Американское издание "DefenseNews" опубликовало
Американский экспериментальный безэкипажный надводный корабль Sea Hunter (c) DARPA
Проект, созданный в Управлении стратегических исследований (Strategic Capabilities Office - SCO) Пентагона, получает серьезную поддержку со стороны ВМС США и может привести к появлению первого в мире большого вооруженного безэкипажного боевого корабля.
ВМС США приподняли завесу в обнародованном во вторник проекте оборонного бюджета на 2020 финансовый год, запросил 400 млн. долл. на приобретение в 2020 году двух больших безэкипажных надводных кораблей, с суммарно 10 единицами, которые должны быть приобретены в рамках перспективного пятилетнего плана оборонных программ. Однако не сразу было понятно, на закупку каких двух единиц ВМС запросили финасирование, поскольку официально не существует никакой программы большого безэкипажного надводного корабля (Large Unmanned Surface Vessels - LUSV).
В настоящее время представители ВМС говорят, что запрос является результатом осуществляемого SСО проекта Overlord, который впервые всплыл в 2017 году в проекте запроса, указывающего на программу, которая будет использовать существующие беспилотные технологии и интегрировать их в большие и средние безэкипажные надводные корабли с весьма амбициозными целями: автономнный корабль, способный способен перевозить до 40 тонн полезной нагрузки и имеющий мореходность в пять баллов и способный действовать в море автомномно в течение 90 дней без экипажа для технического обслуживания, соблюдая при этом все правила навигации и предотвращения столкновений судов.
Эаолюция программы Overlord SCO от НИР к быстрой закупке отражает как растущую уверенность ВМС в способности сделать технологии работоспособными, так и срочную необходимость в серийных технологиях, которые могут противостоять растущей угрозе со стороны технологий "антидоступа" (А2АD), призванных удерживать основныен ударные силы ВМС США на удалении от берегов потенциальных противников.
Это направление, в которое ВМС США готовы вложить значительные инвестиции. В общей сложности ВМС запросили 2,7 млрд. долл. США в рамках пятилетней программы. А вечером 13 марта ВМС выпустили запрос на получение информации от промышленности, стремясь «определить, существуют ли источники, способные удовлетворить ожидаемые программные требования ВМС для Large Unmanned Surface Vessels (LUSV)».
Главнокомандующий (начальник морских операций - CNO) ВМС США адмирал Джон Ричардсон заявил, что хочет, чтобы ВМС активно продвигались в закупке LUSV, и сравнил его с беспилотным летательным аппаратом-заправщиком MQ-25 - одним из его главных приоритетов в качестве CNO.
«Я бы сравнил это с надводной версией того, что мы видим в MQ-25», - сказал Ричардсон в ходе круглого стола с журналистами 13 марта. «Мы очень настойчиво движемся к тому, чтобы получить что-то из беспилотной авиации на палубе [авианосцев], и мы смогли сделать это очень быстро, воспользовавшись тем, что мы узнали в этой области на сегодняшний день, привлекая промышленность с самого начала, поэтому мы собираемся использовать много из этой практики».
«Это похоже на следующий естественный шаг. Мы хотим как можно скорее перевести его из этапа 'skunkworks' [НИОКР] в оперативную стадию».
Ричардсон указал на недавние успехи, достигнутые ВМС в сфере безэкипажных надводных аппаратов с программой Sea Hunter , которая недавно была передана из Агентства перспективных исследовательских проектов в области обороны (DARPA) в Управление военно-морских исследований ВМС США в качестве доказательства прогресса флота в направлении создания безэкипажных кораблей. Программа LUSV, однако, является отдельным проектом.
В феврале ВМС США заявили, что Sea Hunter совершил автономный переход на Гавайские острова и обратно.
Overlord
Программа Overlord, в развитие которой ВМС США надеются получить свой новый большой безэкипажный боевой корабль, является детищем Управления стратегических исследований (SCO) Пентагона, функционирующего под эгидой аппарата министра обороны, целью которого является добавление новых качественных возможностей в существующее вооружение и технику.
На сегодняшний день наиболее известными проектами SCO были рой ударных беспилотных летательных аппаратов и превращение корабельной зенитной управляемой ракеты SM-6 в противокорабельную ракету большой дальности .Но его работы по тематике безэкипажных наземных и надводных аппаратов были менее известны.
Согласно проекту плана на 2017 год, в рамках Overlord предполагается создать корабль, обладающий практически полной функциональностью более крупного корабля с экипажем - способный соблюдать международные правила судоходства, определять маршрут для решения задачи, поддерживать связь с другими кораблями (имеющими экипаж или без него) в составе корабельной группы - и делать это с очень небольшим взаимодействием с людьми, как только он будет запущен.
«По программе Overlord будут созданы основные элементы автономных действий, связи и управления, а также действующие прототипы USV [безэкипажных надводных аппаратов], способные беспрепятственно взаимодействовать с флотом», - говорится в проекте. «Программа Overlord должна быть построена как наращиваемая во всех критически важных аппаратных и программных системах. Программа будет включать интеграцию и испытания полезных нагрузок для [радиоэлектронной борьбы], [противокорабельных действий] и [ударов по наземным целям]».
В программе, в соответствии с modus operandi SCO, делается упор на использование и адаптацию существующих аппаратов и технологий, говорится в проекте, и «будут использованыя преимущества коммерческих технологий, интегрированы существующие конструкции аппаратов и развиты существующие возможности безэкипажности для достижения требуемых целей»
В проекте изложен двухэтапный план, который начинается с 12-месячного первого этапа, который требует от промышленности демонстрации безэкипажного аппарата, который может соответствовать требованиям, изложенным в проекте, включая дальность плавания 4500 морских миль, «мореходность, по крайней мере, в 5 баллов с минимумом 80000 фунтов полезной нагрузки и электросистемой трехфазного переменного тока мощностью 75 кВт, напряжением 450 В, 60 Гц, предназначенной для полезных нагрузок».
Второй этап программы - отбор наиболее конкурентоспособных образцов для дальнейших испытаний и интеграции, и переход от несекретной первой фазы к «секретной» второй фазе.
Командование военно-морских систем (Naval Sea Systems Command - NAVSEA) ВМС США отказалось отвечать на вопросы о ходе выполнения проекта Overlord, сославшись на секретность, но признало, что LUSV, планируемые к приобретению по бюджету 2020 финансового года, являются результатом программы Overlord.
Представитель NAVSEA Алан Барибо заявил, что новый LUSV должен иметь решающее значение для "рассредоточенных действий" ('distributed way') в будущем.
«LUSV предоставят относительно недорогие, высокопрочные, реконфигурируемые корабли, способные вместить различные полезные нагрузки для безэкипажных задач, чтобы увеличить количественный состав надводных сил флота с экипажами», - говорится в заявлении.
«Обнародованный 13 марта запрос промышленности о предоставлении информации (RFI) о безэкипажных средствах продолжает усилия, начатые в Overlord»,- заявил представитель Управления по НИОКР и закупкам (Research, Development and Acquisition office) ВМС Дэнни Эрнандес.
«Корабли Overlord были экспериментальной темой, - сказал Эрнандес. - RFI - это отдельное от Overlord направление, которое запустит проект поиска прототипа LUSV».
Быстрое продвижение
Во время представления проекта бюджета ВМС США на 2020 финансовый год, директор по бюджету ВМC заявил журналистам, что большой безэкипажный надводный корабль, часть того, что ВМС называет своим «призрачным флотом» ('ghost fleet'), должен по своим размерам быть примерно в три раза меньше перспективного фрегата FFG (X), который может иметь водоизмещение свыше 6000 тонн.
«Это [корпус] длиной от 200 до 300 футов и в 2000 тонн», - сказал контр-адмирал Рэнди Критс. «Я не уверен, какой будет окончательная форма корпуса, [размерения] это то, что мы рассматриваем сегодня с точки зрения определения характеристик того, что мы хотим закупать для «призрачного флота». Но я не думаю, что мы точно знаем, какой будет форма корпуса».
ВМС непреклонны в том, что, даже не имея возможности полного удовлетворения требований, необходимо быстро продвигаться, чтобы использовать эти возможности во флоте.
«Мы должны разобраться в деталях концепции операций, командного управления - как это будет работать в распределенной среде», - сказал Критес. - «Но нам нужны эти опытные средства, и нам нужно быстро их реализовать, чтобы мы могли на самом деле увидеть, как это будет работать».
Путь, по которому движутся ВМС, может кардинально изменить способы боевого применения флота, существующие со времен Холодной войны. Руководитель управления надводного флота CNO контр-адмирал Рональд Боксалл в декабрьском интервью "Defense News" сообщил о возможных перспективах развития надводного флота.
Боксолл разработал концепцию максимально возможного расширения боевых возможностей для небольших рассредоточенных ("distributed") безэкипажных кораблей, и использования более крупных кораблей в качестве кораблей управления для «призрачного флота».
«Сегодня я имею требования на 104 крупных надводных кораблях при оценке структуры сил; и у меня есть 52 малых боевых корабля [типа LCS]», - сказал контр-адмирал Рональд Боксалл. - «Это выглядит, как будто мы перевернуты с ног на голову. Должен ли я перевернуть это обратно и иметь больше небольших платформ? Я думаю, что исследование перспективного боевого состава флота показало «да», и наши военные игры показывают их ценность».
Смена парадигмы должна сдвинуть флот от платформ, подобных эсминцам типа Arleigh Burke - большим кораблям со взначительными возможностями, плотно насыщенным оружием и электроникой, но невероятно дорогим в постройке, обслуживания и модернизации.
«Это изменение в мышлении, которое говорит, что вместо того, чтобы ставить на корабль так много, насколько мы имеем денег, вы начинаете думать по-другому», - сказал Боксолл в декабрьском интервью. - «Вы начинаете говорить: «насколько небольшой может быть моя платформа, чтобы на ней было все, что мне нужно?»
«Мы хотим, чтобы все было только таким большим, каким оно должно быть. Вы делаете это меньше и более распространяемым, учитывая, что за одинаковое количество долларов вы получите примерно столько же. И когда я смотрю на ВМС, я думаю: «Где мы можем использовать безэкипажность, чтобы я мог подтолкнуть их к меньшей платформе?»
«Рассредоточенный» (“Distributed”) - ключевое слово в новой концепции, которую разрабатывают ВМС США, чтобы противостоять растущему влиянию Китая в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях. Хотя общедоступные подробности того, что ВМС называют «рассредоточенными (распределенными) морскими операциями» (Distributed Maritime Operations - DMO), скудны, похоже, что они основаны на идее, разработаной на надводном флоте и известной как «рассредоточенная летальность» (“distributed lethality”). Идея заключалась в возвращении надводным кораблям ВМС США ударных возможностей, чтобы растянуть китайские средства наблюдения и разведки и получить возможности для наступательных ударов.
В заявлении NAVSEA говорится, что LUSV станет ключевым компонентом DMO. «LUSV предоставят относительно недорогие, высокопрочные, реконфигурируемые корабли, способные вместить различные полезные нагрузки для безэкипажных задач, чтобы увеличить количественный состав надводных сил флота с экипажами», - сказал Барибо. - «LUSV - ключевой инструмент концепции DMO ВМС, которая включает возможности передового развертывания (одиночного или группового), объединения с отдельными боевыми кораблями с экипажами или дополнения боевых групп с помощью LUSV-рассредоточенных противокорабельных и ударных возможностей».
Безопасно, быстро и с достаточной пропускной способностью?
Такая интеграция с флотом, где ударные возможности, ранее принадлежавшие боевым кораблям с экипажами, передаются на аутсорсинг роботизированным кораблям, управляемым людьми с более крупных кораблей с экипажами, является неотъемлемой частью концепции проекта Overlord, изложенной в проекте 2017 года.
Но очевидно также и то, что это очень трудно будет осуществить, особенно в оспариваемой [противником] среде, где связь, с одной стороны, будет как сама по себе целенаправленно подавляться противником, так и ее использование облегчит противнику нахождение целей, говорят эксперты.
«Вы можете поддерживать связь через спутник, но тогда она будет уязвима для тех же сил "противодействия доступу" (A2AD), которые будут вам противодействовать и в обычных условиях», - сказал Майкл Горовиц, эксперт по беспилотным системам и профессор Университета Пенсильвании.
«Вы можете локализовать сенсорные сети. Затем вам нужен способ связать эти данные обратно с управляемой человеком системой. Вам нужен какой-то способ передавать информацию людям, и это станет ключевой уязвимостью».
По словам Горовица, существует также проблема с огромным объемом данных, которые вам необходимо будет передавать по сетям, - предположительно ретранслируемом либо с помощью БЛА-ретрансляторов связи, либо других кораблей (узлов) в сети.
«Слабым местом является средство расширения сети ваших датчиков - ваша роботизированная связь», - продолжил Горовиц. - «Если вы думаете об этом, как о цепочке, которая, скажем, проходит весь путь до сильно удаленного авианосца или крейсера. … Дистанционно управляемые системы требуют большой полосы пропускания. Чем больше у вас узлов, тем больше вы увеличиваете риск того, что злоумышленник может нарушить вашу систему, выбив один из них».
«Или вы развертываете ее как сеть, так что любой отдельный узел не является критически важным, но тогда вам нужно развернуть множество из них».
И масштаб является проблемой, потому что ни одна из этих технологий не является дешевой, сказал Горовиц.
«Это требует все большей миниатюризации с точки зрения боеприпасов, мощности и т. д., - сказал он, - в зависимости от того, насколько малы вы хотите, чтобы эти платформы были. Если вы говорите о размерах Sea Hunter, тогда вопрос в том, могли бы вы масштабировать Sea Hunter сегодня? Я думаю, что производственные затраты, вероятно, будут довольно высокими».
«Я думаю, что ключевым будет снижение затрат на производство некоторых из этих платформ».
Тем не менее, ценность реализации такого видения имеет значительный потенциал, добавил он.
«Я думаю, что имеет смысл инвестировать в такие возможности», - сказал Горовиц. - «Будет ли это безопасно, быстро и с достаточно большой шириной полосы пропускания? Сейчас это вызовы».
Читайте нас: