Некоторые военно-морские базы российского флота расположены в регионах, где существует проблема льдов. Для обеспечения работы кораблей и подводных лодок в этих условиях требуются ледоколы. Военно-морской флот России имеет несколько собственных судов этого класса, построенных по разным проектам, включая современные. Основной их задачей является проводка кораблей через льды, но с недавнего времени присутствуют и иные возможности.
Объективная потребность
С проблемой льдов сталкиваются базы Тихоокеанского, Северного и Балтийского флотов. Близлежащие акватории на несколько месяцев замерзают, и для выхода кораблей нужна помощь ледоколов.
С аналогичной проблемой сталкиваются важные объекты и базы на северных рубежах страны. Добраться до них можно только по морю, причем с помощью ледокола.
В середине прошлого века, вместе с началом активного освоения Арктики, стартовало массовое строительство ледоколов для ВМФ. Также подобные суда поставлялись в морские части Пограничных войск. Одновременно с этим формировался гражданский ледокольный флот, необходимый для обеспечения морских перевозок.
Распад СССР и последующие события серьёзно ударили по ледоколам ВМФ и других структур. Многие суда пришлось списать из-за выработки ресурса или отсутствия средств на их дальнейшую эксплуатацию. В то же время приобретение новых ледоколов было невозможно.
Ситуация начала меняться в недавнем прошлом. Были разработаны и доведены до производства новые проекты ледоколов. Их создавали с учетом особых потребностей ВМФ, из-за чего они заметно отличаются от судов привычного облика.
Ледокол «Илья Муромец» проекта 21180
Несколько ледоколов новой постройки уже начали свою службу в составе КСФ и КТОФ. Строительство таких вымпелов продолжается, и в ближайшем будущем в строй вступят новые. Положительные последствия этих процессов очевидны.
Советские наследие
В прошлом самыми массовыми ледоколами ВМФ были суда проекта 97 и его модификаций. С 1960 по 1981 г. было построено более 30 таких ледоколов. Почти треть этой серии была передана военно-морскому флоту и морским частям Погранвойск, а остальные — гражданским эксплуатантам.
Большинство ледоколов пр. 97 давно списано. Сейчас в составе ВМФ остаётся всего три таких судна. Самое старое из них — «Буран» Балтийского флота, принятый на службу в 1966 г. «Иван Сусанин» Тихоокеанского флота служит с 1973 г. а ледокол «Руслан» попал на Северный флот двумя годами позже.
Ледоколы пр. 97 имеют наибольшую длину 67,7 м и полное водоизмещение более 2,9 тыс. т. Наиболее нагруженные участки корпуса имели толщину 16-18 мм, что позволяло работать в тяжёлой ледовой обстановке. Дизель-электрическая энергоустановка обеспечивала скорость хода до 14 узлов.
Новое поколение
30 ноября 2017 года ВМФ России принял в свой состав головной ледокол нового проекта 21180 — «Илья Муромец». Тогда отмечалось, что впервые за последние десятилетия новый ледокол создан исключительно для флота и с учетом его потребностей. «Илья Муромец» был зачислен в состав КСФ.
В конце 2018 г. состоялась закладка ледокола «Евпатий Коловрат», строившегося по доработанному проекту 21180М. Строительство на стапеле заняло менее двух лет, а в декабре 2022 г. судно вышло на ходовые испытания. Год назад новый ледокол прибыл в Петропавловск-Камчатский, где прошёл последние этапы испытаний. 26 июля 2024 г. «Евпатий Коловрат» официально пополнил состав КТОФ.
В сентябре 2023 г. заложили второй корпус пр. 21180М, получивший имя «Святогор». Планы ВМФ на это судно пока остаются неизвестными. Официальные источники не сообщали сроки постройки и сдачи, а также флот, которому передадут ледокол.
«Евпатий Коловрат» проекта 21180М
В проекте 21180 судно имеет длину 85 м и водоизмещение 6 тыс. т. Доработанный ледокол «21180М» укоротили до 82 м и облегчили до 4 тыс. т. В обоих случаях достигается ледовый класс Icebreaker6: судно способно двигаться во льду толщиной 1 м и проламывать до 1,5 м. Также ледоколы нового проекта могут перевозить грузы, тушить пожары, оказывать помощь пострадавшим и т.д.
Боевые ледоколы
В обозримом будущем Северный флот должен получить два универсальных патрульных корабля пр. 23550 «Арктика». Эти корабли объединяют в себе функции многоцелевого ледокола и сторожевика. Они способны преодолевать льды, проводить суда, патрулировать акватории и участвовать в боевых действиях низкой интенсивности.
Головной «боевой ледокол» нового типа заложили в апреле 2017 г. и спустили на воду в октябре 2019-го. В конце июня 2024 г. корабль вышел на ходовые испытания, которые займут несколько месяцев. До конца года корабль передадут заказчику.
С ноября 2019 г. строится аналогичный корабль «Николай Зубов». Его планируют спустить на воду в этом году, а в следующем начнутся испытания. К концу 2025 г. второй боевой ледокол войдет в состав КСФ.
Существует доработанный вариант пр. 23550, получивший шифр «Ермак». Это пограничный сторожевой корабль, созданный с учётом потребностей Береговой охраны Погранслужбы ФСБ. Головной вымпел этого типа под именем «Пурга» заложили в 2020 г. и спустили на воду в 2022-м. Сдача планируется на следующий год.
Сторожевик «Иван Папанин» и его экипаж незадолго до начала испытаний
В конце прошлого года заложили еще один сторожевик для Береговой охраны. Корабль унаследовал от предшественника имя «Дзержинский». Его передадут заказчику до 2028 г.
Патрульные ледоколы проекта 23550 являются самыми крупными кораблями своего класса, предназначенными для ВМФ. Их длина составляет 114,5 метра, а полное водоизмещение — 8,5 тыс. т.
Эти ледоколы оснащены дизель-электрической энергетической установкой, которая позволяет им развивать скорость до 18 узлов на открытой воде. Благодаря ледовому классу Arc7, они могут преодолевать однолетние льды толщиной до 1,7 метра в зависимости от сезона. «Арктики» способны двигаться через льды самостоятельно или осуществлять проводку других кораблей.
Боевые ледоколы штатно оснащаются 76-мм артиллерийскими установками АК-176, а также ПЗРК «Игла» либо «Верба» и крупнокалиберными пулеметами. На грузовой площадке возможно размещение контейнерных пусковых установок с ракетами «Калибр» или «Уран». По некоторым данным, комплекс вооружений могут усовершенствовать с учетом опыта проведения Спецоперации по защите Донбасса.
Пограничный сторожевик «Ермак» отличается от «Арктики» составом радиоэлектронного оборудования и вооружения. На нём не предусматривается установка ударных ракетных комплексов, но присутствуют два орудия АК-630.
Оба варианта ледокола пр. 23550 оснащаются крановыми установками, буксирной лебедкой и т.д. При необходимости, корабли «Арктика» и «Ермак» могут участвовать в спасательных операциях или выполнять функции буксира.
Закладка патрульного корабля «Николай Зубов»
В процессе развития
С девяностых годов ледокольный флот ВМФ России переживал не самые лучшие времена. Суда оставались в эксплуатации, но их обслуживание было затруднено. Морально и физически устаревшие корабли приходилось списывать, а замена для них отсутствовала.
Ситуация начала меняться лишь несколько лет назад, когда у флота появилась возможность заняться строительством не только боевых кораблей, но и судов вспомогательного назначения. Были разработаны и доведены до строительства сразу два новых проекта. Возможно, уже идут работы по новым проектам.
К настоящему времени Северный и Тихоокеанский флоты получили по одному новому многоцелевому ледоколу пр. 21180(М). В ближайшие годы ожидается передача флоту третьего судна этой серии. Также в скором времени будет сдан головной патрульный ледокол сторожевого типа проекта 23550. Кроме того, в перспективе достроят ещё один такой корабль.
Таким образом, три старых ледокола пр. 97 уже дополнили новыми судами, и ожидаются новые вымпелы. Когда промышленность выполнит текущие заказы, в составе флота окажется пять новых ледоколов, в т.ч. два с вооружением и боевыми возможностями. Ещё два аналогичных корабля появятся у Погранслужбы.
Следует помнить, что ВМФ полагается не только на свой собственный ледокольный флот. В случае необходимости он может привлекать к работе гражданские суда этого класса. Например, давно налажено сотрудничество с предприятием «Росатомфлот», которое эксплуатирует ледоколы с ядерной энергоустановкой.
Сколько ледоколов нужно нашему ВМФ для решения всех задач — неизвестно. Очевидно, что трёх ледоколов на трёх флотах, имевшихся ранее, не хватало для выполнения всех текущих задач. Поэтому было начато строительство новых судов, и этот процесс уже принес первые положительные результаты. В будущем ситуация будет улучшаться, и это дает повод для оптимизма.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: