Проект газопровода «Катар – Турция», который как будто был окончательно забыт, имеет все шансы возобновиться, заявило государственное агентство Турции Анадолу. Это стало возможным после краха режима Башара Асада в Сирии.
«Можно сказать, что в случае продолжения нынешней конъюнктуры после установления стабильного режима в Сирии проект не столкнется с политическими препятствиями в регионе», - пишет агентство.
Исследователь Фонда SETA Бушра Зейнеп Оздемир заявила в комментарии Анадолу, что Катар является очень важной страной с точки зрения природного газа, и отметила, что он занимает третье место в мире по доказанным запасам природного газа - около 25 триллионов кубометров после России и Ирана, что соответствует небольшой площади, которую он занимает. Напомнив, что Катар является второй страной в мире по экспорту природного газа после России, Оздемир сказал, что страна осуществляет его в основном в виде сжиженного природного газа (СПГ). Оздемир подчеркнул, что катарский проект Dolphin Gas, введенный в эксплуатацию в 2004 году, является единственным трубопроводом для экспорта газа, и заявил, что общая протяженность этой линии составляет 370 километров.
Подчеркнув, что Катар обладает высокими возможностями по экспорту природного газа, Оздемир добавила: «Ранее обсуждавшийся в 2009 году проект газопровода Катар-Турция, который должен был пройти через Саудовскую Аравию, Иорданию и Сирию, был отложен из-за противодействия режима Асада. Последующая гражданская война в Сирии, продолжавшаяся более 10 лет, сделала проект нереализуемым в запланированном виде. После установления стабильного режима в Сирии можно сказать, что в случае продолжения нынешней конъюнктуры проект не столкнется с политическими препятствиями в регионе. Но нужно учитывать, что трубопровод, на который делается ставка, огромен во всех отношениях».
Турецкое агентство пишет о том, что в то время как Европа намерена полностью избавиться от каменного угля, став углеродно-нейтральной к 2050 году, её потребность в газе будет расти.
На строительство длинного газопровода, по мнению аналитиков агентства, повлияют цены на международном газовом рынке – они должны покрывать расходы на столь затратное строительство трубы, которая должна будет пройти по целому ряду стран.
«Наконец, необходимо помнить, что то, что мы называем ЕС, представляет собой структуру из 27 стран-членов и что инфраструктура всех стран не взаимосвязана. Например, газ, поступающий в Испанию сегодня, невозможно транспортировать по трубопроводу в Германию. В сценарии, согласованном странами-членами ЕС, угольные электростанции ЕС и Турции заменены электростанциями, работающими на природном газе, а потребление бытового и промышленного газа также увеличивается, вероятность того, что газ из Катара найдет покупателя, довольно высока», - прогнозирует Бюшра Оздемир.
Однако самым главным фактором, влияющим на то, будет ли начато строительство трубы, является спокойствие в Сирии. Если страна вновь не упадет в пучину гражданской войны и распада, то газопровод «Катар – Турция», несмотря на всю свою затратность, вполне может быть проложен.
Тем временем сам Катар активно вкладывает средства в танкерный флот, перевозящий СПГ.
Национальная нефтегазовая компания QatarEnergy заключила договор о временной аренде шести СПГ-танкеров типа QC-Max для их управления и эксплуатации совместным предприятием японской судоходной компании MOL и китайской CSLNG, сообщает пресс-служба компании. Суда будут построены на верфи Hudong-Zhonghua Shipbuilding Group, дочернем предприятии CSSC. Эти суда представляют собой последнюю партию из 128 танкеров СПГ, строящихся в рамках судостроительной программы QatarEnergy.
В 2022 году совместное предприятие MOL-CSLNG заключило долгосрочные тайм-чартерные соглашения с QatarEnergy на семь обычных СПГ-танкеров. Это позволило компании наращивать свой флот СПГ-судов, благодаря чему у нее теперь имеется 13 долгосрочных фрахтовых соглашений в рамках программы расширения флота.
Читайте нас: