда» кадрах, может свидетельствовать о том, что на борту УДК будет размещено наступательное вооружение, а не только ударные вертолеты морского базирования. Сообщается, что универсальные десантные корабли нового российского проекта смогут принять на борт до 1000 человек, до 75 единиц различной военной техники и 6 десантно-высадочных средств.
Стоит отметить, что десантные возможности «Мистралей» были скромнее. К примеру, корабль мог взять на борт не более 900 десантников (при переходе на небольшую дальность) и до 4 десантно-высадочных средств, размещенных в специальной док-камере. Увеличение ширины корабля положительным образом сказалось на размерах внутренних и полетной палубы. Так специалисты оценивали возможности «Мистраля» в 60 перевозимых военных транспортных средств, а максимальный размер авиагруппы на борту оценивался в 16 вертолетов. На новых российских УДК количество вертолетов, по всей видимости, доведут до 20 единиц.
Традиционный вопрос, который возникал и при покупке «Мистралей», и при обсуждении проектов российских кораблей аналогичного класса: для чего российскому флоту подобные корабли? Ответов на него как минимум два.
Во-первых, это появление у флота возможности загоризонтной высадки десанта, когда УДК находится на очень большом расстоянии от берега вне досягаемости большинства средств поражения, а войска доставляются на берег вертолетами и десантными средствами. Отпадает необходимость высадки техники и десанта непосредственно на берег, как это делают советские и российские десантные корабли. Второй важный момент – возможность проецирования силы на разных театрах военных действий, а также организация логистической цепочки снабжения в регионе. Военные действия в Сирии наглядно продемонстрировали, насколько важно решать эти задачи.
Юферев Сергей
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: