Лента новостей

11:14
Журналист Такер Карлсон вновь в Москве
11:03
Русский терминатор на велосипеде сквозь минные поля ведёт БМП в атаку (ВИДЕО)
11:01
Очертания «плана Кэллога» по украинскому кризису: в таком виде он невыполним
10:59
Три условия мирного соглашения на Украине при поддержке США
10:56
Такер Карлсон объявил о скорой публикации интервью с Лавровым
10:46
На базе астраханских верфей ОСК создадут научный центр судостроения и судоремонта
10:24
В Южной Корее развернулась баталия между президентом и парламентом
10:16
Мерц открестился от своих слов: Я никогда не ставил Путину ультиматум
10:15
Рютте советует Украине отложить любые мирные переговоры с Россией
10:14
Макрон назвал возможность своей отставки «политической фантастикой»
10:13
17-летних украинцев планируют автоматически ставить на воинский учет
10:12
В Тбилиси «мирные» евроинтеграторы стреляли в силовиков из «базуки» из пиротехники
09:46
«От мотоциклов до бронетехники»: как совершенствуются российские мобильные станции РЭБ для защиты от беспилотников
09:33
Ослабление рубля: Россия одолеет валютные сложности
09:10
Американские ВМС намерены защитить Тайвань от возможного китайского вторжения
09:04
Ситуация в Курской области: удары по позициям ВСУ и инженерные успехи российских военных
08:25
Чехарда с военным положением может ускорить отставку президента Южной Кореи
08:24
Патрушев напомнил о роли КГНЦ в поддержке технологического суверенитета страны
08:18
Юрий Подоляка: ВС РФ достигли значимого успеха в районе Покровска и Курахово
07:51
В 2025 году в Россию придут десятки иностранных брендов
05:11
Возможности русских бронебойных снарядов калибром 6-9 дм в сражениях Русско-японской войны
05:01
Русская армия атакует
03:13
Наступление России на Украине: новости СВО от 4 декабря 2024. Карта боевых действий сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 1014-й день спецоперации России на Украине
01:22
Почему КНДР стала союзником России?
01:17
Украина сформировала новую мощную бригаду. Одна проблема — не хватает беспилотников
01:07
США и их союзники разделят Украину на части
00:36
Неудачный нейтралитет Болгарии
00:22
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 3 декабря, вечер
00:11
Опасности для населения не было: астероид прошёл в атмосфере Земли над Якутией
23:26
«Оникс» и «Циркон» в Средиземном море: ВМФ и ВКС России провели совместные учения
23:13
Запад уничтожает Грузинскую мечту руками детей
23:09
GSC объяснила, что произошло с A-Life 2.0 в S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl и почему упоминание системы пропало со страницы в Steam
23:01
Сегодня — Сеул, завтра — Тайбэй и Манила?
22:45
Истоки украинского конфликта, самозапрет на азартные игры
22:20
Силовики задержали очередных пособников СБУ и телефонных мошенников, работающих на украинских кураторов
21:39
AMD сообщила, когда представит видеокарты Radeon 8000 — «следующее поколение инноваций в играх»
21:35
Туск спрогнозировал переломные события на Украине в скором времени
20:54
Китайские производители систем для выпуска чипов похвалились, что США опоздали с новыми санкциями
20:50
Опубликован рейтинг состоятельности регионов России. Низкие доходы в Донбассе и Новороссии показывать не стали
20:49
Россия и Венгрия разобрались с санкциями США против Газпромбанка
20:34
Европейцы зачастили в палаты Зеленского, или Пролетая над гнездом кукушки
20:04
В Германии сорван срок создания центра НАТО для поддержки конфликта на Украине
20:03
Президент Южной Кореи, прикрывая свою коррупцию, объявил борьбу с КНДР внутри страны
20:02
Украинские войска ведут обстрелы ДНР и Белгородской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 3 декабря
19:58
«Не организовывать кишлаки»: глава СПЧ высказался о мигрантах
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»История»«Все подчинено целесообразности»: куда привели Николая Бухарина его идеи о формировании «нового человека» и «новой морали»

«Все подчинено целесообразности»: куда привели Николая Бухарина его идеи о формировании «нового человека» и «новой морали»


«Все подчинено целесообразности»: куда привели Николая Бухарина его идеи о формировании «нового человека» и «новой морали»

Сразу после прихода к власти, большевики стали рассматривать Россию в качестве площадки для мировой революции, толчком к которой должен был статья Октябрь 1917 года. Однако поскольку мировая революция почему-то задерживалась», как предполагали большевики, из-за неготовности пролетариата и крестьянства к восстанию, эту неготовность было решено компенсировать воспитанием «нового человека».

Вначале у большевиков не было четкой и детальной программы по формированию «нового человека». Она рождалась и корректировалась в ходе политических и социально-экономических преобразований. Главными идеологами создания «нового человека» были видные политические деятели: Н. И. Бухарин, А. В. Луначарский, Л. Д. Троцкий, А. А. Богданов. В их концепциях вся сущность «нового человека» должна быть направлена не на развитие индивидуальных качеств, а на удовлетворение интересов общества, и находилась в полной зависимости от общественных сил. Механизмы выращивания «новых людей» при этом они видели по-разному: от воспитания до принуждения [2].



Соответствующие идеологические кампании также были нацелены на решение перспективных задач формирования «нового человека», достойного коммунизма. Сначала предполагалась путем репрессий подавить «мелкобуржуазное» в гражданах (в том числе отсечь оппозиционную часть населения), затем – путем воспитания развивать коллективистское начало в людях. Было понятно, что этика большевиков заключалась в разрушении «старой» морали и прежней системы общественных отношений [1].

Много внимания созданию «нового человека» и утверждению «коммунистической морали» уделял главный редактор «Правды» и член исполкома Коминтерна Николай Бухарин.

«Заменить семью коммунистической партией»



В дореволюционный период видный теоретик ВКП(б), а также главный редактор сначала «Правды», а затем «Известий» Н. И. Бухарин практически не уделял внимания проблеме «нового человека». Однако после прихода к власти большевиков Бухарин стал заниматься не только экономическими и политическими вопросами, но и обратился к проблеме формирования личности нового типа.

Стоит отметить, что партийные теоретики 1920-х гг. – Л. Д. Троцкий, А. В. Луначарский, Н. И. Бухарин, А. А. Богданов – были приверженцами идей материализма XVIII–XIX вв. и рассматривали человека как разумного, активного субъекта, призванного к переустройству мира. Они ставили задачу формирования «нового человека», являющегося переходным типом по отношению к человеку коммунистической эпохи. В центре их антропотехники находился идеал «полезного обществу работника», на создание которого были нацелены как репрессивно-карательные, так и культурно-образовательные методы [4].

По мнению некоторых большевистских идеологов, все общество должно было быть организовано на научно-технических принципах и стать машиной, а человек – ее винтиком. В 1928 году Николай Бухарин призывал «в кратчайший срок произвести определенное количество живых рабочих, квалифицированных, специально вышколенных машин». Кинорежиссер Дзига Вертов, в свою очередь, писал: «Новый человек, освобожденный от грузности и неуклюжести, с точными и легкими движениями машины, будет благодарным объектом киносъемки» [5].

«Новый человек», человек коммунистический (советский человек) должен был представлять собой идеальную мобилизационную единицу, для которой узкие приватные контексты имеют смысл только постольку, поскольку вписаны в логику тотального переустройства бытия – либо вообще не имеют смысла. Как уже не раз было сказано выше, создавать его собирались как воспитательными, так и репрессивными методами.

Если говорить о методах воспитательных, то еще в октябре 1919 года Николай Бухарин и Евгений Преображенский совместно написали книгу «Азбука коммунизма. Популярное объяснение программы Российской коммунистической партии (большевиков)». В этой книге говорилось о том, что «нового человека» нужно воспитывать с самого детства, и должны это делать не родители, а общество.

«Ребенок принадлежит тому обществу, в котором и благодаря которому он родился, а не только лишь «обществу» своих родителей. Обществу же и принадлежит первейшее и основное право воспитания детей. И с этой точки зрения претензии родителей путем домашнего воспитания запечатлеть в психологии своих детей свою ограниченность необходимо не только отклонять, но и высмеивать самым беспощадным образом. Общество может доверить воспитание детей родителям, но может и не доверить» [3].

Известный советский юрист, один из создателей кодекса о семье и браке, А. Гойхберг выражался еще более категорично: «Необходимо заменить семью коммунистической партией» [6].

«Принуждение во всех его формах является методом выработки коммунистического человечества»


Формирование «нового человека», согласно учению марксизма, предполагало коренное изменение человеческой морали. Эту установку развивал в своих трудах и выступлениях В. И. Ленин, который обличал старую буржуазную мораль, утверждал существование особой коммунистической морали, которая «выводится из интересов классовой борьбы пролетариата» [7]. Развивал ее и Н. Бухарин.

Сердцевиной коммунистической морали «нового человека» был идеальный образ большевика, строителя светлого будущего, который сформировался под влиянием опыта подпольной революционной борьбы и Гражданской войны.

Н. Бухарин писал о необходимости исправления «человеческого материала» в период пролетарской диктатуры: «Пролетариат завоевывает власть, чтобы переделать «свою собственную природу», переделать все общество и таким образом достигнуть коммунизма».

Марксистский подход, ставивший превыше всего классовую борьбу и насильственную пролетарскую революцию, означал идеологическое оправдание насилия. Более того, некоторые советские деятели видели в насилии главное средство создания нового общества. В 1920 году Николай Бухарин писал:

«Пролетарское принуждение во всех своих формах, начиная от расстрелов и кончая трудовой повинностью, является, как парадоксально это ни звучит, методом выработки коммунистического человечества из человеческого материала капиталистической эпохи» [8].

Бухарин вообще проявил себя совершенным циником. По его мнению, пролетариату не нужна была нравственность, а лишь четко сформированный набор «технических правил» поведения. Он нуждается не в понимании своего долга «или еще какой-нибудь чепухи», а в осознании трезвого расчета [1]. Он жестко осуждал «буржуазных слюнтяев», рефлексировавших над вопросом «можно или нельзя убить человека».

«Буржуазные расхлябанные слюнтяи постоянно себя спрашивают, как спрашивал Ропшин, можно или нельзя убить человека, застрелить околоточного надзирателя? А мы говорим, что все подчинено определенным практическим соображениям о целесообразности для хода революции, для осуществления тех или иных задач. Мы смотрим на наши моральные отношения, на науку, как на инструменты нашей борьбы с природой, борьбы с вредными элементами человечества, чтобы привести человечество в новые высшие формы своего развития. В этом наша борьба» [9].

Отношение Бухарина к русскому народу


Помимо представления Н. Бухарина о государстве как орудии насилия (которое в 1920-е годы разделяли многие идеологи большевизма), он также негативно относился к русскому народу.

На XII съезде партии (17–25 апреля 1923 года) Бухарин, выступая с трибуны заявил: «Мы в качестве бывшей великодержавной нации должны поставить себя в неравное положение. Только при такой политике, когда мы искусственно поставим себя в положение более низкое по сравнение с другими, только этой ценой мы сможем купить доверие прежде угнетенных наций». То есть – Бухарин предложил русским стать на колени, опустить головы и постоянно просить прощения, и извиняться…

Более того, в одной из своих статей в «Известиях» он называет русских «наследниками проклятой обломовщины», «азиатчиной», «рассейской растяпой».

«Эта расейская растяпа! Эти почти две сотни порабощенных народов, растерзанных на куски царской политикой! Эта азиатчина! Эта восточная «лень»!» [10].

На подобные высказывания пришлось отвечать газете «Правда», которая вскоре поместила специальный материал о его «вредной и реакционной болтовне».

«Вряд ли Бухарин сумеет объяснить с точки зрения своей концепции, как это «нация Обломовых» могла исторически развиваться в рамках огромного государства, занявшего 1/6 часть земной суши... и как русский народ создал таких гигантов художественного творчества и научной мысли»,

– говорилось в статье.

К созданному писателем Иваном Гончаровым образу «ленивого человека» Бухарин обращался не единожды, превращая его в персональный символ русского народа.

Заключение


Такие революционные идеологи, как Николай Бухарин, активно поддерживавшие и восхвалявшие насилие, сами себе копали могилы.

На пленуме ЦК 23 февраля 1937 года Бухарин был объявлен «врагом», а для расследования его преступлений была назначена комиссия. Он бы арестован. Суд состоялся в марте 1938 года: в официальном обвинении, утверждалось, что подсудимый, мол, стремился реставрировать капитализм, расчленить СССР, убить Сталина и других руководителей партии, что работал он в тесной связи с иностранными разведками и Троцким.

Как главный обвиняемый на процессе он был приговорен к расстрелу – «высшей мере социальной защиты», прославляемой в свое время самим Бухариным. Ведь именно ему принадлежат такие слова: «Расстрел – это метод воспитания человечества».

Использованная литература:
[1]. Давыдов А. Ю. Военный коммунизм: народ и власть в революционной России. Конец 1917 г. – начало 1921 г. – СПб.: «Евразия», 2020.
[2]. Фишева А. А. Концепт «нового человека» в советской социальной политике 1920-х гг. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки, Том 10. № 1/2019.
[3]. Бухарин Н. И. Азбука коммунизма: популярное объяснение программы Российской коммунистической партии большевиков / Н. Бухарин и Е. Преображенский; Российская коммунистическая партия большевиков. – Москва: Гос. изд-во, 1920. С. 182–183.
[4]. Устинов О. А. Антропологические парадигмы в русской философии советского периода (1917–1991 гг.): историко-философский анализ, дис. ... доктора философских наук. М., 2022.
[5]. Цитата по: Хоффманн Д. Л. Взращивание масс. Модерное государство и советский социализм. 1914–1939. – М.: Новое литературное обозрение, 2018.
[6]. Гойхберг А., Закон о браке. Москва, 1922. С. 63.
[7]. Человек советский: за и против – Homo soveticus: pro et contra: монография / В. М. Амиров, А. В. Антошин, В. И. Бортников [и др.]; под общ. ред. Ю. В. Матвеевой, Ю. А. Русиной. – Екатеринбург: Изд во Урал. ун та, 2021.
[8]. Бухарин Н. И. Экономика переходного периода / Н. И. Бухарин // Бухарин Н. И. Проблемы теории и практики социализма. – М., 1989.
[9]. Бухарин Н. И. Пролетарская революция и культура: [стенографический отчет доклада 5 февраля 1923 г. в Петрограде] / Н. Бухарин. – Пг.: Прибой, 1923.
[10]. Бухарин И. И. Наш вождь, наш учитель, наш отец II. Известия. 1936, 21 января.


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх