В реалиях сегодняшнего дня боевые пловцы и морской спецназ являются настоящей элитой вооруженных сил. На оснащение и экипировку таких частей тратятся большие денежные суммы и технические ресурсы. Специально для них разрабатываются необычные образцы вооружений, как например российский двухсредный стрелково-гранатометный комплекс АДС, и специальные транспортные средства, которыми являются сверхмалые субмарины. Одной из наиболее известных американских разработок в этой области является сверхмалая подлодка-транспортировщик для боевых пловцов SDV Mark 8 Mod 1.
Небольшой экскурс в историю сверхмалых подлодок
Как и многие образцы вооружений и военной техники, сверхмалые подлодки для боевых пловцов ведут свою
Япония также преуспела в области создания сверхмалых субмарин, что неудивительно, учитывая морскую направленность развития вооруженных сил данной страны. Как и у Италии, у японского императорского флота имелись на вооружении различные модели миниатюрных подводных лодок, а также управляемые человеко-торпеды, при этом в японском варианте это были торпеды «Кайтэн», управляемые пилотом смертником. В ходе боевых действий они показали себя очень неэффективным оружием.
Это же можно сказать о японских мини-субмаринах, которые хотя и активно использовались в диверсиях, так и не смогли нанести противнику серьезного урона. Первый же опыт их применения во время нападения на Перл-Харбор оказался неудачным, своих целей лодки не достигли. Несмотря на не самый успешный боевой дебют в послевоенные годы в разгар холодной войны проекты итальянских и японских инженеров стали подспорьем для разработки новых подводных аппаратов. В первую очередь подводных средств доставки для боевых пловцов и бойцов спецподразделений флота.
Мини-субмарина SDV Mark 8 Mod 1
На сегодняшний день мини-субмарины SDV (SEAL Delivery Vehicle) Mark 8 Mod 1 являются единственными подобными аппаратами, которые используются в ВМС США и Великобритании. В какой-то мере это дальние родственники первых итальянских управляемых торпед времен Второй мировой войны. В США миниатюрными субмаринами пользуются бойцы сил специальных операций ВМС – «Морские котики» (United States Navy SEALs), в Великобритании бойцы Особой лодочной службы (SBS, Special Boat Service) – спецподразделения Королевских ВМС.
Типовыми задачами для подобных аппаратов является проведение скрытых, тайных миссий в зонах с ограниченным доступом. Речь идет о военно-морских базах, портах, районах морского побережья, которые заняты и контролируются противником или военная деятельность вблизи которых нежелательна, так как способна привлечь лишнее внимание и обеспечить политические проблемы и раздражение мирового сообщества. Подобные мини-субмарины могут использоваться для диверсионных операций, позволяя боевым пловцам устанавливать мины на корабли и объекты портовой инфраструктуры, разведки морского дна и его картографирования, разведки и поиска затонувших объектов. Американцы использовали свои SDV во время обеих войн в Ираке. Среди решаемых ими задач была защита морских нефтегазовых терминалов, обезвреживание иракских мин, а также гидрографическая разведка.
SDV Mark 8 Mod 1 используются для транспортировки двух членов экипажа: пилот и второй пилот/штурман, а также команды из четырех боевых пловцов и их снаряжения. При этом оба пилота обычно также входят в состав группы боевых пловцов. Максимальная длина мини-субмарины не превышает 6,4 метра, диаметр – 1,8 метра, водоизмещение – 18 тонн. На борту лодки имеется электродвигатель, который питается от литий-ионных аккумуляторных батарей. Электродвигатель приводит в движение единственный винт. Из-за небольших размеров и движения только за счет электродвигателя при практически полном отсутствии движущихся частей подобные транспорты очень трудно обнаружить при помощи гидролокаторов.
Заряда батарей и мощности электродвигателя достаточно, чтобы разогнать небольшой подводный транспорт до максимальной скорости 6 узлов (примерно 11 км/ч), при этом крейсерская скорость хода составляет 4 узла (примерно 7,5 км/ч). Аппарат в состоянии проработать от 8 до 12 часов и обеспечивает боевой радиус действия примерно в 28-33 км. При этом настоящим ограничением являются не ёмкость батарей аккумуляторов или запасы воздуха для боевых пловцов, а температура окружающей воды. Так как пловцы передвигаются в «мокром» варианте, а сами субмарины являются открытыми, их деятельность ограничена температурой воды. Чем холоднее вода, тем меньше времени даже в самых современных гидрокостюмах бойцы могут провести на борту подобного аппарата. Для выполнения дальних миссий все аппараты SDV могут дополнительно нести на своем борту запасы сжатого воздуха для пополнения баллонов с воздухом или изолирующих дыхательных аппаратов боевых пловцов.
При этом в ВМС США существуют аппараты двух типов: «мокрого», как SDV Mark 8 Mod 1 и «сухого», как Advanced SEAL Delivery System (ASDS). Последний аппарат представляет собой более крупную мини-субмарину водоизмещением порядка 30 тонн. При использовании ASDS бойцы передвигаются в её корпусе, практически как в подводном автобусе.
Все аппараты SDV Mark 8 Mod 1 получили серьезный набор бортовой аппаратуры и электроники. Они оснащены доплеровской инерциальной навигационной системой, высокочастотным гидролокатором, предназначенным для обхода препятствий и морских мин, а также навигации под водой, системой GPS. Обновления в части новых аккумуляторов, материалов, лучшей обтекаемой формы и электроники позволили существенно увеличить возможности аппаратов SDV Mark 8 Mod 1 по сравнению с предшественниками Mod 0. Особенностью данных мини-субмарин для боевых пловцов стал отказ от усиленного пластиком стекловолокна в пользу более традиционного алюминиевого корпуса. Такое решение позволило повысить прочность и вместимость аппаратов, а также обеспечило возможность десантирования с небольшой высоты с борта транспортных вертолетов. Затем на воду спускаются боевые пловцы, которые размещаются на борту SDV и приступают к выполнению своего боевого задания.
Носители мини-субмарин
В качестве носителей мини-субмарин для боевых пловцов выступают подводные лодки, как специально переоборудованные для этих целей подлодки типа «Огайо» и «Лос-Анджелес», так и изначально оснащенные необходимым оборудованием и стыковочными узлами субмарины типов «Вирджиния» и «Сивульф». Помимо этого возможен запуск мини-субмарин с берега или с борта вертолетов и транспортной авиации, простым сбросом в воду в беспилотном варианте. Британцы могут использовать в качестве носителя подобных мини-субмарин атомные подводные лодки типа Astute.
В качестве средства транспортировки миниатюрных лодок и боевых пловцов в США были разработаны специальные съемные док-камеры – DDS (Dry Deck Shelter). Они представляют собой небольшие съемные модули-контейнеры, оснащенные шлюзом-ангаром для выхода с субмарины боевых пловцов. В ангаре может разместиться как минимум одно специальное транспортное средство для пловцов SDV, до четырех обыкновенных резиновых лодок и до 20 боевых пловцов, либо другое специальное оборудование. Сама концепция подобных модулей была сформулирована в 1970-е годы. А уже в 1982 году подразделением Electric Boat Division, входящим в состав крупной американской корпорации General Dynamics, была выпущена первая док-камера, получившая индекс DDS-01S
Длина подобного модуля составляет примерно 11,6 метра, диаметр – 2,74 метра, максимальное водоизмещение – около 30 тонн. Док-камера разбита на три герметичных отсека. После переоборудования стратегические подлодки могли взять на борт по два таких модуля, многоцелевые субмарины – по одному модулю. Передний отсек модуля отличается своей сферической формой и представляет собой декомпрессионную камеру. Средний отсек, также имеющий сферическую форму, предназначен для соединения между собой отсеков самой док-камеры и шлюза-переходника, расположенного на корпусе субмарины. Третий отсек самый большой по размерам, в нем расположен ангар для перевозки плавсредств и грузов. Внутри дока-камеры, как и на борту подводной лодки, поддерживается атмосферное давление. При этом модуль можно использовать по прямому назначению на глубинах до 40 метров.
Еще одним носителем мини-субмарин для боевых пловцов является судно специального назначения «Ocean Trader», которое относится к классу кораблей передового базирования Сил специальных операций ВМС США и является на сегодняшний день одним из самых необычных и секретных боевых судов. Американцы переделали для этих целей обыкновенный гражданский ролкер – судно для перевозки грузов на колесной базе. На новый военный корабль могут садиться все вертолеты, имеющиеся в распоряжении ССО ВМС США, включая MH-53E Sea Stallion, а также конвертопланы V-22 Ospreys. Возможно даже базирование на борту боевых ударных вертолетов «Апач». Также на корабле имеется специальная рампа для запуска беспилотных летательных аппаратов, используемых для разведки. Есть на корабле и специальная шлюзовая камера, которая позволяет использовать мини-субмарины SDV Mark 8 Mod 1.
Юферев Сергей
Читайте нас: