Международная изоляция Киева чревата возобновлением конфликта на Востоке
5 сентября комитет Европарламента по вопросам гражданских свобод, юстиции и внутренних дел (LIBE) проголосовал за предоставление безвизового режима Грузии и Косово. Украину, которая также должна была находиться в списке претендентов, даже не выносили на голосование. Вместо этого болгарский евродепутат Мария Габриэль зачитала доклад о том, что Киев проделал большой прогресс, «несмотря на внешние и внутренние вызовы, стоящие перед страной». Габриэль призвала членов комитета внести в перечень стран, которые заслужили отмену виз с Евросоюзом.
Тем не менее, доклад только заслушали, но решения принимать не стали. Ориентировочно голосование по Украине может состояться в конце сентября или начале октября. Таким образом, обещанный президентом Украины Петром Порошенко безвизовый режим, скорее всего, не будет предоставлен «незалежной» в октябре. Ведь решение комитета, хотя и считается ключевым в обеспечении безвизового режима, не является окончательным шагом на этом пути. Даже по Грузии и Косово, которые в LIBE одобрили, еще предстоит голосование Совета ЕС.
Украинская сторона пытается найти «перемогу» даже в такой ситуации. Председатель комитета Верховной Рады по иностранным делам Анна Гопко заявила, что у Украины очень высокие шансы на получение безвизового режима до конца октября. «Мы знаем, что у нас высокие шансы, потому что мы давно выполнили все критерии в отличие от других стран, к которым есть еще у Европейского Союза определенные пожелания. И поэтому мы четко ставим — максимум конец октября. Мы уже видели заявления комиссара Хана о том, что он оптимистично смотрит на то, что Украина и Грузия получат безвизовый режим», — заявил Гопко.
Заголовки в украинских СМИ также оптимистичны — «Украина выполнила критерии для безвизового режима — докладчик ЕС», «Голосование за безвизовый режим для Украины состоится в конце сентября» и так далее. Тем не менее, тот факт, что комитет Европарламента проголосовал даже за Косово, но проигнорировал Украину, говорит о многом.
Украинский политолог Руслан Бортник убежден, что это еще одно свидетельство нарастающей международной изоляции Украины. В последние месяцы западные партнеры предпочитают как можно реже вспоминать о своем проблемном активе. На праздновании Дня независимости Украины единственным иностранным высокопоставленным гостем стал президент соседней Польши Анджей Дуда, который решил своим визитом немного компенсировать решение польского Сейма о признании Волынской резни геноцидом со стороны украинцев.
На саммит «Большой двадцатки» в китайском Ханчжоу Порошенко также не пригласили в качестве гостя, хотя там присутствовали, к примеру, представители Казахстана, Египта и других стран. Да и на самом саммите тема Украины почти не присутствовала в официальных дискуссиях, хотя очевидно, что на полях президент РФ Владимир Путин обсуждал эту тему за закрытыми дверями с лидерами США, Франции и Германии.
Председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев в авторской колонке написал, что европейцев, несмотря на формальные заявления о поддержке Украины, на самом деле гораздо больше волнует вопрос буркини — мусульманского купального костюма, который обсуждают на заседаниях Европарламента и других органов.
На первый взгляд, такая международная изоляция может позитивно сказаться на Украине. Оставшись без поддержки Запада, который закрывал глаза на все проступки Киева, украинские власти будут вынуждены, скрепя сердце, пойти на выполнение Минских соглашений и всех прописанных в них пунктах от конституционной реформы до амнистии участников конфликта в Донбассе.
Но с другой стороны, существует опасность, что оставшись без надзора «старших товарищей», украинские власти окончательно потеряют связь с реальностью, и ситуация в стране начнет выходить из-под контроля. Нападение и поджег студии канала «Интер» 4 сентября, которые прошли при полном попустительстве властей (а главным инициатором рейдерского захвата многие политологи называют министра внутренних дел Арсена Авакова), может быть признаком того, что киевские власти перестают изображать хотя бы видимость законности. А это может привести к самым неприятным последствиям вплоть до нового обострения в Донбассе, которому не смогут или не захотят помешать европейцы, занятые собственными делами.
Директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников считает, что ситуация с поддержкой Украины прояснится после выборов президента США.
— Растет не столько международная изоляция Украины, сколько весь мир застыл в ожидании итогов выборов в США. Всем понятно, что нынешний украинский режим — это проект Вашингтона, и все основные кураторы находятся там. И то, как относиться к этому режиму дальше и что вообще делать с Украиной, будет понятно только после выборов президента Соединенных Штатов. До этого резких движений никто предпринимать не хочет.
Выборы президента в ноябре, так что откладывание решения до этой даты — вполне логичный шаг. Европейцы хотят посмотреть, что скажет хозяин Украины. Если и дальше будет продолжаться активное продвижение нынешнего украинского проекта американцами, Европа получит сигнал и тоже начнет делать соответствующие шаги. Если же поддержка Украины из-за океана будет прекращена или заморожена, это станет свидетельством того, что проект в нынешнем виде долго не просуществует. В таком случае, нужно будет принимать принципиально иные решения по его спасению, нормализации, и существованию в каком-то новом формате.
— Но по Грузии и Косово решение комитета все же было принято…
— У Европы нет самостоятельности во всех глобальных международных проектах. Все эти проекты Европа осуществляет в рамках следования в фарватере политики США. По Косово и Грузии для Брюсселя уже все очевидно, там вопросов не возникает. Косово — отыгранная карта, это государственное образование возникло после бомбежек Сербии теми же США. Это такой же американский проект, как и Украина, но при этом такая маленькая страна не является ни для кого обузой.
То же можно сказать о Грузии. Там не очень хорошая экономическая ситуация, но политическая обстановка вполне стабильна. Есть претензии к России, но они не выходят за рамки дипломатических взаимоотношений. Вооруженных конфликтов нет, поэтому тут европейцы тоже не особо рискуют. Но с Украиной далеко не все предрешено, непонятно, что будет завтра. Поэтому европейцы не спешат принимать решение.
— Эта изоляция не может привести к выходу ситуации на Украине из-под контроля вплоть до нового переворота?
— Украинцы демонстрируют высокую приспособляемость на нижнем уровне выживания. Тарифы подняли, но никто не вышел на улицы. Ухудшение ситуации будет, но для того, чтобы произошел серьезный всплеск, не говоря уже об очередном майдане, нужны заказчики, идейные вдохновители, организаторы и, конечно, финансовые спонсоры. Отдельные проявления недовольства на Украине будут, но они вряд ли приведут к несанкционированной Западом смене власти.
Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник полагает, что Запад уже готов к смене элит на Украине, но пока не видит подходящих кандидатов.
— Положение Украины, как государства, за два года мало поменялось. Но в изоляцию попадает украинская политическая элита — президент и его окружение. Не работает программа МВФ, не выделяются европейские кредиты. Даже миллиард долларов, обещанный вице-президентом США Джо Байденом за увольнение генпрокурора Шокина, так и не был переведен.
Во внешнеполитической плоскости нет никакой перспективы присоединения к ЕС и НАТО. Украина полностью изолирована от переговорного процесса в формате США-Россия, где есть свои треки — Нуланд-Карасев, Лавров-Керри, Путин-Обама. А в последние недели наметилось и выдавливание Украины из нормандского формата. На форуме «Большой двадцатки» Путин говорил с Олландом и Меркель об Украине без Украины. Ничто ведь не мешало включить Порошенко хотя бы по Скайпу. Но с Петром Алексеевичем не считали нужным о чем-то говорить. Президентом все больше недовольны на Западе.
Это не означает, что Украину не будут поддерживать. Помощь продолжат оказывать. Но отношения с украинскими элитами ухудшаются. Запад готов поменять их на другие, если будет альтернатива. Пока она, правда, не просматривается.
— Дадут ли Киеву обещанный безвизовый режим?
— Сложно сказать. Решение по безвизовому режиму для Украины — сугубо политическое. Для Европы очень неприятно и потенциально опасно его предоставлять, потому что от трех до 20 миллионов украинцев могут покинуть страну в поисках лучшей жизни. В то же время, в Европе понимают, что если не предоставят Украине безвизовый режим, это может привести к краху нынешней модели управления, потере европейских интересов и усилению российского влияния. Поэтому безвизовый режим может быть предоставлен в качестве политической меры, несмотря на все риски, которые может понести Евросоюз. Его могут предоставить в октябре, а могут не предоставить никогда. Все зависит от политического решения.
— К чему может привести такая международная изоляция украинской элиты?
— Во внутренней политике это приводит к сворачиванию гражданских и демократических свобод, к усилению попыток формирования авторитарной модели управления, к увеличению роли радикальных парамилитарных группировок, которые действуют вне рамок украинского законодательства. Кроме того, это приводит к увеличению риска войны, потому что тоталитарному режиму всегда нужна война — с внутренним или внешним врагом.
Анна Седова
Фото: Михаил Палинчак/пресс-служба президента Украины/ТАСС
Читайте нас: