Американцы прогнозируют результат дуэли двух атомных подводных лодок
Эксперт журнала The National Interest Кайл Мизоками, сопоставив тактико-технические характеристики российских и американских многоцелевых атомных подводных лодок четвертого поколения, пришел к выводу, что в случае «дуэли» между ними шансов на победу больше у американской субмарины. В качестве «дуэлянтов» эксперт выбрал лодку проекта 885 «Ясень» и американскую ПЛА «Вирджиния».
Однако преимущество «американки» отнюдь не очевидно. И в кругу американских экспертов на этот счет существуют даже абсолютно противоположное мнение. Вот, например, редактор по военным вопросам того же самого журналаДейв Маджумдар в марте опубликовал статью о выходе на боевую учебу флагманской лодки проекта «Ясень» К-560 «Северодвинск». Он считает, что в поединке один на один больше шансов на победу у «Северодвинска». Однако американский подводный флот с легкостью одолеет «россиянку», поскольку она в ВМФ пока одинока, а в ВМС США в строю находятся 12 ПЛАРК «Вирджиния». При этом Дейв Маджумдар отметил, что на подходе модернизированная серия проекта 885 М. Первая лодка этого проекта, К-561 «Казань», должна быть передана ВМФ через год-полтора. Ее боевые возможности возрастут по отношению к «Северодвинску».
Относительно боевых качеств «Ясеня» существует и еще одно мнение. И оно также было опубликовано в этом году. А именно — 4 октября. Директор американского Института изучения морского потенциала России Майкл Петерсон назвал «самое опасное оружие, которым обладает ВМФ России». Этот список открывает, «Ясень». Далее идут фрегаты проекта 11356 «Адмирал Григорович», а также крылатые ракеты «Циркон» и «Калибр». Кстати, на «Ясене» установлены именно ракеты «Калибр», что делает его вдвойне «самым опасным оружием».
Как видим, мнения американских экспертов разделились. Счет 2:1 в пользу российской многоцелевой субмарины.
И тут интересно рассмотреть, на какие же слабые места российской лодки, в сравнении с американской, обращает внимание Кайл Мизоками.
У него две главные претензии. По части малозаметности и способности обнаруживать противников при помощи гидроакустической системы.
Начнем с того, что малозаметность или малошумность подводной лодки — это такое же туманное качество, как и малозаметность истребителя. Разница состоит в том, что производители самолетов, рассчитывая на их продажи за границу, существенно занижают в рекламных целях эффективную площадь рассеивания. Атомные подводные лодки изготавливаются исключительно для военно-морских сил своей страны. Поэтому их производители довольствуются неконкретными заявлениями о «рекордном снижении шумности». Однако все-таки существуют какие-то признаки, позволяющие с определенной долей достоверности оценить это важнейшее для лодки, призванной прятаться в пучине морской, качество.
Об уникальной малошумности «Вирджинии» можно было бы говорить, если бы она в качестве движителя использовала водомет. Однако она перемещается под водой при помощи традиционного винта. Винтом оборудован и «Ясень». Несомненно, винты в акустическом отношении бывают разными. Но разница тут значительной быть не может. Собственно, инженерные принципы снижения шумности лодки прекрасно известны, как в США, так и в России. И они были максимально использованы при создании ПЛА четвертого поколения. Тут и использование демпфирующих платформ, и реактор с жидкометаллическим теплоносителем, и покрытие корпуса специальным материалом, и особая конструкция трубопроводов. Скажем так: если бы американцы выжали из всех этих методов все возможное, то вряд ли их результат существенно превзошел разработку КБ «Малахит», спроектировавшего лодки проекта 885/885М.
Но главное, что делает утверждение Мизоками абсолютно бессмысленным, это то, что уровень шумов лодки К-560 «Северодвинск» даже теоретически не может быть известен американцам. Потому что лодка пока не выходила на боевое дежурство, и никто еще не мог ее «прощупать».
Кстати, в 2010 году у лодок двух первых серий «Вирджинии» была обнаружена неприятная проблема. На них под воздействием агрессивной морской среды начали отклеиваться пластины звукопоглощающего материала.
Что же касается возможностей гидроакустических станций двух лодок, то тут Мизоками немного слукавил. Он сравнивает ГАС «Северодвинска» со станцией лодок третьей серии (Blok III), коих в настоящий момент существует только две — SNN-784 «Норт Дакота» и SNN-784 «Джон Уорнер». Так вот, на «Северодвинске» отказались от традиционного расположения в носовой части торпедных аппаратов. Их сместили к центру, а в носовой части удалось расположить большую сферическую антенну ГАС «Иртыш-Амфора», что позволило резко повысить чувствительность станции. Помимо этого антенны расположены по бортам лодки. В первых же двух сериях «Вирджинии» (10 лодок) в носовой части расположены торпедные аппараты, и традиционной сферической антенне пришлось ужаться по размерам, что сказалось на чувствительности станции.
Но, начиная с третьей серии лодок ГАС обновилась, в носовой части был установлен достаточно мощный пассивно-активный широкоапертурный гидролокатор. О том, как конструкторы «Малахита» ответили на этот шаг, неизвестно.
Эффективность современных ГАС существенно зависит от способов математической обработки получаемых гидролокатором сигналов. И вот тут необходимо обратить внимание на параметр, которому Мизоками не придал значения. Это экипаж. На «Вирджинии» служат 134 подводника. На «Ясене» по различным данным — от 70 до 80. Параметр довольно красноречивый. Он указывает не только на степень автоматизации процессов управления субмариной. Но и на мощность вычислительных ресурсов лодки, которые, в частности, и обеспечивают автоматизацию. Однако мощности компьютера используются и для решения широкого круга задач, среди которых и обработка информации, которая поступает от антенных решеток сонара.
Необходимо подчеркнуть, что мощность компьютера — это не только количество набитых в него процессоров и быстродействие исполнения операций. Тут, американцы, несомненно, впереди. Но и математические алгоритмы обработки данных, и реализующие их программы. А вот тут русские наряду с индийцами демонстрируют прекрасные способности.
Что же касается такой важнейшей характеристики как вооружение, то Мизоками почему-то считает, что у «противниц» наблюдается примерный паритет. Но даже количественный состав ракетно-торпедного оружия опровергает это утверждение.
«Вирджиния»: 4 торпедных аппарата, 26 торпед и 12 крылатых ракет. «Ясень»: 10 торпедных аппаратов, 30 торпед, 32 крылатых ракеты.
На «Вирджинии» установлены 533-мм торпеды Mark 48 Mod 6, максимальная дальность которых равна 55 км, а скорость — 50 узлов. На «Ясене» — торпеды «Физик», также как и американские, самонаводящиеся. Их дальность — 50 км, скорость — 50 узлов. Однако на второй лодке, «Казани», будет уже «Футляр» с дальностью в 60 км и максимальной скоростью, равной 65 узлам.
Разрыв в качестве ракетного оружия более серьезный. Американские ракеты Tomahawk Block IV способны переносить 340-килограммовую осколочно-фугасную боеголовку на расстояние в 1600 км. К слабым сторонам ракеты следует отнести невысокую способность к маневрированию при скорости в 800 км/ч. Российские ракеты «Калибр» способны преодолевать расстояние в 2600 км. Причем, если «Томагавк» предназначен для стрельбы по береговым и надводным целям, то среди модификаций «Калибра» есть ракета, способная поражать подводные лодки.
На «Ясень» также предполагается устанавливать противокорабельные ракеты «Оникс». За счет сверхзвуковой скорости, равной 2,6 М, и низкого полета ракета представляет серьезную угрозу для средств ПВО противника. Также есть планы оснастить «Ясень» дальнобойными крылатыми ракетами Х-101/102. Они могут иметь как обычную, так и ядерную боеголовку. Дальность — 5500 км на околозвуковой скорости. Максимальное отклонение от цели не превышает 6 метров. Данная ракета расширит функциональность «Ясеня», который сможет решать стратегические задачи.
Ну, и, наконец, о глубинах, на которых могут работать эти лодки.
«Вирджиния»: рабочая глубина — 300 м, максимальная — 480 м.
«Ясень»: рабочая глубина — 520 м, максимальная — 600 м.
Тут комментарии не требуются.
Владимир Тучков
Фото: Лев Федосеев/ТАСС
Читайте нас: