Лента новостей

03:41
Лицемерие не знает границ: Соболь пытается доказать реальность подписей в свою поддержку
21:06
Анекдотическая ситуация: французская армия вербует писателей-фантастов
20:55
Эксперт: США бесправно шантажируют Европу своим газом
20:54
Буйвол бессилен против стаи гиен? США готовят ответ смертоносной «Армате»
20:16
Турчинов назвал украинцев рабами
19:52
Правозащитники рассказали, почему российских граждан держат в ливийских тюрьмах
19:42
Чешский политик: США и ЕС зря ведут «охоту на ведьм» против России
19:33
«Политический шантаж»: Александр Малькевич о задержании своих сотрудников в Ливии
19:30
Израиль может «выключить» противоракетную оборону Сирии – военный эксперт
19:18
«Социальный лифт»: Ходорковского: как Азар из журналистов в радикалы перешел
19:13
Наворовали, можно и уходить: кабмин Украины проверяют по делу о крупном хищении средств
19:01
Насилие в рядах Навального: Любовь Соболь решила «добить» беременную Симоньян
18:48
Помпео раскрыл секретное дипломатическое оружие Трампа
18:13
«Судачество» - «Москиту» не помеха
17:44
Следствие ведут хомячки: стоит ли верить расследованиям под эгидой Навального?
16:44
Во Владивостоке открылся первый в стране дайвинг-клуб для юнармейцев
16:34
В Иране арестованы 17 агентов ЦРУ
16:33
Британцы восхищаются «Аэрофлотом»
16:30
Еще о проблеме задолженности предприятий российского оборонно-промышленного комплекса
16:30
У россиян рекордно вырос объем "свободных денег"
16:29
Лукашенко назвал Украину "общей бедой" Европы
16:28
Сначала мы вас немножечко убивать...
16:27
Что могут изменить на Украине парламентские выборы
16:27
Выборы на Украине: депутат Рады пророчит катастрофу
16:26
Ученые нашли под Смоленском останки одного из сподвижников Наполеона
16:26
США размещают войска на ключевой базе СА, которую они использовали во время всех предыдущих войн
16:24
Польша помогает России с «Северным потоком – 2»
16:24
Танкерная "война". Лондон достал даже США и НАТО
16:23
Российские физики открыли новое необычное свойство графена
16:23
Новая переработка платформы "Бумеранг" с целью снижения стоимости
16:17
Голодаем по рецепту Соболь: после сытного обеда прогулка на шпильках
14:54
Анкара готовится использовать С-400 с 2020 года
14:01
Канадский сенатор раскрыл секретную информацию о ядерных арсеналах США в Европе
14:01
Канадский сенатор раскрыл секретную информацию о ядерных арсеналах США в Европе
13:07
Израиль уничтожает палестинские поселения
13:06
NI: Российские вооруженные силы трансформируются и становятся все сильнее прямо на глазах
13:04
Физикам удалось повысить скорость работы квантового компьютера в 200 раз.
13:04
Капсула Hyperloop установила новый рекорд скорости — 463 км/час!
13:03
Обнаруженные в перикардиальной жидкости клетки помогут восстановить сердце после инфаркта
13:03
Ученые обнаружили странный вид глубоководных акул длиной всего 14 см
13:00
Нотр-Дам: Отделение культуры от государства
12:59
Истребителям Су-57 поменяют двигатели
12:58
Украина - невольничий рынок в центре Европы
12:57
Heise: Россия не виновата в катастрофе MH17
12:55
Разочарование и заробитчане обвалили явку
Все новости

Архив публикаций

«    Июль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 


» » Почему фильм «Донбасс» оказался на окраине внимания?

Почему фильм «Донбасс» оказался на окраине внимания?


Первый российский фильм о войне в Донбассе побил рекорды высочайшего кинематографического качества и тотальной информационной и прокатной блокады

Без всякой рекламы, по одному сеансу в день, в полупустых залах идёт один из лучших фильмов в новейшей истории нашего кинематографа – «Донбасс. Окраина» Рената Давлетьярова.

Можно только удивляться тому, что, хотя такого фильма ждали последние пять лет, нашей либеральной и мейнстримной прессе удалось его утопить в молчании, а уж заговор кинопрокатчиков против лучших российских фильмов, если за ними не стоит мощный лоббистский ресурс, и вовсе не является новостью. Задача простая – утопить фильм в недопрокате и безрекламьи, после чего «Кинокритик Антон Долин ТМ» напишет, что «позорная агитка» не собрала даже пятой части того, что собрал «великий антивоенный шедевр Лунгина «Братство»».

Но всё-таки на фильм «Донбасс. Окраина» надо обязательно сходить. Не потому только, что это первый российский фильм про Новороссию и Донбасскую войну, но прежде всего потому, что это действительно выдающееся кино. Идеальный сценарий Алексея Тимошкина. Практически безупречная режиссура Рената Давлетьярова, который действительно умеет снимать напряжённое военное кино. Прекрасный актёрский ансамбль, в котором можно кого-то в чём-то упрекнуть, но попросту не хочется.

С рядом идеологических акцентов я бы поспорил, но главное проговорено и показано предельно выпукло.

О чём этот фильм? В донбасском поселке Марьинка (не реальный западный пригород Донецка, а некий собирательный образ, ближе всего к реальному Иловайску, вокруг которого был котёл) в подвале собрались несколько человек: ополченец Анатолий, солдат ВСУ Андрей, грузовик которого разбит только что состоявшимся артналетом ВСУ же, три женщины – сторонница ДНР Татьяна, а также решительная националистка Оксана и столичная фифочка Наталья – две «волонтёрши» из Киева, привезшие каски и сладости украинским солдатам (которые, однако, сбежали, бросив своих сторонниц); наконец, отец пропавшего неизвестно куда солдата ВСУ пожилой Колосовский, а также маленький раненый Витя.

По сути, эта группа заперта в подвале и на пятачке перед домом, как в классической мышеловке: вокруг артобстрелы, бомбёжки, разлагающиеся на августовской жаре трупы, угроза смертоносной зачистки, причём неважно, какой из сторон, – все будут сперва стрелять, а потом смотреть – в кого. К тому же за всем стоит детективная история, детали которой я не буду спойлерить, поскольку тут, в отличие от «Игры престолов», существует реальный напряжённый саспенс, не отпускающий до самого конца (в кульминационный момент ты долго не можешь оправиться от шока и неожиданности).

Герои решают встающие перед ними задачи – похоронить мёртвых, добыть воду, еду и лекарства, выбраться из смертельной ловушки и, наконец, не поубивать друг друга, при том условии, что они представители враждующих сторон. С одной стороны – «сепаратисты» и «ватники», с другой – «строители новой Украины». Их, конечно, постепенно спрессовывает вместе жесточайший террор ВСУ, на показ которого сценарист и режиссёр не жалеют красок. Но кто именно и как себя покажет, мы не поймём буквально до последних минут.

Перед нами не эпопея-хроника, а классическая драма, происходящая в замкнутом пространстве среди ограниченного числа героев, но изобилующая совершенно умопомрачительными поворотами и психологическими коллизиями. Иногда фильм уходит в причудливую рекурсию, как в диалоге двух закуривших солдат о том, что теперь в фильмах про войну перед сценами курения показывается специальный дисклеймер. Мол, курение показывать нельзя, а зато жестокость и насилие войн – можно.

Фильм получился и пацифистский, и не очень, поскольку с одной стороны он показывает все ужасы, жестокость и грязь войны. А с другой отчётливо видно, что никакой «симметрии» в жестокостях нет. Превратила вооружённое противостояние в Донбассе в неконвенциональную войну без правил воля киевской (простите – «кыивской») хунты с её добробатами националистов и насильников из «Азова», бомбардировками и артобстрелами жилых кварталов, беспощадным и бессовестным террором СБУ. Да, воюют между собой граждане Украины, но по большому счету, кроме как на пути в Россию, выхода нет, и именно разнузданность террора, развёрнутого киевской властью, заставляет их всех, независимо от взглядов, двигаться к российской границе.

Как режиссёрская работа Рената Давлетьярова «Донбасс. Окраина» также выше всяких похвал. Великолепно выстроенные кадры, изумительная манипуляция планами и деталями, рассчитанные нотки натурализма и жестокости, порой отсылающие к аутентичным кадрам этой войны, например – ужасающим фото знаменитого Грэма Филлипса или видеохоррору репортажных клипов Дмитрия Стешина. Фильм получился эстетски красивым в своей ужасающей жестокости, ничем эту жестокость, однако, не умаляя. Обыгран, к примеру, кажущийся очевидным ход с параллелизмом флага Украины и неба с золотистыми полями. Этот образ появляется дважды – в самом начале и в самом конце. И насколько же по-разному считывается этот образ до и после всего увиденного.

Давлетьярову удалось безупречно выдержать и интригу. Я не то что не заподозрил подвоха до самого конца, но и, честно говоря, лишь задним числом сообразил, что подвох вообще был (именно поэтому я настолько аккуратен в пересказе сюжета, чтобы сохранить для зрителя максимум напряжения).

По факту «Донбасс. Окраина» оказался одним из лучших фильмов в постсоветской истории нашего кино. Причём за последнее десятилетие конкурентов у него и вовсе будет немного. Оказалось, что дело не в голливудском размахе и бюджетах, а именно в тщательности работы над сценарием и картинкой, в продумывании того, что ты хочешь сделать и увидеть в кадре – будь то обгоревший труп застигнутого внезапной и страшной смертью солдата или взрыв разбомблённой голубятни.

Разумеется, во всём показанном есть некоторая доля условности. 17 августа авиация ВСУ над Донбассом уже не применялась. Путь героев на старой «буханке» до российской границы пролегал бы не по чистому полю среди ветряков (узнаваемых для тех, кто бывал под Евпаторией), а среди обгорелых трупов дымящихся машин. Дорога до Успенки буквально была усеяна сотнями и тысячами убитых беженцев, уничтоженных ВСУ, среди которых оказался и самый знаменитый погибший в этой бойне – журналист Андрей Стенин. Показать этот зримый геноцид – пожалуй, вот главная упущенная в этом фильме возможность. Но вся эта условность — это, так сказать, концентрация смыслового и визуального образа этой войны.

Кто-то, безусловно, упрекнёт авторов фильма в том, что показанный на экране конфликт – это скорее «гражданская война на Украине», нежели освободительная война русского народа в Новороссии, что подвиг ополченцев лишь намечен немногими штрихами, его почти нет. По сути, фильм прежде всего о судьбе солдата ВСУ Андрея из Харькова, и даже его конечный выбор так и остаётся нерешённым.

Все эти упреки будут по-своему справедливы. Но свою задачу «Донбасс. Окраина» выполнил. Это фильм о военных преступлениях «Кыива». Это жёсткий отпор киноподделкам украинского режиссера Лозницы с его показанным в Каннах античеловеческим «Донбассом». Это «фестивальное» кино, которое будет показано в Риме в сентябре 2019 года. Это просто большое кино. Надеюсь, не последнее.

Мне бы лично хотелось увидеть масштабную, уже эпического размаха драму о 85 днях Славянска, построенную на общей картине, нарисованной Александром Жучковским в его книге, в прекрасных воспоминаниях самого юного участника обороны – Андрея Савельева (автора книги «Война в 16+. Из кадетов в диверсанты») и репортажей военкоров «Комсомолки» Дмитрия Стешина и Александра Коца, без которых картину тех дней просто невозможно себе представить. Надеюсь, что однажды наше кино дорастёт и политически, и художественно, и технически до решения такой задачи.

Сегодня же важно, чтобы фильм «Донбасс. Окраина» не только остался в истории кино как один из несомненных памятников киноискусства, но и не прошёл незамеченным для зрителя, несмотря на всё удушающие кольца блокады со стороны либеральной прессы, кинотусовки и прокатчиков. Прошляпить этот фильм было бы просто стыдно.

Егор Холмогоров


Опубликовано: lentok     Источник


Похожие публикации для статьи "Почему фильм «Донбасс» оказался на окраине внимания?"


Напишите ваш комментарий к статье "Почему фильм «Донбасс» оказался на окраине внимания?"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх