Если заговорить о ВМФ Боливии, то вас заподозрят либо в проблемах с географией, либо в проблемах с головой в целом. Однако, как это ни странно, ВМФ Боливии, страны, не имеющей выхода к морю в принципе, не просто существует, но даже довёл численный состав моряков до 5000 человек. Это, наверное, один из самых мощный флотов среди стран, не имеющих выхода на морскую гладь. Да и само оригинальное название ВМФ Боливии для русского уха воспринимается как нечто грандиозное — Armada Boliviana.
Украденная мечта о море
На самом деле за претенциозным «Armada Boliviana» скрывается застарелый комплекс потери территорий. До 1883-го года Боливия не просто имела выход к Тихому океану, но и эксплуатировала на 400-километровой полосе побережья несколько портов. Конец океанским мечтам Боливии положила Вторая Тихоокеанская война, также известная как Селитряная война, т. к. конфликт вспыхнул исключительно на почве борьбы за право добывать природные ресурсы, в данном случае – селитру.
Боливия, объединившись с соседней Перу, противостояла Чили. В итоге войну Боливия проиграла, потеряв одновременно с выходом к океану крупные юго-западные территории. Поражение было столь болезненным для ВМФ страны, что до сих пор на флаге боливийского
Ещё одним напоминанием о фантомной боли потерянной территории служит государственный праздник страны без морских просторов – День моря, отмечаемый каждый год 23 марта. В этот день в торжествах, конечно, принимает участие и флот. По большей части это печальный для боливийцев день, ведь, как известно, у не имеющих серьёзного международного влияния стран часто встречаются огромные амбиции. В параде Дня моря принимают участие даже школьники, в которых с детства воспитывают дух реваншизма и возвращения на тихоокеанский берег.
Начало нового «флота»
Своеобразное начало современному боливийскому флоту было положено ещё в 1939-м году, когда армейское командование осознало необходимость наличия в испещрённой реками стране плавсредств для оперативной доставки военных подразделений в тот или иной район. Поэтому в городе Риберальта на месте впадения реки Мадре-де-Диос в реку Рио-Бени была основана Школа механики и навигации. Стоит отметить, что с первых дней одной из целей обучения в школе было формирование у курсантов «морского самосознания». Ещё одно свидетельство надежд на выход к океанским просторам.
Официальное же основание будущих ВМФ состоялось в январе 1963-го года, когда были образованы «военные силы рек и озёр». Благо и рек, и озёр на территории Боливии предостаточно, а крупное высокогорное озеро Титикака страна вынуждена делить с бывшим союзником – Перу. В начале новые «силы» состояли из четырёх американских катеров с личным составом в 1800 человек. «Моряков» практически всех до единого набрали из простых пехотных частей. Вскоре болезненный синдром потери доступа к морю возобладал, и «силы рек и озёр» переименовали в Armada Boliviana.
На данный момент боливийский флот имеет на вооружении от 70 до 160-ти различных судов, включая надувные моторные лодки и несамоходные плавсредства для транспортировки групп быстрого реагирования. Костяком патрульных средств являются катера Boston Whaler, по факту являющиеся просто моторными лодками, и закупленные в Китае катера типа 928 YC. Также флот располагает восемью штурмовыми катерами, несколькими транспортами, госпитальными судами, учебным кораблём и т.д.
Орландо Мехия Эредия Мейж
В состав флота входит корпус морской пехоты, морская военная полиция и даже
Командовал этой непобедимой армадой адмирал Пальмиро Гонсало Ярджури Рада, окончивший Военно-морское училище Военно-морского флота Боливии со степенью прапорщика в декабре 1986 года. Но после государственного переворота его отстранили от командования. Ныне главой флота является Орландо Мехия Эредия Мейж.
Возвращение к океану
Реваншистские настроения в Боливии, связанные с утратой побережья, более чем сильны. Поэтому в 1992-м году руководство страны подписало договор на 99-летнюю аренду пятикилометровой полоски побережья с Перу, т.е. с бывшим союзником. Проект получил весьма символичное название «Boliviamar». Однако в тот момент прямого выхода к морю Боливия так и не получила. Мешали различные межгосударственные разногласия и вмешательства третьей стороны – Чили, которая ни за что не желала позволить побеждённой стороне хоть какие-то надежды на истинный флот.
Парад ВМф Боливии
Наконец, в 2010-м году проект был реализован. Правда, в несколько урезанном виде. Полоска «боливийского» берега была абсолютно пустынной необорудованной территорией без малейшего намёка на какие бы то ни было дороги или иную инфраструктуру. Зато военные корабли Боливии получили право беспрепятственного захода в перуанский порт Ило по рекам. Но гораздо большее внимание правительство уделяло не родному флоту, а торговым и туристическим проектам.
Тогдашний президент Эво Моралес делился воистину наполеоновскими планами. Он рассчитывал построить на новой «боливийской» территории порт, отель и открыть зону свободной торговли. Чуть позже, правда, было объявлено о строительстве военно-морского училища, где будут готовить офицеров флота. В честь этих событий на пустынном побережье даже установили весьма своеобразный монумент.
При этом всё это время Чили всячески препятствовала реализации мечты боливийских моряков вернуться к «большой воде». Камнем преткновения были результаты вышеупомянутой Второй Тихоокеанской войны. Эта региональная война за ресурсы обрела для чилийцев и боливийцев не меньшую значимость, чем для нас Великая Отечественная. Не уступала и Боливия, которая бомбардировала международные суды с требованием не просто угомонить противника, но и вернуть им отторгнутую территорию.
Боливийцы на Boliviamar
После переворота, который сверг Моралеса, ситуация вокруг «Boliviamar» зависла. Собственно говоря, как и международный суд. Сможет ли «детский» флот Боливии хоть когда-нибудь окунуться в океанский бассейн для «взрослых»? Как знать, если вспомнить о количестве военных переворотов в Южной Америке, которые стали практически традицией… И никто не гарантирует, что в самом Чили не начнутся турбулентные потоки переворотов.
Восточный ветер
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: