Для уважающего себя китайца сравнение с японскими милитаристами предельно оскорбительно, но... То, что КНР сегодня вкладывает огромные средства и силы в наращивание морской мощи, также достаточно ясно показывает, что в качестве противника себе китайцы видят американцев...
Что движет «неядерный» субмариной ВМС НОАК? Тайна, завёрнутая в секрет...
Особое внимание стоит уделить развитию подводных сил ВМС НОАК, а главное – их неядерной компоненты.
Дело в том, что в плане строительства субмарин с ядерной энергетической установкой наши южные соседи достаточно сильно отстали, как от ВМФ России, так и от ВМС США. То же самое можно сказать и о дизель-электрических подлодках. Однако в настоящее время получают развитие технологии, нетрадиционные в подводном кораблестроении, которые дают возможность КНР вырваться вперёд, по крайней мере, в этом вопросе. Речь идёт о так называемых «двигателях Стирлинга»...
Преподобный Роберт Стирлинг
Назвать эту технологию новой – язык не поворачивается. Своё видение тепловых машин преподобный Роберт Стирлинг (работавший в Шотландии священником) запатентовал больше двухсот лет назад – в 1816 году. Этот продвинутый и добрый пастырь предложил в качестве замены паровых машин, которые на тот момент часто взрывались, убивали и калечили машинистов и кочегаров – конструкцию, вырабатывающую энергию за счёт нагревания и охлаждения рабочего тела в цилиндре.
Машина Стирлинга имела ряд достоинств: она была тише, безопаснее, экономичнее, обладала большим ресурсом, но... Имела низкий КПД и требовала применения массивных радиаторов охлаждения, а в качестве рабочего тела – таких дорогих и редких (на момент разработки) химических элементов, как водород или гелий. В итоге на тот момент – не пошло.
Но времена меняются, и в XXI веке на двигатели Стирлинга обратили внимание конструкторы подводных лодок. Здесь недостатки «стирлингов» стали не так заметны (радиаторы охлаждения на ПЛ отлично работают на забортной воде, а значит – имеют значительно меньшие размеры, чем на суше, да и водород с гелием стали куда доступнее, чем в 1816 году), а вот достоинства... Двигатель Стирлинга значительно тише любого ДВС, а для подлодки малошумность – одна из основных характеристик! Да и экономичность, и увеличенный ресурс – лишними не будут.
ПЛ типа «Готланд» – скандинавский дизайн!
В общем, первый шаг в этом направлении сделали шведы. В 1988 году первый «стирлинг» получила шведская подлодка типа «Наккен». А введённые в строй в 1996–1997 гг. три субмарины типа «Готланд» стали первыми серийными лодками, оснащёнными этим типом воздухонезависимой энергетической установки. Но Швеция – это несерьёзно! Потому что следом экспериментировать со «стирлингами» стали в ВМС НОАК, а Китай – это уже совсем другие масштабы!
Правда, судить о реальном состоянии дел в китайском флоте можно лишь весьма приблизительно – плюс-минус лапоть: с режимом секретности в КНР всё в порядке. Поэтому рассуждать можно только на основании данных открытых источников, причём по большей части – западных. Так, например, Томас Ньюдик из проекта Warzone анализирует спутниковые снимки верфи Вучанг в Ухане. На снимках можно разобрать стоящую на стапеле подлодку.
На данной верфи строятся подводные лодки проекта 039А, но новостройка имеет явственные отличия от данного проекта. Так, автор указывает, что лодка значительно длиннее, чем субмарины проекта 039А, а также имеет новомодные (и в ВМС НОАК пока не замеченные) х-образные рули. По оценке автора, подлодка имеет длину примерно 82,4–94,5 метра (272–279 футов), против 76,7 метра (253 фута) у 039А проекта.
ПЛ проекта 613 – советские корни китайского подплава...
Здесь стоит сделать отступление.
Изначально подводные силы ВМС НОАК строились на основе подводных лодок советских проектов. Сначала это были лодки проекта 613 (в КНР – тип 03) – советский вариант немецкой XXI серии, не успевшей массово войти в строй к 9 мая 1945 года. Впоследствии, на смену им пришли дизель-электрические субмарины 633 проекта (033 «Ухань» по китайской классификации). Китайская переработка данного проекта стала называться тип 035 «Минь». Наконец, первой самостоятельной разработкой китайских инженеров стали подлодки типа 039 «Сун»...
ПЛ «Хангор» – экспортный (для ВМС Пакистана) вариант китайской подлодки типа 039
Новая лодка (а первый экземпляр был спущен на воду в 1999 году) имела каплевидную форму корпуса с резиновым покрытием, установленные на резиновые амортизаторы двигатели... Впрочем, первый блин, по-видимому, оказался комом – по оригинальным чертежам построили только одну подлодку.
Основная серия из семи подлодок, получившая обозначение 039G, была значительно усовершенствована. Как? Судить можно только по форме ограждения рубки – китайцы хранить военную тайну умеют. Ну и по тому, что испытания первого варианта были долгими и мучительными. На следующем варианте проекта, тип 039А, отсутствуют рубочные горизонтальные рули. Вот только... Все эти лодки, судя по всему, дизель-электрические.
Но в 2023 году прошли сообщения о том, что в КНР создан самый мощный в мире двигатель Стирлинга. Пишут, что двигатель выдал мощность 102 кВт, впервые преодолев 100-ваттный рубеж. В качестве рабочего тела в двигателе используется гелий под давлением 15 Мпа. Профессор Ху Цзяньин отмечает, что эффективность термоэлектрического преобразования составила 28 % при температуре рабочего тела 523 градуса Цельсия, а если температуру удастся довести до 600 градусов, то и эффективность вырастет до 34 процентов.
ПЛ типа 039G у пирса. «Стирлинг» или дизель?
Китайцы уже испытали свой «стирлинг» на своей же орбитальной станции, а значит... Запускать в космос непроверенную конструкцию себе дороже – цена килограмма выведенного на орбиту груза – кусается. Поэтому ходят разговоры о том, что на подлодках следующего поколения, предварительно обозначаемых как тип 039С, будет стоять именно двигатель Стирлинга. А может быть, и сейчас уже установлен – на существующих подлодках типа 039 – должны же были китайцы на чём-то довести до ума тот двигатель, что вывели в космос?
VLS-ячейки – один из вариантов полезной нагрузки подлодок типа 039
Впрочем, возможно, что удлинение корпуса замеченной на спутниковых снимках новой подлодки ВМС НОАК связано с установкой на неё ещё одного новомодного девайса – ячеек вертикального пуска ракет (VLS). Такие ячейки есть на последней из израильских подлодок типа «Долфин II» – «Дракон». Так же экспериментируют с VLS- ячейками инженеры из Южной Кореи, разместившие на своей подлодке «Досан Ангх Чангхо» шесть ячеек для запуска баллистических ракет SLBM (но могут в них загружаться и крылатые ракеты).
ПЛ «Сорю» – литийионный самурай...
Но есть и другие варианты использования дополнительного объема, полученного за счёт удлинения корпуса подлодки. Так, японцы, на своих лодках типа «Сорю» экспериментируют с использованием в качестве аккумуляторной батареи литийионных аккумуляторов. Возможно, что дополнительный отсек в китайской субмарине будет использован под эти аккумуляторы, что позволит существенно нарастить срок пребывания лодки под водой. Или для размещения разведывательного оборудования, либо подводных диверсантов.
Проще всего с х-образными рулями: считается, что они улучшают маневренные характеристики подлодки, а также снижают её шумность. Стоит отметить, что подлодки КНР обладают весьма посредственными характеристиками в плане шумности, поэтому, скорее всего, применение подобных нехарактерных ранее для субмарин китайской постройки рулей направлено именно на улучшение данной характеристики. Так же, как и применение двигателя Стирлинга вместо традиционного дизеля.
Были бы верфи – лодки будут!
Высоцкий пел «я ненавижу сплетни в виде версий». Учитывая образцовый режим секретности в ВМС НОАК, всё, что можно вытянуть из спутниковых снимков новой субмарины – те самые сплетни в виде версий. Неизвестно даже, подлодка нового типа попала в объектив любопытного спутника, или это очередная модернизация типа 039 со следующей литерой после цифр.
Одно можно сказать с завидной точностью – КНР уделяет повышенное внимание развитию своих военно-морских сил. Каждая из 13 китайских верфей на сегодняшний день мощнее всех американских верфей вместе взятых. Понятно, что большая часть из них строит торговые суда для обеспечения функционирования торговли первой экономики мира, но...
Нет ни малейших сомнений, что при нужде КНР сумеет печь военные корабли как горячие пирожки. Качество их на сегодняшний день, как бы это помягче выразиться... нельзя назвать шедевральным. Но нет такого качества, что невозможно было бы задавить количеством. А с этим у ВМС НОАК проблем не возникнет!
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: