Последние новости
Сообщения о восстановлении подземной базы «Мускё» появились 30 сентября – в 50-ю годовщину ее официального открытия. После долгих лет ограниченной эксплуатации и простоя часть блоков объект отремонтируют и вернут к нормальной службе. На нем планируется развернуть штаб ВМС. База Musköbasen отличается рядом характерных особенностей и сможет обеспечить защиту командования в условиях полномасштабного конфликта.
Объект «Мускё» вывели из полноценной эксплуатации в 2004 г. в связи с изменением военно-политической обстановки в регионе. Вероятность конфликта с участием Швеции сократилась до минимума, а ограниченный военный бюджет не позволял содержать крупное заглубленное сооружение.
Ситуация в Европе изменяется, и ВМС Швеции проявили желание защититься от возможных угроз. В связи с этим в ближайшие два года на Musköbasen проведут ремонт и восстановят инфраструктуру. После этого на базу переедет главный штаб ВМС.
Зарубежная пресса и эксперты связывают такие планы с пресловутой российской агрессией. Предполагается, что командование флота хочет защитить себя от нападения России, и для этого переезжает в особо устойчивый объект. При этом сами ВМС указывают только на необходимость обеспечения безопасности главного штаба в новых условиях.
Уникальная стройка
Объект Musköbasen начали строить в пятидесятых, но предпосылки к его появлению имели место и раньше. Еще в начале XIX в. Был поднят вопрос переноса главной базы флота из Стокгольма, однако в течение многих десятилетий такое предложение не получало развития. Ситуация изменилась только в 1948 г., когда очередные поиски оптимального места для новой базы увенчались успехом.
Подлодки шведских ВМС вблизи базы. Фото Musko.nu
В 1950 г. появился доклад, согласно которому новый объект следовало развернуть на о. Мускё на юге Стокгольмского архипелага. Вскоре утвердили проект, согласно которому на Мускё следовало построить подземные судостроительные и судоремонтные предприятия. Собственно база флота должна была появиться позже – для сокращения затрат в первые годы строительства.
Все новые объекты следовало строить в толще скал. Такое расположение могло обеспечить защиту от недавно появившегося ядерного
В дальнейшем проект несколько раз пересматривался, но строительство продолжалось. В 1950-55 гг. строители пробили первые тоннели, пригодные для принятия малых и средних кораблей. В 1955-м тральщик HMS M14 впервые вошел в подземный тоннель и встал у причала.
В 1959 г. проект вновь пересмотрели, изменив состав подземных сооружений и размещение различных компонентов. Последняя версия проекта появилась только после 1965 г. Тогда же определилась окончательная стоимость подземного строительства, а также обустройства наземной инфраструктуры.
Эсминец HMS Småland типа Halland (длина 121 м, ширина 12,6 м, осадка 4,3 м,Ю водоизмещение 3400 т) в одном из тоннелей базы, 1968 г. Фото Wikimedia Commons
Первый вариант проекта от 1950 г. имел смету в размере 190 млн шведских крон (более. 2,5 млрд крон или 230 млн евро в нынешних ценах). К концу пятидесятых смету сократили, но в дальнейшем она вновь начала расти. Доработанный проект 1965 г. требовал более 300 млн крон (более 3,1 млрд крон или 300 млн евро в ценах 2019-го).
Путем некоторых сокращений окончательную стоимость базы удалось довести до 294 млн крон. Строительство, начиная от первых работ и заканчивая сдачей последнего участка, заняло 19 лет.
1 июля 1969 г. вышел приказ о переводе базы флота из Стокгольма на о. Мускё. 30 сентября состоялась официальная церемония открытия, в которой принял участие король Густав VI Адольф. Объект получил официальное название Ostkustens Örlogsbas или ÖrlB O – «Военная база Восточного побережья». Впоследствии название несколько раз менялось. Так, с 2000 г. использовалось название MarinB O, с 2005-го – MarinB.
Подземная крепость
База «Мускё» представляет собой крупное подземное сооружение, вмещающее все необходимые объекты для размещения кораблей, техники и личного состава. Точные планы базы до сих пор секретны, но в открытых источниках часто утверждается, что по размерам она сопоставима с историческим центром Стокгольма. При строительстве базы было извлечено ок. 1,5 млн куб.м скальной породы.
Малые корабли в доке. Фото Musko.nu
Внутри скалы размещены три крупных тоннеля-дока разных размеров с причальными стенками. При помощи системы выходных тоннелей меньших размеров они соединяются с акваторией Балтийского моря. База может одновременно принять несколько малых или средних кораблей либо подлодок. Два основных тоннеля из трех могут выполнять функции сухих доков для обслуживания кораблей. От внешних воздействий тоннели защищены укрепленными воротами.
Самый крупный из тоннелей с причалами имеет длину 250 м и может вместить несколько кораблей. Также имеются 150- и 145-м тоннели-доки высотой до 40 м с возможностью осушения. Доки имеют оснащение для осмотра и обслуживания кораблей. По сути, на базе развернули собственный судоремонтный завод, способный восстанавливать поврежденные боевые единицы.
На базе «Мускё» могли укрыться почти любые корабли, суда и подлодки ВМС Швеции – вплоть до эсминцев водоизмещением более 3 тыс.т. Исключение составляли только крейсера.
В скале также размещены многочисленные помещения для личного состава и объектов различного назначения, разделенные на несколько блоков. Между собой они соединяются тоннелями с гермодверями общей протяженностью более 20 км. При необходимости разные блоки базы могут быть изолированы друг от друга. В таком случае они используют собственные электростанции, фильтровентиляционные установки и т.д. На ÖrlB O несли службу главный штаб флота, а также несколько разных управлений.
Собственный гарнизон базы включал ок. 1000 человек. Также база могла принять экипажи укрываемых кораблей. К примеру, главная столовая базы была рассчитана на одновременное обслуживание 2 тыс. человек. Автономность объекта составляла несколько недель.
Большое сокращение
В начале девяностых годов военно-политическая обстановка в Европе резко изменилась. Военные бюджеты стали сокращаться, и среди прочих от этого пострадали ВМС Швеции. В 2004 г. они были вынуждены сократить планы по эксплуатации базы MarinB O для экономии средств.
Главный штаб флота и большую часть кораблей перевели в г. Карлскруна. На подземной базе остались некоторые подразделения обеспечения и охраны. Кроме того, продолжило работу управление информации, наблюдающее за обстановкой на Балтийском море. Высвободившиеся помещения законсервировали; имущество из них вывезли на новые места службы. Судоремонтные тоннели-доки сдали в аренду гражданским компаниям.
Тем не менее, боевые корабли продолжали работу в районе о. Мускё, а также регулярно заходили в подземные тоннели. ВМС старались сохранять необходимые объекты и тренировать личный состав на случай гипотетического конфликта.
Возрождение базы
В день 50-летия открытия базы Musköbasen / ÖrlB O / MarinB O командование огласило новые планы. Законсервированные блоки базы восстановят и вернут в эксплуатацию. Из Карлскруны туда переедет главный штаб ВМС. Также возможно полноценное возвращение боевых кораблей.
На выполнение новых планов отводится 2-3 года. Возвращение штаба запланировано на 2021-22 гг. К этому времени подземные помещения отремонтируют и оснастят современной аппаратурой, необходимой для управления флотом. Точные планы по перебазированию других органов управления или кораблей пока не публиковались.
Однако восстановление «Мускё» можно объяснить и с точки зрения экономики. В последние годы оборонный бюджет Швеции увеличивается, и военно-морские силы получают возможность восстанавливать свою боеспособность. Одним из методов этого становится возвращение в строй ключевой военно-морской базы. Кроме того, следует учитывать, что бережливые шведы в свое время с большим трудом согласились на консервацию крайне сложного и дорогого объекта.
Теперь уникальная военно-морская база возвращается к полноценной службе и будет обеспечивать работу командования. Благодаря этому военачальники и боевые корабли смогут нести службу под защитой скал. Кроме того, дорогое и сложное сооружение больше не будет простаивать без дела провоцировать споры о своем будущем.
Рябов Кирилл
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: