Подводные планеры, или глайдеры, передвигаются без помощи гребного винта. Внутри аппарата, напоминающего по внешнему виду торпеду, установлена герметичная камера, разделенная на две части. В одной из них находится воздух, в другой — жидкость, сжимающая воздух при открытии клапана. За счет уменьшения объема воздуха глайдер начинает погружение, для всплытия жидкость откачивается обратно. Направление движения в зависимости от конструкции могут задавать крылья аппарата либо перемещающийся внутри корпуса балласт.
Скорость движения аппарата при этом составляет до 2 км/ч, расход энергии при перемещении невелик. Это позволяет глайдеру работать в автономном режиме несколько месяцев.
О ведущихся разработках в этом направлении в 2012 году сообщил начальник департамента гособоронзаказа Объединенной судостроительной корпорации Анатолий Шлемов. Тогда не уточнялось, какими будут подводные беспилотники и когда они появятся в Российской армии.
«Учитывая, что ведущие мировые разработчики проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию глайдеров двойного назначения уже более 10 лет, целесообразно начать подобные работы и в России», — указано в документах.
Там же отмечается, что «аналогов данным изделиям в государственном оборонном заказе нет», хотя «существующие системы обнаружения... для обнаружения малозаметных глайдеров... малопригодны». Такие аппараты предлагаются «для мониторинга оперативной океанографической обстановки там, где использовать другие силы и средства флота для этих целей нецелесообразно или нет возможности, особенно в арктической зоне России». В перспективе глайдеры смогут заменить поверхностные буи флота, использующиеся для сбора информации о состоянии океана.
Минобороны хочет получить аппарат, способный работать на глубине до 300 м, перемещающийся со скоростью от 0,3 до 0,5 м/с и способный без перезарядки аккумулятора выполнять миссии в течение 90 суток. Беспилотник сможет нести до 7 кг аппаратуры для сбора информации и будет оснащен модулем ГЛОНАСС. Дистанционное управление аппаратом можно будет вести с расстояния до 15 км.
— Беспилотники будут использоваться не только в воздухе, но и в подводной сфере для повышения эффективности действий на море и береговых войск, — рассказал источник в главкомате ВМФ.
Как сообщил «Известиям» Валерий Половинкин, референт гендиректора Крыловского государственного научного центра (проводит фундаментальные исследования в области морской техники), в России успехов в разработке глайдеров добились МГТУ имени Баумана и Самарский государственный технический университет (СГТУ).
— Головной организацией в этой области можно назвать МГТУ имени Баумана. В Самаре делают оригинальные конструкции, но пока у них проблемы с энергетикой, а это ключевой момент для достижения автономности. В Бауменке эту задачу хотят решить с помощью малогабаритных атомных установок. Также очень неплохие решения имеются в Дальневосточном центре РАН, — сказал Валерий Половинкин.
Профессор кафедры информационно-измерительной техники СГТУ Евгений Татаренко рассказал, что университет уже провел на Волге испытания малого глайдера, в начале осени состоятся испытания более крупного аппарата.
— Флот заинтересовался нашим глайдером, хотя пока никаких договоренностей не было. На сентябрь запланированы испытания аппарата с рабочей глубиной до 1 км, — сообщил Евгений Татаренко.
Представитель ЗАО «Научно-производственное предприятие подводных технологий «Океанос» Борис Гайкович напомнил, что за границей глайдеры существуют с конца 80-х годов прошлого века. Существуют коммерческие проекты в США и Норвегии, военные — американские и франко-немецкие.
— За последние десять лет в мире автономные аппараты на наших глазах превратились из экзотики в успешные коммерческие проекты. Но изначально инициатором их разработки являются американские ВМС, глайдеры понадобились им для разведки и долговременного наблюдения. Такие аппараты разрабатываются в качестве дополнительного элемента флота для обеспечения разведки, — отметил Борис Гайкович.
Бывший начальник Главного штаба ВМФ Виктор Кравченко полагает, что глайдеры в российском флоте найдут аналогичное применение.
— Такие аппараты можно использовать для отслеживания обстановки — проходящих судов, подводных лодок. Полученную информацию будут анализировать на берегу. Исследования океана также приоритетны для флота — соленость воды, ее температура, течения, звуковые каналы на различных глубинах, — пояснил Виктор Кравченко.
Контр-адмирал в отставке Владимир Захаров, напротив, не видит перспектив использования таких аппаратов. По его мнению, беспилотная техника в Российской армии находится на самом начальном этапе развития, а морская среда несет в себе множество неожиданностей.
— Пока для них нет места на флоте. Мы еще не дошли до такого уровня, беспилотники только начинают использоваться в воздухе, а под водой проблем куда больше. Корабли можно обнаруживать и локатором, без использования подобных аппаратов, — считает эксперт.
Представитель ЗАО «НПП ПТ «Океанос» полагает, что стоимость глайдеров в мелкосерийном производстве может составлять порядка $100 тыс. за штуку. На разработку аппарата для российского ВМФ выделяется 161,7 млн рублей.
Читайте нас: