В конце лета Петр Порошенко сорвал целый шквал аплодисментов украинской публики, заявив, что украинскому флоту по силам «уничтожить флот России в Мировом океане». Однако, несмотря на то, что эти слова с подачи проправительственных украинских СМИ снискали одобрение у масс, люди знающие отнеслись к такому громкому заявлению как минимум с улыбкой — слишком уж плачевно то состоянии, в котором сейчас пребывают военно-морские силы Украины.
ВМС Украины были созданы на базе Краснознаменного Черноморского флота ВМФ СССР. По итогам раздела, Киеву отошло 18,3% имеющихся кораблей, а также авиация и береговые объекты. Часть этого наследия, правда, была почти сразу же обратно передана России в качестве компенсации задолженностей за газ, однако оставшееся наследие все равно оставалось приличным. Увы, не уберегли и этого — украинское правительство в короткие сроки начало распродажу и утилизацию имеющихся судов.
Впрочем, предпосылок для создания действительно мощной военной державы у Киева все равно оставалось предостаточно. Как заявляют эксперты телеканала «Звезда», в наследство от Советского Союза Украина получила передовой на тот момент судостроительный комплекс, способный возвести страну в ранг одного из главных производителей плавучих средств.
Особняком здесь стоит Николаевский судостроительный завод (ныне известен как Черноморский), мощностей которого с лихвой хватило бы на выпуск десяти кораблей в год. Собственно, в таком режиме он и работал на протяжении всей своей истории — основанное еще в 1787 году производство за свою историю спустило на воду несколько сотен судов и кораблей и в свое время оснащало практически весь советский рыболовный флот, базирующийся в акваториях Тихого и Атлантического океанов, а также Балтики и Черного моря. Все в порядке было и с военными судами. Так, завод был одним из главных производителей легендарных дизельных подводных лодок типа «Щука», принимавших активное участие в Великой Отечественной войне.
Увы, но таким огромным военно-промышленным гандикапом, включавшим в себя 11 передовых судостроительных заводов мирового класса с самым современным на тот момент оборудованием международного уровня, Украина решила распорядиться наиболее бездарным способом. Выражаясь понятным языком, предприятие было попросту разворовано, а частично и вовсе брошено в бесхозном состоянии. Неумелые попытки привлечь иностранных инвесторов также не увенчались успехом — зарубежные компании просто не хотели связываться с сумасбродными и вороватыми владельцами.
Так, например, осенью 2000 года нидерландский судостроительный концерн Damen Shipyards приобрел 78% акций завода «Океан» — одного из ведущих предприятий Николаевского концерна. За последующие шесть лет усилиями голландцев было выпущено 55 судов для заказчиков из Германии, Великобритании, Норвегии и все тех же Украины и Нидерландов. Однако, не найдя взаимопонимания с украинской стороной, в 2006 году Damen Shipyards был вынужден продать свой пакет акций норвежцам Aker Yards, которые, в свою очередь перепродали долю компании Wodan Shipyards. А дальше последовало банкротство, ставшее совсем уж бесславным концом для незаслуживающего такой участи завода.
Как итог Украина, имевшая без малого 15% мировых мощностей судостроения, на деле выдает жалкие 0,5% мировой продукции. И этот факт, судя по всему, совершенно не беспокоит Киев — не так давно руководство завода с гордостью объявило о налаженном производстве печек-буржуек для нужд Вооруженных Сил Украины.
В не менее печальном состоянии находится непосредственно и сам украинский флот. По данным на весну 2016 года, корабельный состав ВМС Украины достиг критического значения. Из более-менее серьезных судов в распоряжении украинских моряков осталось лишь одно — фрегат «Гетман Сагайдачный», собранный в буквальном смысле «с миру по нитке». Так, его радиолокационная станция была передана команде от неравнодушной волонтерской организации.
Вторым по значимости судном является ракетный катер «Прилуки», лучшие времена которого остались в далеком прошлом. Этот быстроходный корабль, спущенный на воду более сорока лет назад, последние боевые стрельбы проводил еще в 1999 году. Сейчас же осуществить подобное практически невозможное — к общей дряхлости судна добавляется состояние давно вышедших в тираж ракет.
Показательна и судьба корвета «Володимир Великий», строительство которого ведется с 2005 года. На данный момент корабль готов лишь на 43%, а его стоимость с изначальных 250 миллионов евро возросла уже вдвое. Какой же сумма станет по окончанию строительства, и произойдет ли это вообще, не рискуют предполагать даже самые оптимистично настроенные эксперты.
Нельзя взглянуть без слез и на места базирования военного флота. Крупнейшие порты Украины после перехода Крыма под знамена РФ расположены в Одессе и Ильичевске и рассчитаны лишь на торговые суда. Базирование же военно-морской флотилии в этих портах делает ее крайне уязвимой, что подвергает серьезной опасности как городскую инфраструктуру, так и торговые суда.
В общем и целом ситуацию с украинским флотом можно охарактеризовать лишь одним словом — позор. Государство, имевшее все возможности для того, чтобы прочно обосноваться как в русле судостроения, так и на морских просторах, по собственной же глупости лишило себя всех перспектив. Конечно, вероятность того, что мы еще не раз услышим из уст украинского президента пламенные речи о силе своей флотилии, остается немаленькой. Однако воспринимать эти заявления следует исключительно в качестве крика отчаяния перед неминуемым погружением в пучине небытия.
Материал подготовил Петр Архипов
Читайте нас: