По устоявшемуся мнению, вооруженные силы (ВС) Турции по своей мощи являются второй после США армией НАТО и сильнейшей на Большом Ближнем Востоке. Это, на первый взгляд, неудивительно — ведь в глаза сразу бросается их численность и большое количество различного вооружения. Однако достаточно присмотреться, и обнаружится, что это гигант на глиняных ногах, который мало приспособлен к ведению современной войны, уже не говоря о доминировании в целом регионе планеты.
Вооруженные силы Турции подчиняются и организационно входят в состав сразу двух ведомств: министерства обороны и министерства внутренних дел. При этом к минобороны относятся: сухопутные войска, военно-морские силы и военно-воздушные силы, а к МВД — жандармерия и береговая охрана. Численность самих ВС Турции составляет чуть больше 410 тысяч человек, еще около 190 тысяч — это резерв, различной степени подготовки, а в случае мобилизации общую цифру они могут довести до 1 миллиона человек.
В первую очередь, необходимо проанализировать сухопутные войска (СВ) Турции, поскольку именно они большей частью участвуют в конфликтах, существующих в регионе. Турция пытается решить два основных вопроса: искоренить курдский сепаратизм и получить максимальную выгоду от войны в Сирии. При этом Турция, не стесняясь, применяет свои ВС против курдов, как на своей территории, так и территории прилегающих стран. Одновременно она ведет войну с ИГИЛ на территории северной Сирии и помогает «умеренной» оппозиции в западной Сирии. Война Турции против ИГИЛ в Сирии ведется с основной целью — не допустить объединения различных курдских анклавов и группировок, в одно большое (сплошное) территориальное образование.
Основной ударной силой турецкой армии, фактически ее мышцами, являются танковые подразделения, и до недавнего времени у Турции насчитывалось 4504 танка, из которых 50% находились в резерве на базах хранения. Но и эта цифра при проверке оказалась дутой.
Кроме того, Турции так и не удалось создать свой собственный танк, даже в кооперации с другими странами, и проект «Altai» так и остается пока в виде нескольких прототипов. Учитывая, что перспективы его серийного производства весьма туманны, Турции пришлось ввязаться в войну с ИГИЛ на севере Сирии, с имеющейся в наличии техникой. Итак, танковая «армада» Турции выглядит следующим образом:
2850 единиц — средние танки М48А5Т1/М48А5Т2, это очень старый «дедушка» «Паттон», помнящий еще войну в Корее. Их можно смело считать антиквариатом, расставлять по музеям и постаментам. Но воевать на них нельзя.
Нужно добавить, что американские корпорации очень хорошо успели заработать, «модернизируя» этот металлолом долгие десятилетия. Фактически за эти деньги турки могли бы построить собственную танковую промышленность. Не трудно догадаться, что «резерв», о котором речь шла выше, это и есть 2000 этих танков. При этом оставшиеся 850 единиц до сих пор находятся в войсках, часть из которых на Кипре, в составе турецкого воинского контингента.
932 единицы — это тоже средний танк М60, он немного новей предыдущего . Фактически это «сын дедушки» Паттона, представленный в разных модификациях: M60A1 (274 единицы) и M60A3 (658 единиц). Они помнят еще Вьетнам, а «модернизация» их проходила также как предыдущих. У американцев все-таки талант по продаже чего-то не нужного и дорогого, а потом еще уметь людям голову морочить десятилетиями.
397 единиц — они уже считаются основными боевыми танками, из них: 170 единиц Leopard 1A4 и 227 единиц Leopard 1A3. Они появились, когда турки начали что-то подозревать и окончательно пресытились реконструкторством американского металлолома и антиквариата. Но даже эти первые «Лео», уже безнадежно устарели, и их модернизация просто бесперспективна. Для примера вы можете взять автомобиль «Запорожец» и сделать ему хорошую модернизацию, но у вас все равно не получится «Мерседес». Вот точно так же с танками.
Однако идущая в Сирии война показала, что и этого мало, причем безнадежно.
Вы оценили, как колоссальная цифра в 4500 танков ужалась до такого незначительного количества? Все это наглядно показала сирийская кампания, в которую Турция ринулась с головой. Ну а теперь подробней о происходящем.
Турецкие войска в реальном бою
Если до этого туркам удавалось скрывать свои потери, ведя войну с курдами на своей территории или территории Ирака, то, оказавшись в северной Сирии, турецкая армия столкнулась с рядом проблем. Во-первых, скрывать потери теперь стало значительно трудней. Во-вторых, иррегулярные подразделения боевиков ИГИЛ воюют на равных с турецкой регулярной армией. Самое что интересное, суммарно противостоящие туркам силы, не обладают и 1% того военного потенциала, который есть у Турции.
И тут не нужно все списывать на репрессии, которые Эрдоган начал против своей армии, еще полгода назад, после неудачного переворота. Проблемы турецкой армии не сиюминутные, а носят хронический и даже фундаментальный характер, то есть они системны и концептуальны.
Например, в ходе операции против сирийских курдов стало понятно, что куча противотанковых средств, которыми они снабжали «умеренную» сирийскую оппозицию на западе Сирии на протяжении 5 лет, оказались в руках ИГИЛ (организация, запрещенная на территории РФ) и классически «зарылись» в землю. Именно по этой причине успехи ВС Турции на севере Сирии крайне незначительны. Они уже четыре месяца топчутся на пятачке территории в надежде взять малозначащий в стратегическом плане город Эль-Баб.
При сложившейся военной обстановке они смогут его взять, только если войска правительственной Сирийской Арабской Армии нанесут отвлекающий удар с юга, а ВКС России обеспечат воздушное прикрытие наступающим группировкам Сирии и Турции. По-другому не получится, и «стояние» ВС Турции под Эль-Бабом продлится еще неизвестно сколько.
Турки сразу оценили «нужность» всего того металлолома, который у них до этого назывался танками. После чего они перебросили на север Сирии самое новое, что у них было, а именно Leopard 2A4, так как все остальные турецкие танки просто, быстро, качественно и надежно уничтожалось джихадистами из ИГИЛ (запрещена на территории РФ) из имеющихся подручных средств.
Но даже переброска Leopard 2A4 не позволила туркам взять инициативу в свои руки. Эти «Лео» тоже горят, их разрывает на куски, у них отрывает башни, хоть и в меньших количествах, чем у всего предыдущего хлама. Как вы понимаете, об их восстановлении уже речи не идет. ИГИЛ (организация, запрещенная на территории РФ) уже уничтожила более дюжины только Leopard 2A4.
В связи с этим боеспособность турецкой армии в целом оказалась весьма сомнительной. При этом размеры самой армии значения уже не имеют. Стоит отметить и весьма низкий боевой дух и дисциплину в турецкой армии, которые еще больше осложняют ситуацию. Разведка и другие службы оказались элементарно не готовы к войне с ИГИЛ, и списывать все проблемы на наличие у джихадистов смертников просто нельзя.
Турецкому руководству нужно срочно пересмотреть свое отношение к Вооруженным силам, их комплектованию и вооружению. Танковые подразделения должны быть полностью созданы заново, с нуля, и укомплектованы другими танками, иначе Турция может смело забыть о доминировании в регионе.
Читайте нас: