Лента новостей

20:36
Как формируются снежинки, дождь и кольца Сатурна? Одними и теми же уравнениями
20:23
S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl получила последний патч в 2024 году — GSC раскрыла, когда выйдет следующее обновление
20:19
ВСУ ведут обстрелы ДНР, Белгородской и Запорожской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 23 декабря
20:18
Местные власти не справляются с очисткой берега от мазута. Жители курортной Анапы обратились за помощью к Путину
19:36
Беседа со страной и миром: итоги года с Путиным
19:29
WhatsApp c высокой вероятностью заблокируют в России
19:06
Нефть с арктического дна, электричество из вулкана и другие инновации энергетики
18:55
Простое и понятное описание сути кристаллов времени
18:42
«Если Bethesda такое можно, то и мне тоже»: художник выпустил ремастер своей демонстрации The Elder Scrolls V: Skyrim на Unreal Engine 5
18:38
«Биологический фашизм». Украинский профессор выступил за ввод «миротворцев» ради решения демографической проблемы Украины
18:37
Зеленский призвал правоохранителей Словакии взять в разработку Фицо
18:36
Германия передала Украине новую военную помощь с системами ПВО
18:35
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации на 23 декабря
18:34
С 1 января на Украине все процедуры в медучреждениях будут платными без направления врача
18:19
Колонизация Украины через уничтожение местных элит
18:05
Атака беспилотника на ЖК «Лазурные кварталы» в Казани — видео
17:44
ЦИК Белоруссии обнародовала имена 5 кандидатов на выборах президента
17:43
Питерский оборотень в погонах признался в убийстве журналиста, которое произошло 20 лет назад
17:42
Трамп пообещал остановить «трансгендерное безумие»: только два пола — мужчина и женщина
17:41
Дуров: Телеграм впервые стал прибыльным проектом, который принёс $1 млрд
17:35
Лидер Абхазии предупреждает о гуманитарной катастрофе из-за нехватки электроэнергии
17:32
Мишустин: военные в Курской области будут получать выплаты наравне с участниками СВО
17:20
Армия России проламывает оборону
17:03
Почему гражданам США вдруг рекомендовали покинуть Беларусь?
16:49
ЦИК Беларуси обнародовала имена 5 кандидатов на выборах президента
16:29
ЗАПАДНЫЕ СМИ ПРО МОБИЛИЗАЦИЮ МУЖЧИН УКРАИНЫ. ПОНИЗИТ ЛИ ЗЕЛЕНСКИЙ ПРИЗЫВНОЙ ВОЗРАСТ ДЛЯ УКРАИНЦЕВ
16:11
Добра не помнящие
15:59
Украина рассматривает переход на евровалюту по примеру Молдовы
15:58
Лукашенко рассказал о необходимости расширения рынков сбыта для белорусских легковых автомобилей
15:57
Илон Маск намерен присоединить Гренландию к США. Гренландский депутат обвинила Трампа в неуважении
15:52
Урановый фактор в противостоянии России и Запада
15:49
Политолог Караханов предрек выход Турции из НАТО
15:38
Шведский флот вооружится новой противокорабельной ракетой
15:32
Юрий Подоляка в свежей сводке от 23.12.2024: наступление на всех фронтах
15:05
Администрация Байдена призвала граждан США покинуть Белоруссию
15:04
«Замыливание глаз и лапша на уши». Клерк Сороса из команды Зеленского недоволен поездкой Фицо в Москву
15:03
«Обманываете — будете восстанавливать за счёт собственных источников». Гладков объявил борьбу с враньём белгородских чиновников
14:39
Система ShredShox добавит горным лыжам практичную пневматическую подвеску
14:32
Насилие между родителями повлияло на риск проблем с сердцем у выросших детей
14:19
Независимый Курдистан: союзник или противник России?
14:12
Израильтяне пишут, что жена Башара Асада подала на развод и намерена уехать жить в Лондон. Россия и Турция опровергают
14:11
Украинские фашисты обстреляли Донецк из РСЗО «Хаймарс»
14:10
МВФ дал Украине в долг $1,1 млрд
13:51
Берлин плачет по русскому газу - Новости
13:48
Краш-тесты для косметики, китайцы, красота и советские мозаики
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Флот»Ледоколы ВМФ России

Ледоколы ВМФ России


Ледоколы ВМФ России
«Буран» — ледокол проекта 97 из состава Балтийского флота


Некоторые военно-морские базы российского флота расположены в регионах, где существует проблема льдов. Для обеспечения работы кораблей и подводных лодок в этих условиях требуются ледоколы. Военно-морской флот России имеет несколько собственных судов этого класса, построенных по разным проектам, включая современные. Основной их задачей является проводка кораблей через льды, но с недавнего времени присутствуют и иные возможности.



Объективная потребность


С проблемой льдов сталкиваются базы Тихоокеанского, Северного и Балтийского флотов. Близлежащие акватории на несколько месяцев замерзают, и для выхода кораблей нужна помощь ледоколов.

С аналогичной проблемой сталкиваются важные объекты и базы на северных рубежах страны. Добраться до них можно только по морю, причем с помощью ледокола.

В середине прошлого века, вместе с началом активного освоения Арктики, стартовало массовое строительство ледоколов для ВМФ. Также подобные суда поставлялись в морские части Пограничных войск. Одновременно с этим формировался гражданский ледокольный флот, необходимый для обеспечения морских перевозок.

Распад СССР и последующие события серьёзно ударили по ледоколам ВМФ и других структур. Многие суда пришлось списать из-за выработки ресурса или отсутствия средств на их дальнейшую эксплуатацию. В то же время приобретение новых ледоколов было невозможно.

Ситуация начала меняться в недавнем прошлом. Были разработаны и доведены до производства новые проекты ледоколов. Их создавали с учетом особых потребностей ВМФ, из-за чего они заметно отличаются от судов привычного облика.


Ледокол «Илья Муромец» проекта 21180

Несколько ледоколов новой постройки уже начали свою службу в составе КСФ и КТОФ. Строительство таких вымпелов продолжается, и в ближайшем будущем в строй вступят новые. Положительные последствия этих процессов очевидны.

Советские наследие


В прошлом самыми массовыми ледоколами ВМФ были суда проекта 97 и его модификаций. С 1960 по 1981 г. было построено более 30 таких ледоколов. Почти треть этой серии была передана военно-морскому флоту и морским частям Погранвойск, а остальные — гражданским эксплуатантам.

Большинство ледоколов пр. 97 давно списано. Сейчас в составе ВМФ остаётся всего три таких судна. Самое старое из них — «Буран» Балтийского флота, принятый на службу в 1966 г. «Иван Сусанин» Тихоокеанского флота служит с 1973 г. а ледокол «Руслан» попал на Северный флот двумя годами позже.

Ледоколы пр. 97 имеют наибольшую длину 67,7 м и полное водоизмещение более 2,9 тыс. т. Наиболее нагруженные участки корпуса имели толщину 16-18 мм, что позволяло работать в тяжёлой ледовой обстановке. Дизель-электрическая энергоустановка обеспечивала скорость хода до 14 узлов.

Новое поколение


30 ноября 2017 года ВМФ России принял в свой состав головной ледокол нового проекта 21180 — «Илья Муромец». Тогда отмечалось, что впервые за последние десятилетия новый ледокол создан исключительно для флота и с учетом его потребностей. «Илья Муромец» был зачислен в состав КСФ.

В конце 2018 г. состоялась закладка ледокола «Евпатий Коловрат», строившегося по доработанному проекту 21180М. Строительство на стапеле заняло менее двух лет, а в декабре 2022 г. судно вышло на ходовые испытания. Год назад новый ледокол прибыл в Петропавловск-Камчатский, где прошёл последние этапы испытаний. 26 июля 2024 г. «Евпатий Коловрат» официально пополнил состав КТОФ.

В сентябре 2023 г. заложили второй корпус пр. 21180М, получивший имя «Святогор». Планы ВМФ на это судно пока остаются неизвестными. Официальные источники не сообщали сроки постройки и сдачи, а также флот, которому передадут ледокол.


«Евпатий Коловрат» проекта 21180М

В проекте 21180 судно имеет длину 85 м и водоизмещение 6 тыс. т. Доработанный ледокол «21180М» укоротили до 82 м и облегчили до 4 тыс. т. В обоих случаях достигается ледовый класс Icebreaker6: судно способно двигаться во льду толщиной 1 м и проламывать до 1,5 м. Также ледоколы нового проекта могут перевозить грузы, тушить пожары, оказывать помощь пострадавшим и т.д.

Боевые ледоколы


В обозримом будущем Северный флот должен получить два универсальных патрульных корабля пр. 23550 «Арктика». Эти корабли объединяют в себе функции многоцелевого ледокола и сторожевика. Они способны преодолевать льды, проводить суда, патрулировать акватории и участвовать в боевых действиях низкой интенсивности.

Головной «боевой ледокол» нового типа заложили в апреле 2017 г. и спустили на воду в октябре 2019-го. В конце июня 2024 г. корабль вышел на ходовые испытания, которые займут несколько месяцев. До конца года корабль передадут заказчику.

С ноября 2019 г. строится аналогичный корабль «Николай Зубов». Его планируют спустить на воду в этом году, а в следующем начнутся испытания. К концу 2025 г. второй боевой ледокол войдет в состав КСФ.

Существует доработанный вариант пр. 23550, получивший шифр «Ермак». Это пограничный сторожевой корабль, созданный с учётом потребностей Береговой охраны Погранслужбы ФСБ. Головной вымпел этого типа под именем «Пурга» заложили в 2020 г. и спустили на воду в 2022-м. Сдача планируется на следующий год.


Сторожевик «Иван Папанин» и его экипаж незадолго до начала испытаний

В конце прошлого года заложили еще один сторожевик для Береговой охраны. Корабль унаследовал от предшественника имя «Дзержинский». Его передадут заказчику до 2028 г.

Патрульные ледоколы проекта 23550 являются самыми крупными кораблями своего класса, предназначенными для ВМФ. Их длина составляет 114,5 метра, а полное водоизмещение — 8,5 тыс. т.

Эти ледоколы оснащены дизель-электрической энергетической установкой, которая позволяет им развивать скорость до 18 узлов на открытой воде. Благодаря ледовому классу Arc7, они могут преодолевать однолетние льды толщиной до 1,7 метра в зависимости от сезона. «Арктики» способны двигаться через льды самостоятельно или осуществлять проводку других кораблей.

Боевые ледоколы штатно оснащаются 76-мм артиллерийскими установками АК-176, а также ПЗРК «Игла» либо «Верба» и крупнокалиберными пулеметами. На грузовой площадке возможно размещение контейнерных пусковых установок с ракетами «Калибр» или «Уран». По некоторым данным, комплекс вооружений могут усовершенствовать с учетом опыта проведения Спецоперации по защите Донбасса.

Пограничный сторожевик «Ермак» отличается от «Арктики» составом радиоэлектронного оборудования и вооружения. На нём не предусматривается установка ударных ракетных комплексов, но присутствуют два орудия АК-630.

Оба варианта ледокола пр. 23550 оснащаются крановыми установками, буксирной лебедкой и т.д. При необходимости, корабли «Арктика» и «Ермак» могут участвовать в спасательных операциях или выполнять функции буксира.


Закладка патрульного корабля «Николай Зубов»

В процессе развития


С девяностых годов ледокольный флот ВМФ России переживал не самые лучшие времена. Суда оставались в эксплуатации, но их обслуживание было затруднено. Морально и физически устаревшие корабли приходилось списывать, а замена для них отсутствовала.

Ситуация начала меняться лишь несколько лет назад, когда у флота появилась возможность заняться строительством не только боевых кораблей, но и судов вспомогательного назначения. Были разработаны и доведены до строительства сразу два новых проекта. Возможно, уже идут работы по новым проектам.

К настоящему времени Северный и Тихоокеанский флоты получили по одному новому многоцелевому ледоколу пр. 21180(М). В ближайшие годы ожидается передача флоту третьего судна этой серии. Также в скором времени будет сдан головной патрульный ледокол сторожевого типа проекта 23550. Кроме того, в перспективе достроят ещё один такой корабль.

Таким образом, три старых ледокола пр. 97 уже дополнили новыми судами, и ожидаются новые вымпелы. Когда промышленность выполнит текущие заказы, в составе флота окажется пять новых ледоколов, в т.ч. два с вооружением и боевыми возможностями. Ещё два аналогичных корабля появятся у Погранслужбы.

Следует помнить, что ВМФ полагается не только на свой собственный ледокольный флот. В случае необходимости он может привлекать к работе гражданские суда этого класса. Например, давно налажено сотрудничество с предприятием «Росатомфлот», которое эксплуатирует ледоколы с ядерной энергоустановкой.

Сколько ледоколов нужно нашему ВМФ для решения всех задач — неизвестно. Очевидно, что трёх ледоколов на трёх флотах, имевшихся ранее, не хватало для выполнения всех текущих задач. Поэтому было начато строительство новых судов, и этот процесс уже принес первые положительные результаты. В будущем ситуация будет улучшаться, и это дает повод для оптимизма.


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх