Лента новостей

21:31
Итоги евроинтеграции: Латвия вылетела в «трубу»
21:10
Потери от санкций заставили Эстонию искать сближения с Россией
21:05
В Киеве возмущены стремлением Италии восстановить отношения с Россией
21:00
США перекладывает содержание Украины на страны Восточной Европы
20:32
Книга Сноудена распродается гораздо быстрее после того, как на него подали в суд США
20:29
Программа «ЮБК - территория всемирного наследия» в работе на полуострове
19:46
Устинова подставила «оппозиция», а защищает гражданское общество
17:54
Двуличная Соболь топит за осужденного Устинова, хотя сама его подвела под монастырь на летних незаконных митингах
17:42
Жириновский: Украину и Белоруссию давно пора присоединить к России
17:38
Добившись «энергетической независимости» Литва начала закупки российского газа
17:22
Руслан Коцаба: Европа должна принуждать украинскую власть к адекватности
17:21
Конфедерация Москвы и Минска: Кремль блефует
17:21
В США задумали ввести для России «налог» на Путина
17:20
Кто подставил США и Европу?
17:20
Советский город будущего. Хотели бы так жить?
17:18
Украино-американская рота на учениях разгромила "зелёных человечков"
17:17
Старый советский спутник может столкнуться с надувным космическим кораблем США
17:16
В Кремле заявили, что не могут оказать влияния на суд по делу Устинова
17:15
Памяти Вятровича
17:15
Не делать поспешных выводов – Кремль о событиях в Саудовской Аравии в преддверие визита Путина в эту страну
17:14
Саудовская Аравия восстановила уровень поставок нефти и намерена увеличить добычу на 20%
17:14
Дудь и Беслан
17:14
Нескучная осень для Зеленского...
17:13
Олигархическая война: крупные бизнесмены сговорились против Коломойского
17:13
Facebook обучит ИИ удалению записей массовых расстрелов с полицейских камер наблюдения
17:12
Иран и Россия нашли решение как обойти Swift
17:12
Растаман Резник попался за раскуркой с пухлым либералом Врански
17:12
Миллионы любителей НЛО, миллионы «инопланетян» и олимпиада в Москве
17:11
Россия и Болгария начали строительство газопровода "Балканский поток"
17:11
Представитель Офиса (Администрации) президента Украины опроверг слухи о начале работы ликвидационной комиссии УГТС
17:10
Русский дебют в небе Стамбула. Чем может обернуться турецкий вояж для авиапрома России?
17:09
Николай Рыжков: мы топчемся на месте, потому что выбрали неправильный путь
17:08
Guardian: не проронил ни слова — застреливший бывшего чеченского боевика в Берлине молчит уже три недели
17:08
Украинский бюджет: прожиточный минимум в расчете на бесправных нищебродов
17:07
Недостаток свидомости в образовании
17:07
Промпроизводство в России
17:07
Ходорковский использует дело Устинова для раскачки ситуации в стране
16:59
На Дальнем Востоке начались масштабные лётные учения
16:52
10 шокирующих моментов на детских конкурсах красоты в США
15:33
Губернатор Беглов приложит все силы, чтобы сделать жизнь петербуржцев лучше
13:20
Это беженцы — кого надо беженцы. Почему Брюссель «сортирует» нелегалов?
13:20
Клыки войны-2, или Очень мелкие, но смертельно опасные «зубы дракона»
13:20
«Уложено почти 2000 км»: газопровод «Северный поток — 2» построен более чем на 80%.
13:19
«В сопровождении истребителей европейских стран»: два Ту-160 ВКС России выполнили плановый полёт над Балтикой.
13:18
Почему «Газпром» уже проиграл в газовой войне
Все новости

Архив публикаций

«    Сентябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 


» » Новый ледокол даст России гигантские преимущества в Арктике

Новый ледокол даст России гигантские преимущества в Арктике


 На Балтийском заводе в Санкт-Петербурге 25 мая спущен на воду третий атомный ледокол проекта 22220 «Урал». Это событие является знаковым для российского присутствия в Арктике. Ледоколы данного проекта обеспечат нашей стране принципиально важные геополитические преимущества и многократно окупят свою огромную стоимость. Каким образом?

Всего запланировано строительство пяти ледоколов этого проекта, два из которых ещё предстоит заложить. После окончания постройки ледоколы проекта 22220, также называемые «тип ЛК-60Я», станут основой российского ледокольного флота в Арктике. «Урал» стал вторым серийным ледоколом проекта 22220 – на воде уже находятся головной ледокол «Арктика» и первый серийный ледокол «Сибирь» этого проекта.

«Арктика», «Сибирь» и «Урал» являются двухосадочными судами. Это означает, что они могут менять свою осадку в процессе эксплуатации, уменьшая её для обеспечения захода в устья сибирских рек – Оби, Енисея и Лены. Такая особенность позволяет каждому ледоколу заменить сразу два существующих, так как до сих пор проводка судов осуществлялась комбинированным способом: по Севморпути их вели линейные ледоколы класса «Арктика» (самый массовый класс советских и российских ледоколов имеет то же название, что и головной корабль типа ЛК-60Я), а в устья рек заводили ледоколы класса «Таймыр», имевшие меньшую осадку и лучшую маневренность.

При этом новые ЛК-60 выгодно отличаются от старых ледоколов класса «Арктика». В их конструкции учтены все достижения технического прогресса последней четверти века – ведь последняя «Арктика», ледокол «50 лет Победы», был спущен на воду ещё в декабре 1993 года. Так, например, за счёт автоматизации экипаж нового ЛК-60Я удалось уменьшить до 74 человек по сравнению с 138 на «Арктиках».

А вот мощность реакторов поднялась – вместо двух реакторов ОК-900 мощностью по 171 МВт каждый, на новых ледоколах установлены реакторы РИТМ-200, выдающих по 175 МВт. Практически всю эту прибавку реакторной мощности за счёт лучшего КПД удалось передать на валы ледокола – ЛК-60Я имеет валовую мощность в 60 МВт, тогда как у «Арктик» она составляла лишь 55 МВт.

Однако и это ещё не всё. Сама по себе мощность ледокола не связана напрямую с его ледовой проходимостью, на которую кроме неё влияет ещё масса иных факторов. Удивительно, но и здесь за счёт технологических новинок зависимость оказалась нелинейной – при увеличении мощности лишь на 9%, с 55 до 60 МВт, ледопроходимость возросла на целых 15% – с 2,25 метра («Арктика») до как минимум 2,6 метра у ЛК-60Я.

Ну и, наконец, силовая установка ледокола, два реактора РИТМ-200, стала практически необслуживаемой – перезагрузка нового, металлокерамического топлива повышенной ураноемкости, с обогащением около 20%, будет осуществляться только один раз в 10–12 лет. Реакторы рассчитаны на период непрерывной работы в 26 000 часов, а их назначенный срок службы составляет 40 лет, с одним крупным ремонтом посредине срока, на рубеже 20 лет. Таким образом, спущенный сегодня на воду «Урал» вполне может встретить 2060 год, ещё находясь в составе российского ледокольного флота в Арктике.

Нужны ли России ледоколы?

Строительство мощного ледокольного флота – отнюдь не простое и очень недешёвое начинание. На сегодняшний день контрактная стоимость трёх первых ледоколов проекта ЛК-60Я составляет 121,4 млрд рублей, или около двух млрд долларов США. Однако без этой постройки уже было просто невозможно обеспечить функционирование Севморпути: из старых «Арктик», по состоянию на 2019 год, в эксплуатации оставались только два самых новых ледокола – «Ямал» и «50 лет Победы», а оставшиеся четыре ледокола 1970–1980-х годов постройки уже находятся в отстое в ожидании утилизации.

Таким образом, оставшегося в строю к началу 2019 года ледокольного флота уже было недостаточно для обеспечения круглогодичной навигации по Севморпути. Особенно с учётом того, что кроме обеспечения традиционного для СССР «северного завоза», ледоколам ещё было необходимо поддерживать всё более ёмкую систему «северного вывоза» – экспортных поставок нефти и газа с месторождений Ямала, Гыдана и арктического шельфа.

ледокол

Фактически проекты «Арктик СПГ» и «Ямал СПГ», ориентированные на обеспечение круглогодичных поставок сжиженного газа на рынки Европы и Азии, оказались заложниками процесса сохранения и развития ледокольного флота. Без современных ледоколов даже танкеры-газовозы ледового класса типа «Кристоф де Маржери», сами по себе являющееся чудом техники, могли бы просто не пробиться в зимний период к погрузочным терминалам на арктическом побережье России. А зимний период – это как раз «золотое дно» в вопросе цен на спотовом рынке природного газа, когда спрос на него традиционно высок, как и цена.

Интересно, что потребности флота арктических танкеров и газовозов уже напрямую воздействуют и на будущую судьбу проекта ЛК-60Я. Новые ледоколы, четвёртый и пятый в типе ЛК-60Я, будут на пять метров шире, что обеспечит более высокую скорость проводки танкеров-газовозов ледового класса. На сегодняшний день «Кристоф де Маржери» и однотипные с ним суда буквально «протискиваются» по ледовому маршруту вслед за «Арктиками», имея скорость около четырех узлов. В случае же использования новых ЛК-60Я, тем более модифицированных по ширине, скорость проводки можно будет поднять до шести узлов – в полтора раза. Что тут же принесёт десятки миллионов долларов ежегодной экономии только на транспорте.

При этом возможностей даже модифицированного типа ЛК-60Я не хватит на ещё один амбициозный проект – круглогодичное обеспечение навигации по восточному плечу Севморпути. В рамках этого проекта Россия планирует перевалку 20 млн тонн СПГ в Петропавловске-Камчатском для продажи в Азии и круглогодичное использование восточного маршрута Севморпути. Такую мегапрограмму можно решить лишь в случае постройки двух-трех сверхмощных ледоколов класса «Лидер» (ЛК-110Я), которые будут иметь совершенно невообразимую мощность в 120 МВт на валах. Серия из трёх таких сверхмощных ледоколов будет построена на стапелях дальневосточного судостроительного комплекса «Звезда», а строительство первого ледокола должно стартовать уже в 2020 году.

Такая весомая прибавка к ледокольному флоту России создаст совсем иную геоэкономическую и геополитическую реальность. В которой Северный морской путь станет постоянно действующей транспортной артерией, конкурирующей с путями через Суэцкий канал, вокруг мыса Доброй Надежды и сухопутными коридорами Евразии.

Единственные и неповторимые

Российский ледокольный атомный флот вот уже шестьдесят лет остаётся надёжной опорой России в Арктике. В этом году мы отметим этот радостный юбилей – 3 декабря 1959 года первый атомный ледокол «Ленин» был сдан в эксплуатацию Министерству морского флота СССР.

С тех пор СССР, а потом и Россия, ни на год не теряла присутствия в Арктике – в том числе и благодаря постоянному использованию и совершенствованию атомного ледокольного флота. Даже в самые «тёмные» 1990-е годы атомные ледоколы жили, работали и пробивались во льдах к тем, кто их ждал в самых отдалённых и суровых уголках России.

На сегодняшний день только у России есть реальный действующий ледокольный флот.

В то время как у других арктических стран – США, Канады, Норвегии и Дании есть лишь постоянно декларируемые планы по его созданию, при весьма скромных ледоколах, находящихся в реальной эксплуатации.

Третий ледокол проекта ЛК-60Я, спущенный на воду со стапелей Балтийского завода – наглядный символ того, что Россия вернула себе атомный ледокольный флот и смогла освоить его массовую постройку. В отличие от головного судна проекта, «Урал» сошёл со стапеля уже с полностью загруженными реакторными установками и практически полностью готовой системой электродвижения. Это упростит труд судостроителей, сократит расходы и сроки достройки.

В момент схода махины ледокола со стапеля один из судостроителей не удержался и громко крикнул: «Охренеть!» Действительно, чистая эмоция – рядом с чудом техники, технологии и человеческого труда.


Алексей Анпилогов


Опубликовано: lentok     Источник



Похожие публикации для статьи "Новый ледокол даст России гигантские преимущества в Арктике"


Напишите ваш комментарий к статье "Новый ледокол даст России гигантские преимущества в Арктике"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх