El Pais, Испания
Когда в 1990 году Китай разработал и безо всякого стеснения обнародовал свою «Доктрину использования киберпространства», четко обозначив разведывательные цели, состоявшие в создании высокотехнологичного оружия для перехвата информации, бывший сотрудник КГБ Владимир Путин уже был прекрасно осведомлен о таких методах. Разница заключается лишь в том, что американцы и их союзники вели разведку очень осторожно.
В разведывательном сообществе никого не удивляет, что действия китайцев обнаруживают достаточно быстро, поскольку их методы очень неуклюжие. Даже после того как кибератака обнаружена, они совершают те же самые действия, причем в массовом порядке. В данном сообществе вызвало удивление то, что на этот раз русские действовали, не боясь, что их раскроют. Настолько сильным было их желание взломать серверы Демократической партии, что использовали те же самые хакерские группировки APT 28 и APT 29, при помощи которых они недавно атаковали центры управления других стран, в частности, аппараты правительства и министерства иностранных дел и обороны Испании, Франции, Германии и Италии. Это означает, что не только американцы считают Путина организатором кибератак, что в итоге вынужден был признать Трамп. Так полагают все разведслужбы Запада.
До настоящего времени самыми изощренными мастерами кибератак были русские, американцы, израильтяне и китайцы. Глобальная разведдеятельность американцев и некоторых их союзников была вскрыта четыре года назад, но не в результате их собственной неуемности, а разоблачений Сноудена, имевшего доступ к закрытой сети Five Eyes. Мировая печать сыграла решающую роль в разоблачении глобальной слежки при помощи электронных средств.
В чем состоит различие по сравнению с современной эпохой? Разоблачительная роль прессы также была столь же важной, но никогда ранее не наблюдалось столь беспардонное вторжение в предвыборную кампанию с единственной целью продвинуть нужного кандидата ни более и не менее как на должность президента США. В таком кандидате в президенты, которая, согласно всем опросам общественного мнения, возглавляла гонку, не устраивала Россию, поскольку придерживалась прогрессивных взглядов. А это указывает на то, что в голове у Путина был план. В этой связи возникает множество вопросов:
— Не собирается ли Путин повернуть вспять описанный Фукуямой «Конец истории», где США выступают как единственная сверхдержава?
— Не собирается ли он написать свой собственный «Конец истории», где Россия обладает абсолютной силой?
— Не использовал ли он войну в Сирии для дестабилизации Европы при помощи огромного наплыва беженцев?
— Не подталкивает ли он к возведению антииммиграционных стен для того, чтобы ослабить международные связи Запада?
— Не финансирует ли популистские партии Европы, чтобы ослабить нашу демократию и расколоть общество?
— А не он ли создал условия для Брексита и не провоцирует ли подобные резкие шараханья на приближающихся выборах в Голландии, Франции и Германии?
— А не он ли посадил в кресло президента США марионетку, которая неудачно ему подражает?
— А не по инициативе ли Путина Трамп выдвинул на должность госсекретаря Рекса Тиллерсона, которого четыре года назад Путин наградил орденом?
— А не собирается ли он расколоть Европу в этом же году, если на выборах победят сторонники очередных Брекситов, как предсказывает его друг Трамп?
— А не собирается ли он покончить с устаревшим НАТО, как его охарактеризовал новый президент США?
— А если Пути намерен распустить Евросоюз и по частям подмять его под себя?
Очевидно, что сходство между Путиным и Трампом не ограничивается любовью к загару и использованием лака для волос. Создается ощущение того, что заявления Трампа — плохая копия того, что говорит Путин: сделать Америку великой, используя при этом ту же самую тоталитарную фразеологию, что Фарадж, Орбан и Ле Пен. Ярый националист, уверенный, что ему отведена мессианская роль, имеет склонность к тоталитаризму и контролю над СМИ. А без свободы слова нет демократии.
Однако есть и два существенных различия. Первое. Величие, которое обещает Трамп, может обернуться, крахом. Величие, к которому стремится Путин, таит в себе угрозу экспансии России и смертельную опасность для Европы и всего мира. Современные войны ведутся при помощи нового оружия массового поражения — информации. А Путин показал, что Россия умеет ее похищать, манипулировать ею и использовать по своему усмотрению для создания дисбаланса. Обаме удалось вскрыть это, но он уже не у дел. Второе различие состоит в том, что Путин выступает в роли идеолога, а Трамп — его пресс-секретаря.
По прошествии одной недели после вступления Трампа в должность, очень непросто определить, что является сном, что — кошмаром, а что — явью. Давайте, что это был дурной сон. Более того, угнетающий, утомительный и настойчивый сон. Какое счастье от того, что я наконец проснулась, выглянула в окно и напеваю песенку о том, как прекрасен этот мир. Так будем же сохранять спокойствие. Этот мир прекрасен.
Глория Ломана (Gloria Lomana)
Фото: REUTERS, Joshua Roberts
Читайте нас: