Второй образец самолета МС-21 совершил свой первый полет. Об этом сообщил в субботу в пресс-релизе Минпромторг РФ. Самолет совершил вылет с аэродрома Иркутского авиационного завода, говорится в сообщении ведомства. Отмечается, что программа полета включала проверку самолета на устойчивость и управляемость, а также проверку работоспособности бортового оборудования. Продолжительность полета составила 1 час 7 минут, он проходил на высоте до 3 тыс. метров при скорости до 400 км/ч. По словам Мантурова, на Иркутском авиационном заводе идет постройка еще трех опытных машин. "Параллельно с летными и статическими испытаниями в настоящее время ведется активная подготовка к развертыванию серийного производства нового авиалайнера", - заявил глава Минпромторга РФ.
На IV Пермском инженерно-промышленном форуме представлен новый российский двигатель ПД-14 для самолета МС-21. Выполнен большой объем сложных инженерных и сертификационных испытаний, в том числе успешно проведены важнейшие для получения сертификата типа испытания по обрыву рабочей лопатки вентилятора, испытания по обрыву вала турбины низкого давления, завершены 150-часовые длительные испытания двигателя. Подходит к завершению третий этап летных испытаний двигателя ПД-14 на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. Получение сертификата типа ПД-14 намечено на 2018 год.
Параллельно продолжается распространение и улучшение первого новичка гражданской авиации России - самолета Sukhoi Superjet 100. Несмотря на все недостатки, которые неизбежны у продукта при восстановлении утраченных компетенций, парк самолётов уже насчитывает 119 штук (произведено 162). Среди эксплуатантов: Аэрофлот - 42, Interjet (Мексика) - 22, Газпром авиа - 10, Ямал - 14, ИрАэро - 9, Азимут - 8. Также Сухой Суперджет продаётся в такие страны, как Индонезия (3), Казахстан, Таиланд (3), Египет (заказано 4), Замбия (5), Монголия (готовится 2). Особая статья - это поставки 40 самолётов в Иран к 2020 году, сегодня как раз "Сухой" заявил, что не собирается отказываться от них из-за санкций США. Что наверняка ещё сильнее ужесточит условия на международном рынке, который итак приходится с огромным трудом пробивать новому российскому самолёту.
Тем не менее в конце апреля ГСС и авиакомпания S7 заключили соглашение о поставке 100 самолетов SSJ-100, а 9 мая Мантуров заявил, что Россия ведет переговоры с африканскими странами о поставках VIP-версии самолетов Sukhoi Superjet-100 (SSJ-100). Кроме того, в 2023 году ГСС начнет поставки SSJ-100 для Минобороны и специального летного отряда «Россия». В оборонном ведомстве планируют заказать 35–40 самолетов на замену Ту-134, в летном отряде намерены приобрести десять таких лайнеров.
Таким образом, несмотря на разнообразные проблемы и жёсткое сопротивления "партнёров" с помощью "невидимой руки рынка" российское самолётостроение восстанавливается и набирает ход. Да, не такими темпами, как хотелось бы - надо делать больше и активнее продвигать, надо производить полностью отечественные комплектующие и добавлять модификации и новации. Однако уже сейчас можно сказать, что российская гражданская авиация жива... спустя 10 лет после её практически полной гибели.
До недавнего времени казалось, что восстановилась полная монополия американского Boeing и европейского Airbus. Но с появлением российских SSJ-100 и МС-21, а также китайского среднемагистрального С919, первый борт которого будет передан в 2021 году, картина поменялась. Пока не принципиально - Боинг и Аэрбас останутся главными производителями в мире, но авиапарки России и Китая уже к 2030 году могут в значительной степени перейти на отечественные самолёты. А это удел только действительно самых развитых стран.