Вот так и с темой десантных кораблей на воздушной подушке (дальше – ДКВП). Проще найти профильное СМИ, которое НЕ писало о том, что наши ДКВП будут «серьезно модернизированы». Если почитать то, что писалось, могло создаться своеобразное впечатление.
«Десантные корабли на воздушной подушке (ДКВП) в ближайшее время будут серьезно модернизированы. Их планируют превратить в настоящие «корабли звездных войн».
«Новая АСУ в режиме реального времени будет управлять огневыми средствами и десантом. ДКВП считаются самыми совершенными в своем классе».
«ВМФ России располагает самым большим флотом таких судов в мире».
«Новая АСУ в режиме реального времени будет управлять огневыми средствами и десантом. ДКВП считаются самыми совершенными в своем классе».
«ВМФ России располагает самым большим флотом таких судов в мире».
Итак, корабли из «звездных войн». Поздравляю, дожили.
«Первым обновят ДКВП «Мордовия» проекта 12322 «Зубр». Он получит современные навигационные комплексы, вооружение, а также средства связи и управления».
В общем, «Известия» подняли волну, а за ними и с их подачи и легкой руки завопили все остальные. Даже у нас была эта, с позволения сказать,
Дальше на сцене появляются вроде бы компетентные эксперты типа бывшего начальника Главного штаба ВМФ адмирала Валентина Селиванова, которые начинают рассказывать, что «Зубры» хорошо подходят для действий во внутренних морях, в районах с изрезанной береговой линией или большим количеством островов. Они способны эффективно решать целый комплекс задач в Балтийском, Черном, Баренцевом и Японском морях, корабли быстры, им не нужен подготовленный берег и так далее до скрежета зубовного.
И действительно, возникает ощущение, что задумано хорошее дело: модернизация кораблей, которые…
Да, в Советском Союзе существовал такой план, о котором сегодня заговорили в СМИ. Вот только, немного не разобравшись в теме, российские СМИ запестрели сообщениями о том, что ВМФ готовится «закупорить» Балтийское море. И даже Черное море.
Очередной эксперт рассказал о том, как успешно эти корабли могли бы действовать в черноморских и балтийских проливах, причем сделал это так красиво и со знанием дела, что все подхватили идею.
И никто из пишущих и прославляющих «Зубры» не стал вдаваться в подробности. А стоило бы.
Очень хотелось спросить у пишущих и обсуждающих эти жуткие операции по закупориванию Черного и Балтийского морей: господа, вас не смущает, что этих ДКВП в российском флоте – ДВА?
Меня вот смущает.
Меня смущает, что в великом и могучем Советском Союзе было построено 15 таких кораблей. И от этого количества нам досталось 4 единицы, два корабля списаны и утилизированы, два пока служат.
Остальные, простите, там, за горизонтом. Три были утилизированы Украиной, по четыре корабля служат в ВМС Греции и Китая.
Как умудрились некоторые гордо заявить, что у России самый большой флот таких кораблей, я не знаю. Как ни крути, 2 меньше, чем 4. Но – так сказали «Известия».
Вот это все напоминает нашего соседа. Да, именно на Украине мастера уже сделать перемогу из чего угодно, но на выходе все равно будет «Приора».
Так и здесь.
Хорошо, модернизируют ОДИН из ДВУХ имеющихся у нас ДКВП. Возможно, модернизируют и второй. Хуже не будет, но тем не менее, давайте подумаем, насколько этим усилится потенциальная возможность десантных операций Балтийского флота? Ну раз уж оба корабля именно там и служат?
Да ни на сколько.
Два корабля могут перевезти:
— 6 танков;
— или 20 бронетранспортёров;
— или 16 боевых машин пехоты;
— 280 человек десанта, а если без техники — 1000.
В общем, негусто. Что там говорили о захвате пролива на Балтике силами менее батальона? Ладно, допустим, на Балтике есть в составе флота еще аж четыре БДК проекта 775 разных (от 1983 до 1991) годов постройки. На небольшую десантную операцию против Латвии или Литвы хватит. С Данией уже сомнения берут, у них вполне вменяемые корабли на вооружении стоят.
А вот как будет выглядеть такая операция про «блокировке» пролива Эресунн в зоне действия ВМС Швеции или пролива Кадетринне, где хозяйничают немцы?
В общем, такая операция могла возникнуть только в голове диванного гения российского розлива. И не будет никаких «звездных войн».
Два тридцатилетних кораблика с неполным батальоном захватывают и блокируют пролив в Балтийском море… Ну если только в какой-то громадный праздник типа Рождества. Да и то вряд ли.
Хорошо, шутки шутками, но давайте о серьезном.
Два кораблика у нас есть. Это уже что-то, кораблики проверенные временем, испытанные и все такое.
И есть два завода, где 30 лет назад эти корабли строили. В Санкт-Петербурге Приморский судостроительный завод и в Феодосии судостроительный завод «Море». «Море» вообще специализировался раньше на кораблях на подводных крыльях, на воздушной подушке, на каверне, глиссирующих, в общем – ассортимент еще тот.
Но сейчас завод строит ракетные катера. Тоже в принципе, дело.
Думаю, многие со мной согласятся, что «если что» — смогут. Но… Но тут как всегда, подводной лодкой всплывает наша извечная головная боль.
Угадали, это двигатели.
Двигатели для «Зубров» делали в Николаеве. На ГП НПКГ «Зоря»-«Машпроект». Уверен на 200%, что двигателей этого завода нам не видать ни при каких обстоятельствах. Нет, одно есть. Это наступление 1-й танковой и 20-й общевойсковой армий на Киев. Вот тогда двигатели будут.
Пока же перспектива в плане двигателей отнюдь не обнадеживает. Их просто нет.
Значит, говорить особо и не о чем. И кому понадобилась вся эта шумиха вокруг двух десантных корабликов, понять очень и очень сложно.
Да, 30 лет назад это были корабли «на острие». Да, сегодня они бы тоже могли выполнять какие-то задачи типа попытки высадки десанта первой волны.
Другой вопрос, где высаживать и для чего?
«Зубры», несмотря ни на что, весьма хорошие корабли. И они вполне могут, если их построить в достаточном количестве, реализовать тактику «быстрого реагирования».
Увы, украинские двигатели от «Зари» ставят крест на всем проекте. Осилить еще одну линию в Рыбинске? Теоретически можно, практически еще с фрегатами проекта 22350 проблемы не решили в этом плане.
Вот и выходит, что перемоги никакой нет. Совершеннейшая зрада, особенно если вспомнить, что кораблям 30 лет, а моторесурс двигателей около 4 000 часов. И что делать с ними дальше, никто внятно не объяснит.
Но что-то там отремонтировали, а потом на весь мир начали хвастаться тем, как два кораблика заблокируют проливы. Не важно, на Балтике или на Черном море. Главное – заблокируют.
К сожалению, ситуация почему-то больше напоминает «Тришкин кафтан». Но с помпой и громкими заявлениями.
Возможно, это общая тенденция?
Источник информации:
Роман Скоморохов
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: