Тереза Мэй поддержит линию США в отношении России «в стиле Рейгана»
Выступая в Филадельфии на съезде Республиканской партии премьер-министр Великобритании Тереза Мэйпосоветовала новой американской администрации сотрудничать с Россией с позиции силы. При этом озвученные ею подходы по некоторым международным вопросам оказались созвучны позиции Дональда Трампа. По мнению экспертов, Великобритания после Brexit рассчитывает упрочить традиционный союз с Соединенными Штатами.
«Когда речь идет о России, важно помнить пример президента Рейгана, который во время переговоров с советским лидером Михаилом Горбачевым действовал по пословице „Доверяй, но проверяй“. Что касается президента Путина, мой совет — налаживать отношения, но быть настороже», — цитирует ВВС слова британского премьера. При этом она отнесла Россию, наряду с Китаем, к странам «с небольшими традициями в демократии, свободе и соблюдении прав человека».
Мэй утверждает, что российское руководство «заявило о включении Восточной Европы в зону своих интересов», что угрожает «свободе, привнесенной Рональдом Рейганом и Маргарет Тэтчер». В связи с этим она призвала дать гарантии безопасности соседним с Россией странам. Мэй не исключает новой холодной войны, однако хотела бы «выстраивать отношения, системы и процессы так, чтобы возможности сотрудничества преобладали над угрозой конфликта».
Были в речи британского лидера и практически революционные моменты. США и Великобритания должны отстаивать свои интересы, однако они больше не могут возвращаться к «провальной» политике интервенционализма, считает Мэй. «Дни, когда Британия и Америка вмешивались в суверенные страны в попытке переделать мир по своему образу и подобию, кончились», — признала она. В этом британский премьер фактически повторила недавнее обещание Трампа прекратить вторжения в другие страны.
Говоря о сирийском кризисе, Мэй также обозначила схожесть своей позиции с мнением новой американской администрации. Для уничтожения ИГИЛ*, утверждает она, мало найти политическое решение конфликта в самой Сирии. Следует еще «противодействовать альянсу Дамаска и Тегерана». Как известно, Трамп в отношении Ирана настроен весьма критически. О том, что Лондон готов изменить свою позицию по Башару Асаду накануне поездки Мэй за океан заявил и министр иностранных дел Борис Джонсон.
Среди других международных вопросов британский премьер затронула тему реформы ООН, которую Трамп недавно назвал «клубом, где люди могут собраться поболтать», а также пообещал сократить ей финансирование.
Новый этап в отношениях с США британский премьер объяснила отрывом своей страны от ЕС в результате Brexit. Теперь настало время строить отношения со старыми друзьями, а также с новыми союзниками, сказала она. Мэй предлагает взять за основу давние исторические связи, существующие между обеими странами, основанные на общих интересах и ценностях. В этом она наследовала Уинстону Черчиллю, продвигавшему союз двух государств после Второй мировой войны.
Напомним, Тереза Мэй станет первым зарубежным лидером, с которым встретится Трамп на посту президента США. Переговоры в Белом доме состоятся 27 января. Основными темами станут заключение нового торгового соглашения между двумя странами, а также борьба с терроризмом, конфликт в Сирии и отношения с Россией. Ожидается, что по итогам переговоров оба лидера дадут совместную пресс-конференцию.
Руководитель Центра британских исследований Института Европы РАН Елена Ананьева считает, что ведущая роль в этом тандеме принадлежит Соединенным Штатам.
— Происходящее вполне естественно, потому что особые отношения между Великобританией и США, которые сложились во время Второй мировой войны, по-прежнему сохраняют свою ценность. Причем, эти особые отношения в первую очередь в области обороны и разведки. Британия в этих вопросах очень зависима от США, тем более что в июле парламент проголосовал за модернизацию британской ядерной система Trident. Эти работы будут вестись в Америке. Так что все логично.
— Неудивительно. Сейчас интересно будет следить за высказываниями Трампа и британцев. Они теперь будут двигаться вслед за США. Тем более в условиях выхода Великобритании из ЕС.
— И в отношении России?
— Да. Если бы Трамп не был настроен на сотрудничество, на то, чтобы наладить какой-то диалог с Москвой, британцы вели бы себя иначе.
— Мэй привезла Трампу в подарок шотландскую чашу. Уж не реверанс ли это в сторону Шотландии, которая находится в оппозиции к Brexit?
— Чашу она повезла в первую очередь потому, что мать Трампа из Шотландии.
В свою очередь политолог, научный сотрудник Центра евроатлантических и оборонных исследований РИСИ Константин Блохин рассчитывает на смягчение антироссийской позиции Лондона после достижения договоренностей с Вашингтоном.
— Британия всегда шла в кильватере американского внешнеполитического курса. Это не секрет. Вашингтон для Лондона — особый стратегический партнер. Brexit, к слову, органично встраивается в новую консервативную волну по обе стороны океана. Сейчас у британских властей с американцами немало общего. Думаю, в ходе переговоров по многим вопросам будет консенсус.
Конечно, без традиционной для Британии антироссийской риторики не обходится. Она тоже заметна. Но поскольку Трамп намерен скорретировать курс, который загнал США в тупик, то и со стороны Мэй возможна корректировка. Тем более мир сейчас меняется очень сильно. Появляются новые угрозы. Трамп таковой считает Китай. Поэтому по России весьма вероятно Британия тоже смягчится. Такой русофобии, как раньше уже не будет.
Предыдущая американская администрация исповедовала некий ценностный подход. Это был идеализм. А Трамп как бизнесмен готов действовать прагматично, как реалист. Изначальная установка другая.
И он прав. Уже всем ясно, что без России Вашингтон не сможет разрешить, например, сирийский конфликт. Идея Трампа о сдерживании Китая тоже нуждается в координации с Москвой. Только американских сил для этого недостаточно. Вообще, XXI век, видимо, пройдет под знаком противоборства между США и Китаем. Россия здесь третий полюс силы. А Великобритания пытается примкнуть к тому игроку, который ей ближе по духу.
Однако член Совета по международно-правовым вопросам при МИД России Владимир Котляр не разделяет оптимизма в отношении Лондона.
— Я четыре года работал в российском посольстве в Великобритании. И я убежден, что более закаленных идейных противников России, чем Англия не существует. Поэтому надо очень осторожно относиться к тому, что они изменят всерьез свою политику. Пока о каких-то радикальных переменах говорить рано.
Британцы являются и будут оставаться союзниками того крыла Республиканской партии США и демократов тоже, которые во время предвыборной кампании Трампа выступали против него. Например, газета Washington Post ежедневно занимаются травлей Трампа. Науськивают на него и американцев и международное сообщество. А британцы с ними заодно.
Мэй сейчас виляет хвостом, потому что ей из-за Brexit очень нужна поддержка Трампа. Поэтому она старается создать впечатление, что союз США и Англии остается нерушимым. Не зря она упомянула Рейгана. Это и есть ее настоящая религия.
*"Исламское государство" (ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена.
Сергей Аксенов
Фото: PA Images/ТАСС
Читайте нас: