Завершившийся 18 февраля аэрокосмический салон AeroIndia’2017 использовался США и Швецией в качестве площадки для демонстрации готовности потеснить Россию на индийском рынке. Эти страны представили летные образцы легких истребителей F-16C и Gripen, которые предлагаются Дели в рамках идущего конкурсного отбора среди предложений на одномоторный боевой самолет для замены стоящих на вооружении МиГ-21бис и МиГ-27МЛ.
Осенью прошлого года Министерство обороны Индии разослало ведущим авиационным державам RFI (request for information - запрос на информацию) с просьбой предоставить данные по легкому боевому самолету, который мог бы выпускаться по лицензии на индийской территории. С октября 2016 года специалисты министерства занимается сбором и анализом поступающей информации. В ходе AeroIndia’2017 они поведали журналистам, что шведская фирма SAAB представила им предложение по новому варианту истребителя Gripen-E, а американская Lockheed Martin - F-16 Block-70 (второе обозначение F-16V).
При желании, США могут лишить шведов возможности работать в Индии, запретив им реэкспорт американских двигателей GE414 и комплектующих к бортовому радиолокатору – двух видов критических компонентов американского производства используемых в самолетах семейства Gripen. Поскольку никаких других одномоторных истребителей в Европе не выпускается, американцы идут вне конкуренции. Правда, новейший F-35 Lightning II Индии не предлагают; при этом фирма Lockheed Martin выражает готовность продать «самый крайний вариант F-16 вкупе с полномасштабным трансфером высоких технологий и офсетным пакетом».
Россия приглашена к участию в конкурсе и продвигает двухдвигательный МиГ-35. За основу можно взять опытный самолет МиГ-27М № 115, который впервые публично демонстрировался на МАКС-2015. Он представляет глубокую модернизацию базовой машины с ре-моторизацией со штатного Р-29Б-300 на современный АЛ-31ФН. Новый двигатель - на 47 мм короче, его масса – почти на триста килограмм меньше, а максимальная тяга - на тонну больше; потребление топлива снижено на 17%. Двигатели данного семейства хорошо известны ВВС Индии по тяжелым истребителям Су-30МКИ с силовой установкой из двух АЛ-31ФП, которые заказаны в количестве 272 экземпляров; подавляющее большинство уже поставлено.
АЛ-31ФН являются модификацией для одномоторного самолета (унификация порядка 85%) и производится серийно для комплектации китайских истребителей J-10. Выпускающий их московский завод «Салют» вложил крупные инвестиции в создание технологического задела для дальнейшего совершенствования базовой модели. Среди целей работ – увеличение ресурса (с одной-двух тысяч часов до трех тысяч) и повышение максимального значения тяги на форсажном режиме с 12300 кгс у серийного образца до 15000 кгс и более, а также всеракурсному поворотному соплу для управляемого вектора тяги.
В 2003 году «Салют» изготовил полноразмерный макет АЛ-31Ф серии 30С для установки на МиГ-27М, и до конца года произошла его закатка в макетный самолет. Доработки силовых элементов планера потребовались минимальные. Затем было собрано еще три мотора для различного рода тестов. Летные испытания модернизированного МиГ-27М №115 проводились с 20 декабря 2007 года по 18 февраля 2008 года.
Заслуженный летчик-испытатель Герой России Олег Васильевич Антонович выполнил десять полетов, с наработкой двигателя около десяти с половиной часов. Испытания продемонстрировали работоспособность систем самолета на всех режимах, с набором высоты 11400 метров, достижением максимальных значений скорости, а также маневрировании с углами атаки до 22 градусов. Замеренные километровые расходы показывали улучшение на 18-20%. За счет повышенной тяговооруженности и маневренности, расчетная эффективность выполнения расчетных боевых задач вырастает на 22-27%.
МиГ-27М № 115 может использоваться в качестве опытного прототипа для дальнейшего совершенствования базовой конструкции. Имеет смысл переделать воздухозаборники для снижения заметности и большего потока, что еще сильнее раскроет преимущества АЛ-31Ф (он требует на 10% больше воздуха, чем Р-29Б-300). Это дает надежду, что доработанный «МиГ» получит возможность развивать сверхзвуковую скорость на номинальном режиме работы силовой установки (т.н. «суперкрейсерский режим»), что является характерной чертой истребителей пятого поколения F-22A, F-35 и ПАКФА.
Бортовой комплекс модернизированного МиГ-27 может включать специальный вариант прицельной системы «Платан» с Су-34 (или современный вариант «Кайры»), что обещает превратить его в высокоточный ударный самолет, намного превосходящий все существующие варианты F-16 и Gripen при действии по наземным целям. Что немаловажно для ВВС Индии, унификации двух массовых типов фронтовой авиации (Су-30МКИ и МиГ-27) по силовой установке и бортовым системам позволит оптимальным образом выстроить систему логистической поддержки, повысить эффективность работы системы технического обслуживания и ремонта (ТоИР), обучения и квалификации технического и летного состава.
Перезапуск производства МиГ-27 даст возможность дополнительно загрузить заводы в Иркутске, Улан-Удэ и столичном регионе. Подобное задание вполне по силам трудовому коллективу, и, в отличие от проектирования полностью нового самолета, его выполнение займет не более года-полутора, что чрезвычайно важно с точки зрения участия в индийском тендере. Анализ накопленной информации по парку МиГ-27 позволяет надеяться на увеличение ресурса планера с трех тысяч часов в полтора раза и более, т.е. до уровня МиГ-35 и его ближайших конкурентов.
Базовый МиГ-27 создавался как ударный самолет фронтовой авиации. Модернизированный вариант может получить расширенный функционал. Большая тяга АЛ-31ФН вкупе с сокращением массы конструкции дает возможность использования самолета в качестве перехватчика в системе ПВО страны. Вместо радиолокатора (излучение которого «выдает» присутствие нашего самолета противнику, оснащенному соответствующей приемной аппаратурой) при поиске и атаке целей может использоваться современная электрооптика и многоспектральные системы, которые получили широкое развитие в последнее время, в том числе на МиГ-35.
Бортовой комплекс обновленного самолета может быть создан совместно с индийскими предприятиями, которые ранее занимались выпуском и модернизацией МиГ-27. Начиная с 2007 года, самолеты строя ВВС Индии дорабатывались на мощностях HAL Nasik Division с привлечением частных компаний TCS и ComAvia. По заявлениям самих индийцев, в результате проведенной модернизации МиГ-27МЛ «трансформировался в мощную ударную платформу с кабиной улучшенной эргономики».
Проект доработок предложен Defense Avionics Research Establishment (DARE) – отделением государственной исследовательской структуры DRDO министерства обороны Индии. Он заключался в замене порядка 60% оригинальных бортовых систем на новые, главным образом местной разработки. Привлечение индийской промышленности к разработке более совершенного прицельно-навигационного комплекса МиГ-27 позволит покрыть офсетные обязательства, которые в последних индийских тендерах достигают 60% и более.
Словом, модернизированный МиГ-27 может оказаться весьма привлекательным по критерию «стоимость/эффективность» и обладать значительно меньшей стоимостью, чем более тяжелый двухмоторный МиГ-35. Это привлечет к нему многих заказчиков из числа небогатых стран, которые ищут дешевую с точки зрения покупки и затрат в эксплуатации авиационную технику от российского производителя. Кроме Индии, самолет может быть предложен таким странам как Иран, которые выражают желание освоить выпуск российской авиатехники на местных предприятиях.
Читайте нас: