Верфи США едва справляются с заданными Пентагоном планами по обновлению подводного флота — сказывается нехватка подготовленных кадров и ограниченные ресурсы поставщиков комплектующих. Сейчас в год вводится по две АПЛ типа «Вирджиния», а скоро параллельно с ними будут вводить в строй и подводные ракетоносцы класса «Колумбия». При этом Дональд Трамп осенью предлагал еще нарастить темпы постройки субмарин.
В 2011 году в США было принято решение удвоить темп строительства подводных лодок: вместо одной атомной субмарины класса «Вирджиния» в год сдавать две. Выяснилось, что такие планы ВМС страны вызвали серьезную напряженность на американских верфях и среди предприятий, поставляющих многочисленные комплектующие для подлодок, пишет военно-аналитическое издание Defense News.
Более того, как предупреждают эксперты, когда начнется строительство атомных подводных лодок с баллистическими ракетами класса «Колумбия», судостроительной промышленности Америки придется поставлять флоту по три АПЛ каждый год.
С каждым вводом все быстрее
Ситуацию усугубляет тот факт, что ВМС США сократили сроки ввода в строй подводных лодок. По мнению военных, судостроители уже приобрели опыт в строительстве новой серии субмарин. В США традиционно опираются на модель закладки, строительства и ввода в боевой состав флота подлодок с постепенным снижением сроков и стоимости для каждой последующей единицы в серии. Так, строительный период для первых четырех лодок «Вирджиния» (Блок I) составлял 84 месяца. Для последующих шести (Блок II) — уже 74 месяца. Для восьми строящихся сейчас подлодок из Блока III установлен 66-месячный срок. Для субмарин финального Блока IV он будет сокращен до 62, а затем и до 60 месяцев.
Однако на практике все складывается далеко не так гладко. Даже если только одна из подводных лодок по тем или иным причинам не уложилась в назначенную дату ввода в строй согласно условиям контракта, то и все остальные сроки сразу сдвигаются «вправо» — ходовые испытания приостанавливаются, субмарина возвращается в порт, и судостроителям приходится работать в более жестких условиях, чтобы удержаться в точном соответствии с ранее утвержденным графиком.
Похожая ситуация возникла 2 марта 2017 года вскоре после того, как АПЛ «Вашингтон» приступила к начальным ходовым испытаниям недалеко от побережья Вирджинии. При этом субмарина, построенная на верфи компании Huntington Ingalls Industries, крупнейшем промышленном предприятии штата, уже отставала от графика: она должна быть передана флоту летом 2016 года, а церемония ввода субмарины в эксплуатацию планировалась на 7 января 2017 года.
В итоге и на ходовых испытаниях в марте что-то пошло не так, как задумывалось (детали инцидента до сих пор не раскрыты), уточняет издание.
Представитель ВМС США контр-адмирал Майкл Джейбэли, который был на борту «Вашингтона» во время неудачных испытаний, сказал только, что ходовые испытания — это «отрезок времени примерно в 2,5 суток, в течение которого необходимо убедиться в ходовых качествах корабля от момента отхода от пирса до возвращения в порт. Если в ходе них возникают какие-либо проблемы, корабль возвращается на базу для устранения вскрывшихся недостатков».
По словам Джейбэли, теперь дата передачи «Вашингтона» будет уточнена.
«Вашингтон» будет передан флоту в сроки, близкие к плановым, а при вводе в боевой состав флота ничем не будет отличаться от любой другой подводной лодки ВМС США», — настаивал адмирал.
Он также подчеркнул, что все последние девять подводных лодок класса «Вирджиния» (от «Нью-Гэмпшира» SSN 778 до «Иллинойса» SSN 786) были поставлены по установленной ранее стоимости и в пределах бюджета ВМС США.
«Текущие прогнозы состоят в том, что все остающиеся подводные лодки модификации Блок III (от «Вашингтона» SSN 787 до «Делавэра» SSN 791) также передадут флоту по неизменной цене и в рамках бюджета ВМС», — заявил адмирал.
Самые новые АПЛ в США
Сейчас в составе ВМС США уже 13 АПЛ класса «Вирджиния».
Головной корабль серии вошел в состав ВМС США в 2004 году. Всего планируется построить 30 субмарин этого типа, которые сменят АПЛ типа «Лос-Анджелес», строившиеся с 1976 по 1996 год. Такие лодки предназначены для уничтожения надводных кораблей, подлодок и судов противника, обеспечения боевой устойчивости подводных ракетных крейсеров, постановок мин и ударов по береговым объектам. Кроме стандартного вооружения лодки имеют также оборудование для специальных операций — шлюзовую камеру для легководолазов, палубное крепление для контейнера или сверхмалой подводной лодки.
Для обнаружения мин на субмаринах типа «Вирджиния» применяются необитаемые автоматические аппараты со временем автономной работы до 18 часов и высокой разрешающей способностью сонара. Скорость этих АПЛ — 34 узла, предельная глубина погружения — до 488 м, экипаж — 100-120 человек, водоизмещение надводное — 7800 т, длина — 114,9 м, ширина корпуса — 10,5 м, силовая установка — атомная типа GE S9G.
На вооружении лодок 4 торпедных аппарата, 26 торпед; 12 вертикальных пусковых установок для крылатых ракет морского базирования Tomahawk (2 пусковые установки револьверного типа по 6 крылатых ракет Tomahawk).
Первые две субмарины класса «Вирджиния» также не уложились в отведенные сроки, напомнил заместитель директора Центра стратегий и технологий Константин Макиенко.
По словам эксперта, из-за проблем со сварными швами на семь недель сверх положенного срока задержалась подлодка, строившаяся на верфи «Newport News». С тех пор между двумя главными строителями атомных подводных лодок в США — верфями Newport News и General Dynamics Electric Boat — началось соревнование. Гиганты американского подводного судостроения начали состязаться в соблюдении точных сроков поставки флоту атомных субмарин. При этом обеим пришлось нанять существенно больше рабочих, не всегда достаточно опытных.
Поставщики комплектующих и запчастей для подводных лодок тоже изо всех сил пытаются не отставать от возросшего спроса на их продукцию. Тем не менее с их стороны стали более частыми поставки со срывом ранее установленных сроков и качества.
«Всегда есть определенное количество уже сделанных работ, которые приходится затем переделывать. В этом плане подводное судостроение ничем не отличается от других производственных сфер. Мы знали, что проявится то явление, которое мы называем «зеленым трудовым эффектом», — объяснил Defense News адмирал Джейбэли. — Эта проблема встала во весь рост, когда мы перешли от строительства одной лодки в год до двух. Однако мы преодолели возникшие трудности».
Первые три субмарины класса «Вирджиния» из Блока III были поставлены в соответствии с контрактными обязательствами. Трудности начались с «Вашингтона».
Однако Джейбэли не считает опоздание с его поставкой «системной проблемой». По его словам, подводные лодки класса «Вирджиния», как и планировалось, с каждой новой субмариной в серии отличаются от предыдущих кораблей улучшенным качеством, сокращенным сроком строительства и меньшей стоимостью.
«Мы настойчиво работаем, чтобы исправить положение и не допустить повторения вскрывшихся недостатков. Мы стремимся к тому, чтобы строить для ВМС США подводные лодки высшего качества, причем строить их вовремя и в рамках выделенного бюджета», — заверил в свою очередь президент General Dynamics Electric Boat Джефф Гайгер.
Но аналитик Исследовательской службы Конгресса США Рон О'Рурк в беседе с Defence News был не столь оптимистичен.
В качестве проблем, с которыми столкнулись судостроители, он привел не соответствующую задачам квалификацию персонала на верфях и трудности с некоторыми поставщиками комплектующих изделий.
В ноябре новый президент США Дональд Трамп пообещал увеличить боевой состав военно-морских сил США с 272 до 350 кораблей. Речь шла в том числе о дополнительном строительстве АПЛ класса «Вирджиния». Тогда аналитик Центра стратегических и бюджетных оценок, ранее высокопоставленный советник начальника штаба ВМС США Брайан Кларк прогнозировал, что выполнения такого плана необходимо строить по три таких подводных лодки в год параллельно с новейшими подводными атомными ракетоносцами класса «Колумбия» по цене $5 млрд за штуку.
Российские аналоги: дешево и сердито
Последней вошедшей в состав ВМС США подлодкой типа «Вирджиния» стала АПЛ «Иллинойс», средства на строительство которого выделяла в том числе первая леди США Мишель Обама. На одной из деталей субмарины выгравированы ее инициалы. Строили эту подлодку на мощностях базирующейся в Гротоне, штат Коннектикут, компании General Dynamics Electric Boat. Во время церемонии спуска подлодки на воду в октябре 2015 года супруга тогдашнего президента США разбила о борт подлодки бутылку шампанского.
Всего на постройку «Иллинойса» ушло почти три миллиарда долларов.
Российская АПЛ 885 проекта «Ясень» оказалась примерно в два раза дешевле, причем превзойдя американскую субмарину по многим тактико-техническим показателям, говорит Макиенко.
Экипаж российской лодки составляет 64 моряка против 120 у «Иллинойса». Российская АПЛ погружается на 150 метров глубже — 600 вместо 450. При равной скорости хода «Ясень» обладает большей автономностью в сравнении с АПЛ «Иллинойс».
По сравнению с «Иллинойсом» «Ясени» оснащены более мощным вооружением — у отечественной АПЛ проекта 885 десять торпедных аппаратов калибра 533-650 мм с торпедами «Физик» и «Футляр», объяснял ранее «Газете.Ru» директор ЦАСТ Руслан Пухов. На лодке установлены восемь вертикальных пусковых установок на четыре ракеты каждая, комплектуемые крылатыми ракетами «Оникс» и «Калибр».
Всего американская лодка несет 12 ракет типа Tomahawk и 26 торпед для четырех торпедных установок, а на АПЛ типа «Ясень» только ракет 32 штуки.
В перспективе «Ясени» получат крылатые ракеты морского базирования с дальностью полета 5500 км, что вдвое превышает дальность полета лучшей модификации американского Tomahawk.
Считается, что уровень шумности подлодок «Иллинойс» более низкий, чем у российских АПЛ. Для достижения этого показателя на американской субмарине используются новые покрытия, система изолированных палуб и новая конструкция энергетической установки. Однако, как утверждают специалисты, в сравнении с отечественными лодками четвертого поколения 885-го проекта уровень шумности американского «Иллинойса» примерно одинаков.
Читайте нас: