При создании истребителя 5-го поколения F-22 Raptor США не получили прорывных технологических решений и не обеспечили превосходства над российскими самолетами поколения «4++», в том числе Су-35, сообщил в интервью RNS научный руководитель ФГУП «ГосНИИАС», академик РАН Евгений Федосов.
«В общем Raptor, с моей точки зрения, не достиг превосходства над нашими самолетами. Су-35 превосходит его. В принципе на этом проекте они ничего не получили», — сказал Федосов, сравнивая российские и американские истребители.
По его словам, при создании F-22 Raptor США «совершили громадную ошибку».
«F-22 Raptor задумывался как самолет, по эффективности превосходящий Су-27. Такая задача была поставлена. Ограничений по стоимости не было. И поэтому с самого начала Raptor был очень дорогой. Сразу «вылетел» за $100 млн. Наши самолеты стоили на уровне где-то $30-40 млн. Но это их не смущало. Зато они как бы вроде выровнялись по отношению к Су-27. Но программа получилась слишком дорогой даже для США», — сказал академик.
Он напомнил, что сначала планировалось закупить большую партию F-22 Raptor, потом ее свели всего к 180 самолетам. «И практически все их поставили на Аляске, прикрывать пространство налета со стороны Ледовитого океана. Собственно других функций они не несут», — сказал Федосов.
В полном смысле, сказал он, F-22 Raptor «не стал многофункциональным». «В тактико-техническом задании записано условие работы и по наземным целям, но та группировка, которая создана, рассчитана только на режим «воздух-воздух». И только сейчас, с учетом событий в Сирии вдруг выяснилось, что они не могут там применить F-22. Там ведь по земле надо работать. Тогда они какую-то партию вроде доработали, чтобы самолеты могли уничтожать цели на земле», — сказал Федосов.
При разработке многоцелевого боевого самолета 5-го поколения F-35 американские конструкторы также выбрали ошибочный путь, сказал Федосов.
«С самолетом F-35 они (США. — RNS) вообще совершили стратегическую ошибку. Они решили построить универсальный самолет и для ВВС, и для палубной авиации ВМС и для морской пехоты», — сказал Федосов, оценивая перспективы американского самолета нового поколения.
Он отметил, что для полетов с палубы, самолет должен иметь укороченный взлет, вертикальную посадку. «При этом он должен быть скомпонован как базовая конструкция. Кстати, когда США строили 4-е поколение, они тоже эту задачу ставили, но не получилось. И поэтому появилась линия F-18, линия F-15, и еще линия F-16. То есть три разных самолета. F-16 строили для НАТО, для массовой продажи своим союзникам. F-15 — в основном для себя. F/А-18 – это палубный самолет», — сказал эксперт.
По его словам, при создании F-35 США «вдруг опять решили создать универсальную машину». «Конструкцию они сделали. Самолет вышел однодвигательным, в отличие от наших — двухдвигательных. Для палубного взлета-посадки нужна повышенная энерговоруженность, дополнительные боковые сопла для стабилизации. Получилась каракатица. Двигатель занял почти весь объем самолета», — сказал Федосов.
Он отметил, что ставилась задача «выйти на стоимость самолета не выше $30 млн, но она сразу скакнула где-то к $100 млн».
«То есть они почти выровнялись по этому показателю с F-22. А дальше начались сплошные неприятности отработки. По-моему, они 11 лет, если не больше, работали над этим самолетом. И до сих пор – масса ограничений. Установочную партию выпустили. По-моему, даже уже предлагают к продаже. Но до сих пор работают над этим самолетом. Общие затраты превысили триллион долларов. Был создан консорциум для этого самолета, в который входили основные страны НАТО, а также Израиль. Но некоторые страны стали отказываться от закупок», — сказал академик.
Отвечая на вопрос, в чем ошибочность американского подхода, Федосов сказал: «они попытались совместить несовместимое». «В итоге потеряли объем отсеков вооружения и горючего. А за счет этого потеряли дальность и боевую нагрузку. Получилась машина хуже, чем самолет 4-го поколения. Было также вскрыто много недоработок. Скорее всего, эта программа будет остановлена», — сказал Федосов.
ГосНИИАС – научный центр системных исследований военной и гражданской авиации, разработки алгоритмов, информационного и программного обеспечения функционирования авиационных комплексов и анализа эффективности авиационных систем.
Читайте нас: