Бесшумный пистолет «Вул» (ПСС, 6П28) относится к семейству специального оружия, преданного огласке лишь после распада СССР. И хотя сегодня ряд образцов получил буквально всемирную известность, скажем, винтовка «Винторез», другие все еще остаются в тени – например, бесшумный гранатомет «Дятел», о существовании которого стало известно совсем недавно. Несмотря на отсутствие былой секретности, исчерпывающих сведений об этом оружии по-прежнему нет. Такова его специфика – секретные операции. Ни в одном учебнике общевойсковой тактики не указано, кому оно положено по штату.
Завеса тайны порождает легенды: когда «Вул» был представлен широкой публике в 90-е, западные журналисты предположили, что пистолет использовался агентами-нелегалами. Это, конечно, не так. На роль шпионского пистолета ПСС не годится – для этого он слишком «самостоятелен»: гильза и пуля уникального патрона, оставленные на месте ликвидации, выдадут его с головой. Другое дело МСП «Гроза», стреляющая «обезличенной» пулей автомата «Калашникова». Нет, «Вул» не собирался прятаться.
Как заставить оружие молчать
На самом деле ПСС был создан на замену бесшумному пистолету ПБ, оружию сотрудников КГБ и армейской разведки. Несмотря на то, что к 80-м годам ПБ, разработанный в 1967 году, нисколько не устарел (используется до сих пор), он не отвечает своему названию – то есть, не являлся действительно бесшумным. Как и любой другой пистолет с глушителем, ПБ можно назвать лишь «малошумным» оружием. Негромкий хлопок различим на дистанциях до 50 метров – причем он идентифицируется сторонним наблюдателем именно как тихий выстрел.
Дело в том, что каким бы ни был глушитель – внешней «трубой» с каморами для завихрения газов или сложной интегрированной конструкцией, в которой газы стравливаются до того как пуля покинет ствол (ПБ сочетает в себе оба типа) – часть продуктов сгорания все равно «прорвется» вслед за пулей.
Есть только два способа минимизировать утечку: использовать совсем маломощный боеприпас (как в английском Welrod Mk.II – 7,65Х17), дополнительно ослабив его дозвуковой скоростью пули до состояния «почти игрушка». Либо делать глушитель просто устрашающей длины (как у американского MK23 – 188 миллиметров), зато под патрон с нормальной энергетикой.
Очевидно, и то и другое серьезно затрудняет использование оружия. Вряд ли какой-нибудь спецназовец захочет полагаться в бою на «мелкашку» или нагружать себя, вдобавок к десяткам килограмм основного снаряжения, еще и монструозным пистолетом, размером с компактный автомат (MK23 с глушителем примерно соответствует АКСУ).
Без шума и компромиссов
В отличие от оружия с классической схемой шумоподавления, ПСС является по-настоящему бесшумным, легким и очень компактным пистолетом. Конструктору Виктору Левченко удалось этого достичь за счет использования уникального боеприпаса – СП-4, в котором пороховые газы запираются внутри гильзы штоком, выталкивающим пулю. Так как звук выстрела создают именно расширяющиеся в атмосфере газы, стрельба такими патронами абсолютно беззвучна. Работу ПСС «выдает» только лязг подвижных частей пистолета и звук попадания тяжелой десятиграммовой пули в цель.
Отметим, что в 60-70-е годы на западе предпринимались попытки создать аналогичное оружие, но, в конце концов, они были заброшены – очень уж сложно, да и дорого. Действительно, несмотря на простецкий внешний вид, ПСС обладает весьма мудреной «начинкой» - например, подвижным патронником с отдельной возвратной пружиной. После того как пуля входит в нарезы, патронник с гильзой откатываются, открывая ствол с обратной стороны, так что в канале не образуется пониженного давления – и снаряд вылетает без хлопка, а не как пробка из бутылки. А на обратном пути патронник специальным выступом еще и прихватывает летящий назад затвор, снижая шум от его соударения с рамкой пистолета.
При этом Левченко удалось создать не просто работающую схему, а крайне надежное и практичное оружие. Вот что пишет известный американский оружейник Чарли Катшоу (кстати, не упускающий случая раскритиковать российское оружие): «Стрелять из пистолета ПСС, обладающего очень небольшой отдачей, одно удовольствие. Механизм маленького пистолета работает бесперебойно. За два дня стрельб не случилось ни одной осечки. Бесшумность и отсутствие вспышки при выстреле делают его практически идеальным выбором при проведении специальных операций».
Два в одном
ПСС действительно стоит особняком среди прочих бесшумных образцов и, конечно, пользуется любовью тех, кому по службе положено такое специфичное оружие. Тем удивительнее была новость, что ЦНИИТОЧМАШ разработал «продолжение» пистолета – ВСС-2, сохранившее советский код «Вул» (который, к слову, никак не расшифровывается). Что же там улучшать? Давайте разберемся.
Прежде всего, была модернизирована «изюминка» пистолета – бесшумный боеприпас. Если СП-4 обеспечивал пробитие на 20 метрах стальной каски и спрятанной за ней 25 миллиметровой сосновой доски, то новый патрон СП-16 на такой же дистанции уверенно «шьет» ту же доску, но уже облаченную в бронежилет второго класса защиты. Это стало возможным за счет твердосплавной головной части пули, сделанной в форме зубила. Кроме того, патрон «пополнел» в сравнении с предшественником – больше метательного вещества, выше скорость пули: 300 метров в секунду, против 200 у СП-4. Таким образом, энергетика бесшумного боеприпаса вплотную подобралась к показателям сверхзвуковых пистолетных патронов.
Главным конструктором ПСС-2 стал Петр Сердюков, создатель пистолета СР-1 (он же «Гюрза» или «Вектор»). Под его руководством компактный ПСС «вырос» до размеров полноценного армейского пистолета – теперь его не так легко спрятать, зато существенно повысилось удобство обращения с ним. Тем более, был исправлен единственный недостаток ПСС – чрезмерно широкая плоская рукоятка. Чтобы сделать ее эргономичной, конструктору пришлось переработать узел подачи патронов.
Новый «Вул» обзавелся ударно-спусковым механизмом от СР-1 с двумя автоматическими предохранителями, выключающимися при обхвате пистолета рукой, что позволяет открывать огонь сразу по извлечению оружия из кобуры. Наконец, ПСС-2 имеет подствольную планку Picatinny rail, для установки компактных фонарей и лазерных прицелов.
Таким образом, несложно прийти к выводу, что поменялась сама концепция – «Вул» перестал быть «третьестепенным» необременительным оружием, которое спецназовец брал на задание вместе с автоматом и обычным пистолетом. Он поднялся на ступеньку вверх и сам стал полноценным пистолетом, пригодным для ближнего боя, сохранив при этом функцию бесшумного оружия разведчика.
Читайте нас: