Военные технологии советского времени до сих пор остаются базой для создания самых прорывных и перспективных видов боевой техники и вооружения. С распадом СССР многие технологии попали в руки основного соперника – США.
Конструкторские бюро, чтобы окончательно не распасться, были вынуждены вести сотрудничество с зарубежными странами. Этим вовремя воспользовались Штаты, желающие получить наработки и достижения советских инженеров. Американская корпорация Lockheed Martin под видом совместной работы заполучила чертежи к некоторым разработкам военной авиации.
Одним из таких стал палубный сверхзвуковой истребитель Як-141, на основе которого в дальнейшем американцы создали свой стелс-истребитель пятого поколения F-35 Lightning II. Советская разработка обладала инновационной системой вертикального взлета и посадки, что крайне интересовало США. Стоит отметить, что один из главных союзников Штатов по НАТО Великобритания отказалась помогать американцам, хотя располагала разработкой аналогичного самолета - Hawker Siddeley Harrier.
США хотели заполучить чертежи устройства поворотного сопла двигателя, что и позволяло Як-141 совершать вертикальный взлет с палубы корабля. Российские инженеры выполнили свою часть сделки и передали технологию, которая была доработана специалистами США, что привело к появлению F-135-PW-600 – маршевого двигателя для стелс-истребителя пятого поколения.
Другими словами, техническая часть работы силовой установки была полностью «слизана» с советской разработки. Однако полностью повторить двигатель американцы не смогли, поскольку не обладали другими важными технологиями. В частности, подъемным двигателем Як-141 являлся РД-41 – мощная и крайне легкая силовая установка.
США использовали для подъемной силы турбовентиляторы. РД-41 весил всего 300 кг, тогда как турбовентиляторы США весят 1800 кг. Это огромная разница, которая не позволяла добиться высокой эффективности самолета. Подобные осложнения в работе привели к череде очень серьезных проблем с F-35. В частности, тяжелый самолет не мог набирать сверхзвуковую скорость без использования форсажной камеры. Як-141 этого недостатка был лишен. Высокие весовые характеристики не позволили истребителю брать на борт большое количество вооружения. Конструкторские особенности Як-141 вкупе с технической оснащенностью позволяли оснастить самолет оружием различного типа.
Палубный истребитель Як-141 был оснащен целым арсеналом: на нем устанавливалась пушка ГШ-30, комплекс тяжелого вооружения в виде ракет на четырех подвесках класса «воздух-земля» или «воздух-воздух», ракеты, направленные на борьбу с морскими группировками противника, а также авиабомбы весом 500 кг. Этот самолет был вооружен до зубов.
Американцы понимали, что не обладают подобной грузоподъемностью, поэтому делали упор на малозаметность. В итоге все вооружение F-35 убрано внутрь самолета. Это существенно сказалось на количестве вооружения, которое может нести истребитель. В итоге по своим боевым возможностям сверхсовременный самолет пятого поколения США уступает даже советской разработке, с которого был «слизал» технический образ.
В итоге у американцев, которые пытались заполучить достижения советских инженеров, вышел крайне сырой истребитель. Он не обладает должной маневренностью, что не позволяет ему эффективно вести ближний бой, а также постоянно сталкивается с ворохом проблем в технической части, говорящих о его ненадежности. В плане вооружения самолет имеет крайне ограниченные возможности, поскольку во внутренние отсеки много ракет не помещается.
Да и в плане стоимости истребитель вышел крайне накладным. Для самих Штатов, обладающих самым большим военным бюджетом, проект стал миллиардным, что ударило по казне США. Стоимость экспортного варианта F-35 составляет 110 млн долларов, а для флота – свыше 140 млн. Это слишком большие деньги за столь «сырой» самолет. Российские инженеры передали технологии, которыми американцы эффективно воспользоваться так и не смогли.
Читайте нас: