Предисловие по комментариям в предыдущей статье.
Уважаемые читающие и понимающие!
Мне реально приятно, что вы читаете и понимаете. И критикуете, без этого в наше время никуда, согласен. В прошлой статье, про
На очереди у нас британские легкие крейсера типа «Леандр».
В русской транскрипции почему-то тип озвучили как «Линдер», но если заглянуть в легенды и мифы Древней Греции, то персонажа Λέανδρος в переводе звали именно Леандр. Был такой водоплавающий сексуальный маньяк-неудачник.
После окончания Первой мировой войны, отдохнув и поделив плоды победы, британцы всерьез задумались о модернизации
Сказать, что у Британии был недостаток в легких крейсерах, нельзя. Кораблей хватало. Однако, после Первой мировой войны стало ясно, что крейсера типа «Даная» и «Каледон», конечно, еще послужат, вопрос только в том, насколько эффективно. Более старые, довоенной постройки – и вовсе печаль.
Повторюсь, кораблей у британцев хватало, колонии в узде держать было несложно. А потому за новые проекты конструкторов посадили только в 1928 году, когда проклятие Вашингтонского морского договора уже рухнуло на палубы.
Немудрено, что за основу взяли вашингтонских уродцев, «полутяжелых» «Эксетер» и «Йорк». И на основании их проектов создали новый корабль, легкий крейсер, серия которых по традиции получила названия в честь мифологических героев.
Кстати, если интересно, ознакомьтесь с
«Леандров» построили 5 единиц. «Леандр», «Орион», «Ахилл», «Аякс» и «Нептун». С Нептуном не совсем логично, это все-таки греческий Посейдон в римской мифологии. И, кстати, единственный, кто не пошел на иголки, а погиб на минном поле. «Греки» вполне нормально дослужили до закономерной разборки на металл.
Что такое «Леандр» в истории кораблей Британии? Это начало большого и эффектного пути. Крейсер, который стал первым кораблем реально нового типа.
Прежде всего «Леандры» стали первыми крейсерами современной конструкции с многоствольной башенной артиллерией главного калибра и авиационным вооружением, которое было заложено в проекте.
Основной упор при проектировании «Леандров» делался не на мощь вооружения или достижение высокой скорости хода, а на повышение мореходности и дальности плавания.
Конструкторы стремились сделать крейсера устойчивой артиллерийской платформой, и у них это получилось. «Леандры» вообще больше походили на эскадренные крейсеры сопровождения и работы в составе подразделений, состоящих из кораблей разных классов.
И была еще одна установка от Адмиралтейства. Два новых легких крейсера должны были успешно противостоять одному любому (даже тяжелому) крейсеру противника. Кстати, во время войны такой подход полностью оправдался во время действий в тихом и Индийском океанах.
Британский флот по расчетам, сделанным после Первой мировой войны, нуждался в 75 крейсерах. 45 для охраны морских путей торговли и снабжения, 15 — для обороны берегов самой Британии, 15 — для действий в акватории Тихого океана.
Империя хоть и была еще сильна, но закат уже находился не за горами. Особенно в плане финансов. Потому и первыми шагами при создании нового крейсерского флота стали «полутяжелые» крейсера типа «Эксетер», которые оказались даже меньше чистых «вашингтонских» крейсеров и «Леандры», которые стали уменьшенными подобиями «Эксетеров».
В общем – подешевле и побольше.
Парадокс, но «Леандр» стал неким идеальным решением на тему «Как вывернуться из Вашингтонских соглашений». У него было почти все, что нужно для корабля, предназначенного для выполнения таких задач, как патрулирование, конвоирование и охрана.
Британцам удалось увеличить мощность энергоустановки, доработать бронирование и авиационное вооружение.
Броня должна была защитить от 120-мм снарядов эсминцев на дистанции свыше 35 кабельтовых, а от 152-мм снарядов крейсеров и линкоров — на дистанциях от 50 до 80 кабельтовых.
Для автономности действий на коммуникациях добавили второй самолет и усилили катапульту под поплавковый разведчик-биплан «Фэйри IMF».
Новинкой в средствах ПВО стали счетверённые 12,7-мм зенитные пулемёты «Виккерс» Mk.III. Предполагалось, что дальнюю ПВО против торпедоносцев и бомбардировщиков обеспечат 102-мм орудия, а против штурмовиков и пикировщиков успешно сработают пулеметы.
ТТХ кораблей были следующими:
Водоизмещение.
Стандартное: 6985-7270 т, полное: 8904-9189 т.
Длина 159,1/169 м. Ширина 16,8-17 м. Осадка 5,8-6 м.
Двигатели. 4 ТЗА Parsons, 72 000 л. с.
Скорость хода 32,5 узла.
Дальность плавания 5 730 морских миль на 13 узлах.
Экипаж 570 человек.
Вооружение.
Главный калибр: 4 × 2 — 152-мм/50 Mk XXIII.
Вспомогательный калибр: 4 × 2 — 102-мм/45.
Зенитная артиллерия: 3 × 4 пулемета «Виккерс» 12,7-мм.
Минно-торпедное вооружение: 2 × 4 торпедных аппарата 533-мм.
Авиационная группа: 1 катапульта, 1 гидросамолёт.
Бронирование:
— пояс: 76 мм;
— траверзы: 32 мм;
— палуба: 32 мм;
— погреба: до 89 мм;
— башни: 25 мм;
— барбеты: 25 мм.
Конечно, с началом Второй мировой войны состав вооружения начал изменяться.
«Леандр» в июне 1941 года расстался с катапультой, вместо которой установили 40-мм счетверенный зенитный автомат от «Виккерса». Затем катапульту вернули, но по кораблю распихали 5 орудий 20-мм от «Эрликона». В середине 1942 г. на корабле был установлен радар, а в начале 1943 г. катапульту и авиационное оборудование окончательно демонтировали, добавив к ПВО корабля еще четыре 20-мм автомата «Эрликон».
«Ахиллес» в 1942 г. лишился всех 102-мм универсальных орудий, однако на замену им временно поставили несколько 20-мм автоматов. Но во время модернизации 1943—1944 годов крейсер получил целую батарею ПВО:
— 4 спаренных 102-мм универсальных установки;
— 4 четырехствольных 40-мм зенитных автоматов;
— 5 спаренных и 6 одинарных 20-мм автоматов «Эрликон».
Как и на «Леандре», была демонтирована катапульта и поврежденная башня главного калибра, установлен радар и оборудование для наведения истребителей.
«Нептун» весной 1941 г. получил три дополнительных 12,7-мм счетверенных пулемета, три одинарных 40-мм зенитных орудия и радар.
«Орион» в августе 1941 г. тоже лишился авиационного вооружения, а в начале 1942 г. всех 12,7-мм пулеметов. Взамен были установлены 2 счетверенных 40-мм зенитных автомата «Виккерс», 7х20-мм автоматов «Эрликон» и радар.
«Аякс» сперва пережил замену катапульты на более длинную, в 1940 году получил свой радар для обнаружения воздушных целей, а в мае 1941 года катапульту, кран-балки и самолеты убрали окончательно. Вместо них уже традиционно поставили счетверенный 40-мм автомат от «Виккерса». В феврале 1942 года установили еще один счетверенный 40-мм автомат и 6 одинарных автоматов 20-мм от «Эрликона».
Достаточно в целом? Конечно, нет. Но это однозначно было больше, чем ничего. И для начала войны, на момент 1941 года, довольно вменяемо.
Буквально еще несколько слов о корпусе. Корпус имел полубачную конструкцию с так называемым «траулерным» носом и крейсерской кормой. Отличительной особенностью силуэта, придающей ему уникальность, стала широкая и высокая дымовая труба.
Корпус делился на 15 отсеков. Крейсер имел одну сплошную палубу — верхнюю. Главная палуба прерывалась в районе котельных, а нижняя в районе машинных отделений. Все палубы были водонепроницаемыми. Палубный настил был деревянным, из твердых пород разновидности тикового дерева. С крутыми породами дерева у британцев проблем не было никогда. На протяжении всей длины корпуса имелось двойное дно, в районе погребов — тройное.
Главная энергетическая установка состояла из четырёх турбозубчатых агрегатов Парсонса и шести трёхколлекторных паровых котлов Адмиралтейского типа. Энергетическая установка обеспечивала крейсерам максимальную скорость хода до 32 узлов. Во время испытаний в декабре 1932 года «Леандр» показал 32,45 узла. Силовые установки крейсеров серии зарекомендовали себя надежными и неприхотливыми в эксплуатации.
Вообще, «Леандры» стали последними британскими крейсерами, имевшими традиционную линейную компоновку энергетической установки.
Дальность плавания составляла 5730 миль 13-узловым ходом, 5100 миль 20-узловым ходом, на скорости 30 узлов крейсера могли пройти 1910 миль. В некоторых справочниках приводится дальность плавания крейсеров серии в 10 300 миль 12-узловым ходом.
Экипаж состоял из 570 моряков, однако в военное время в основном за счет расчетов ПВО численность была увеличена и достигала 767 человек на «Нептуне».
Бронирование кораблей являлось точной копией схемы бронирования «Эксетера». Разница была в толщине отдельных секций бронирования. Конструктивная противоторпедная защита отсутствовала. Общий вес брони головного «Леандра» составлял 871 т (11,7 % водоизмещения), у последующих кораблей он возрос до 882 т.
Главный калибр был представлен восемью 152-мм орудиями BL 6 Mk XXIII, установленными в четырех двухорудийных башнях Mk XXI.
Все восемь орудий могли участвовать в бортовом залпе, угол возвышения составлял 60°, а угол склонения составил -5°.
Скорострельность орудий составляла 8 выстрелов в минуту (цифра вполне реальная), а дальность стрельбы — 22 700 м.
Боезапас состоял из 200 снарядов на орудие. Снаряды были двух типов, поровну: полубронебойный с баллистическим колпачком и фугасный.
Зенитная, а, впрочем, универсальная артиллерия состояла из четырех 102-мм скорострельных орудий Mk V, которые были смонтированы в одиночных установках без щитов на платформе вокруг дымовой трубы. Эти орудия могли быть использованы против самолетов на высоте до 8,5 км или против надводных целей на расстоянии до 15 км. Эти орудия в ходе модернизаций были заменены на четыре спаренные установки того же калибра пушек Mk XVI.
О зенитных пулеметах от «Виккерса» или ничего, или… В общем, 13,2-мм счетверенные установки не показали ничего. Эффективность была близка к нулю, поскольку скорострельность оставляла желать лучшего.
Торпедное вооружение составляли два четырехтрубных торпедных 533-мм аппарата QR Mk VII. На кораблях имелся один аппарат для сброса глубинных бомб и 15 глубинных бомб Mk.VII.
Авиационное вооружение было. Точка. Было недолго, поскольку один самолет – это не так уж и много. По первому времени корабли получили Фэйри «Си Фокс», которые позже заменили на Супермарин «Валрус». В общем, данные самолеты были слишком ни о чем.
Правда, «Аякс» действительно успешно применял свой самолет для корректировки стрельбы, но это, скорее, было исключением, чем правилом. А появление радаров вообще полностью уничтожило гидросамолеты, как класс вооружения кораблей. Потому с многих крейсеров авиационное оборудование было демонтировано за ненадобностью.
Черчилль на «Аяксе»
Как воевали? В общем, как все британские крейсера того периода. Занимались всем и везде. Кому-то повезло больше, кому-то меньше.
«Леандр». Наверное, повезло. 30 апреля 1937 года крейсер передан флоту Новой Зеландии. Участвовал в защите конвоев в Индийском океане, а потом в составе союзнических сил оказался в Средиземном море. 27 февраля 1941 года потопил итальянский вспомогательный крейсер «Ramb I». После снова был переброшен на восток, и 13 июля 1943 года в бою у о. Коломбангара получил в борт 610-мм торпеду с одного из японских эсминцев.
Экипаж корабль отстоял, но на боеспособности был поставлен жирный крест, и «Леандр» отправился на ремонт, в котором простоял до мая 1944 года. После ремонта был возвращен флоту Великобритании, использовался в качестве учебного корабля и в итоге закончил карьеру 15 декабря 1949 года, когда был продан на слом.
«Ахиллес». Самый долгоживущий крейсер этого типа. 31 марта 1936 года передан флоту Новой Зеландии. Участвовал в бою у Ла-Платы, где получил повреждения, которые устранили больше двух месяцев. Дальше участвовал в защите коммуникаций в Индийском и Тихом океанах. 12 сентября 1946 года возвращен ВМС Великобритании.
5 июля 1948 года «Ахиллеса» передали ВМС Индии. Индусы переименовали крейсер в «Дели», и аж до 1957 года корабль был флагманом индийского флота. 30 июня 1978 года исключен из состава флота и продан на слом.
«Нептун». Участвовал в боевых действиях в Атлантическом океане и в Средиземном море. 28 июня 1940 года стал соавтором уничтожении итальянского эсминца «Espero». Погиб 19 декабря 1941 года в районе Триполи в результате подрыва на морской мине. 766 членов экипажа погибли.
«Орион». Основные действия крейсера пришлись на Средиземное море. 28 июня 1940 года вместе с «Нептуном» потопил итальянский эсминец «Espero». Участвовал в бою у мыса Матапан, в Критской кампании. 29 мая 1941 года тяжело поврежден пикирующими бомбардировщиками Люфтваффе в районе острова Крит. Получил два попадания 250-кг бомб почти год провел в ремонте. Участвовал в операции «Оверлорд». Продан на слом 19 июля 1949 года.
«Аякс». Самый результативный и, пожалуй, самый известный корабль этого типа. Работал в Атлантике и Средизамноморье. Участник боя при Ла-Плате, где служил мишенью для артиллеристов рейдера «Адмирал граф Шпее». Но уцелел, хоть немцы и отделали его на полгода ремонта.
12 октября 1940 года возле мыса Пассеро на «Аякс» напала группа итальянских кораблей (4 эсминца и 3 миноносца). Британцы не сразу обнаружили итальянский отряд, точнее, обнаружили уже тогда, когда снаряды эсминцев колотили по корпусу крейсера.
Но экипаж «Аякса» решил принять бой и с этой задачей справился просто превосходно. Расчеты выпустили около 500 снарядов главного калибра и четыре торпеды.
В итоге два миноносца типа «Спика», «Ариэль» и «Аироне» пошли ко дну. Далее поймавшие кураж британцы разделали под орех эсминец «Авиери», которому снаряды разворотили носовую часть настолько, что корабль чудом смог вернуться на базу. Уворачиваясь от торпед итальянцев, «Аякс» дальше занялся эсминцем «Артильери», которого тоже очень сильно расковырял. Погибла большая часть экипажа и командующий флотилии капитан Карло Марготтини. «Артильери» пытались утащить на буксире, но на следующий день на эсминец наткнулся крейсер «Йорк», который просто добил итальянский корабль торпедой.
Нельзя сказать, что итальянцы ничего не смогли сделать с крейсером, но вообще-то, могли и получше воевать. Уничтоженный радар, без которого, замечу, британцы запросто обошлись, и разрушенный мостик – это вообще не цена за три уничтоженных корабля. Тем более что ремонт «Аякса» длился всего месяц.
Дальше крейсер участвовал в бою у мыса Матапан, в Критской кампании, в кампании в Сирии. Там 1.01.1943 горячие парни из Люфтваффе угостили крейсер бомбой в 500 кг весом, и корабль на год отправился в ремонт. После ремонта как раз подоспела операция «Оверлорд». 8 ноября 1949 года продан на слом.
В целом жизнь у кораблей (кроме «Нептуна») удалась. Со спецэффектами, как и положено британским боевым кораблям.
В целом боевая работа может быть оценена только положительно. Два потопленных итальянских эсминца, два миноносца, доведенный до самовыпила тяжелый крейсер «Адмирал граф Шпее» — мне кажется. «Леандры» себя окупили с лихвой.
Как можно оценить проект?
Вообще, «Леандры» оказались весьма приличными кораблями с одной стороны, но не столь универсальными, как хотелось бы британцам. Для эскадренной службы они оказались несколько крупноватыми, для лидирования эсминцев не хватало скорости и маневренности, для действий в океане не хватало дальности плавания.
Не хватало (явно) водоизмещения для установки модернизаций, дополнительных систем и стволов ПВО, почему и пришлось постоянно чего-то откручивать с кораблей.
С другой стороны, французские крейсера типа «Дюгэ-Труэн», статья о которых вышла перед этой и вызвала праведный гнев читателей, и итальянские «Кондотьери» не могли сравниться с британцами.
При равенстве в артиллерии главного калибра, итальянцы и французы существенно уступали в бронировании, дальности плавания и мореходности. Пожалуй, и ПВО у британцев было посильнее. А скорость итальянских кораблей, которая стала визитной карточкой, не всегда могла быть полезна.
Даже появившиеся позже по времени немецкие крейсера типа «К» (да и «Нюрнберг» тоже) имели более слабую броню и меньшую дальность плавания.
Замечу, что в условиях Средиземноморья дальность плавания и не особенно была важна, равно как и мореходные качества, ибо закрытое Средиземное море – это вам не море Сулавеси или Яванское море, не так ли?
Но когда у нас зайдет речь о японских легких крейсерах типа «Кума» или «Нагара», вот тогда мы их и сравним с «Леандрами», хотя вообще они не встречались.
Если же посмотреть пристально, то, несмотря на то, что «Леандры» не получились такими, какими их хотело видеть Адмиралтейство, крейсера просто получились. Это были реально хорошие корабли, что их послужной список только подтверждает.
Роман Скоморохов
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: