Часто командир подводной лодки – человек одного боя. Не в том смысле, что больше чем на один бой его не хватит, а в том, что из всей его службы в
Отто Веддиген – из той же плеяды, хоть долгой его карьера подводника и не была.
Отто Эдуард Веддиген родился 15 сентября 1882 года в старом ганзейском городе Херфорде (Северная Рейн-Вестфалия), в семье производителя льняных тканей. Он был 11 и самым младшим ребёнком в семье, поэтому рассчитывать на семейные капиталы не мог и выбрал службу в военно-морском
Дело в том, что армейскую службу в Германии начала ХХ века плотно обсели представители аристократических родов, и рассчитывать на карьеру там мальчику из буржуазной семьи было опрометчиво, а флот... Для Второго рейха он был делом новым и стеклянных потолков не имел.
В 1902 году он стал фенриком (нечто среднее между мичманом и младшим лейтенантом), в 1904 году – лейтенантом. В 1906 году перевёлся на Восточноазиатскую эскадру, стоящую в Циндао, служил вахтенным офицером на речной канонерке «Фатерлянд», где получил звание оберлейтенанта, потом служил на морской канонерке «Тигр». Восточноазиатский вояж окончился в 1908 году, когда Отто Эдуард вернулся в Германию.
Его возвращение совпало с появлением в Кайзерлих Марине подводных лодок. Оставаться в стороне от последнего слова тогдашней техники Веддиген не стал. Вскоре он уже выходит в море на первых U-boot – U-1, U-2, U-4... Сначала – вахтенным офицером, затем – первая своя лодка – командиром U-4 он стал в 1910 году. А уже в 1911 получил под командование новейшую U-9, на которой ему было суждено ворваться в историю.
География – дама изменчивая: это сегодня Гданьск – Польша, а в 1910 году Данциг был немецким городом. Здесь на Императорской верфи была построена серия из четырёх U-boot – с девятой по двенадцатую. Это были совершенные для своего времени подлодки: двухкорпусные, 493 тонны – надводное водоизмещение, 610 – подводное, скорость на керосиновых двигателях – 14,2 узла, на электромоторах – 8,1 узла, вооружение – 2 торпедных аппарата в носу, один в корме, револьверная пушка калибром 37-мм на палубе.
Надо сказать, что на тот момент побед за подлодками не числилось (ну не принимать же всерьёз рассказы американцев про потопленный подлодкой конфедератов федеральный шлюп во время их гражданской междоусобицы), поэтому адмиралы на стальные скорлупки глядели свысока. То ли дело линкор: смотришь на него, и душа радуется – вот она – сила, вот она – мощь!
Поэтому, когда на учениях в мае 1913 года капитан-лейтенант Отто Веддиген на U-9, выпустив четыре торпеды, условно потопил три линкора – «Ост-Фрисланд», «Тюрингия» и «Фридрих дер Гросс» – это вызвало шок. До Первой мировой войны оставалось чуть больше года...
В самом начале войны десять немецких подлодок, в том числе U-9, вышли в свой первый боевой поход. «Всякое начало трудно» (Aller Anfang ist schwer!) – немецкий аналог нашей пословицы «Первый блин – комом». К этому походу он относится как нельзя лучше: из десяти подлодок на базу в Вильгельмсхафен вернулось восемь.
Побед – не случилось ни у кого, и U-9 – не исключение. Лодку поставили в док на неделю – исправлять полученные боевые повреждения, а Веддинген решил, что раз выдалась свободная неделя, то стоит провести её с пользой и... Женился! На подруге детства Ирме Бренде.
Свадьба состоялась в Вильгельмсхафене 18 сентября, а 20 сентября U-9 вышла из Гельголланда на запад...
Задача перед Веддигеном была поставлена разведывательная: для небольшой подлодки с тремя торпедными аппаратами – в самый раз. Но уже через два дня, в 18 милях от Хук ван Холланда вахтенный доложил о том, что на горизонте видны силуэты трёх кораблей.
Это были три британских броненосных крейсера – «Кресси», «Хог» и «Абукир». Корабли не старые – 1900 года постройки, но устаревшие морально: сам класс броненосных крейсеров к 1914 году остался реликтом доцусимских времён. Поэтому из крейсеров было составлено отдельное соединение, используемое для патрулирования и дозорной службы «крейсерский отряд С» – благо мореходность у кораблей была куда выше, чем у эсминцев.
Острословы из Royal Navy, не испытывавшие иллюзий по поводу ценности броненосных крейсеров в реальном бою, дали ему название «эскадра-живец».
22 сентября 1914 года «эскадра-живец» несла дозор между минными полями у английского побережья и голландскими берегами. Отряд шёл со скоростью 10 узлов, строем фронта, имея дистанцию межу кораблями – 2 мили. Противолодочного зигзага крейсера не использовали, охранение из эсминцев ушло в базу: погода была так себе, для крейсера – ни о чём, но для эсминца – масса неприятных моментов.
Пока команды британских кораблей прохлаждались, Веддиген скомандовал «Срочное погружение!» и начал сближение с отрядом.
Первая торпеда была выпущена в 6:25 утра. Она угодила в левый борт крейсера «Абукир». Попала удачно: водой залило топки паровых машин, корабль лишился хода и получил крен 20 градусов, который не удалось ликвидировать даже контрзатоплением отсеков по правому борту.
Командир приказал покинуть корабль, но паровые лебёдки не работали, и удалось спустить только одну шлюпку. Моряки стали прыгать за борт, но мер к противолодочной обороне на других крейсерах принято не было: англичане решили, что корабль подорвался на мине, а замеченный сигнальщиками с «Абукира» перископ U-9 посчитали куском коряги.
Тем не менее командир крейсера быстро понял, что ошибся, и приказал поднять сигнал, запрещающий другим кораблям подходить к тонущему «Абукиру». Предупреждение было проигнорировано: командир «Хога» решил, что если он подойдёт к тонущему собрату с противоположного борта, то лодка его не атакует. «Кресси» также подошёл к «Абукиру» с правого борта и стал спускать шлюпки.
Но Веддиген уже обходил тонущий корабль с носа и в 6:55 с 300 метров выпустил торпеду по «Хогу». К кораблю как раз подходили шлюпки со спасёнными с «Абукира», когда торпеда попала в район кормовых погребов боезапаса главного калибра. Взрыв был страшный, уже через 10 минут после попадания торпеды крейсер перевернулся.
Примерно в это же время перевернулся и «Абукир». Стоит отдать должное подготовке экипажей английских кораблей: после попадания торпеды U-9 выбросило на поверхность. Она тут же погрузилась вновь, но комендоры тонущего «Хога» успели её обстрелять!
Командир «Кресси» увидел перископ U-9 на дистанции 300 метров, после чего приказал открыть огонь. Появившаяся на поверхности лодка исчезла, и англичане решили, что она потоплена: на палубе «Кресси» раздались аплодисменты.
Кроме того, крейсер пытался таранить лодку, хоть и безуспешно. Между тем немецкий командир вновь занимал позицию для атаки.
Поскольку с акустикой в Первую мировую войну дела обстояли не слишком хорошо, Веддиген не опускал перископа. Английские сигнальщики заметили его с 500–600 метров, и крейсер начал манёвр уклонения. Но не успел закончить: в 7:20 U-9 выпустила по нему две торпеды, одна из которых попала в правый борт.
Повреждения были невелики, но командир подлодки обошёл крейсер с другого борта и выпустил последнюю торпеду – больше на подлодке «мин Уайтхеда» не оставалось. На этот раз попадание было удачным: через 15 минут «Кресси» пошёл ко дну.
В своём отчёте Отто Веддиген был предельно скромен, он отметил, что в достигнутом результате больше удачи, чем мастерства (лицемер!), и отдал должное мужеству англичан.
Погибло 1 459 английских моряков, 837 членов экипажей крейсеров были спасены. Таких потерь Royal Navy не нёс со времён Трафальгара, но Трафальгар был победой!
Оплеуха оказалась болезненной. Английская пресса во всём обвиняла Адмиралтейство. Там спихнули вину на погибшего командира «Абукира» Дж. Драммонда.
А вся команда U-9 удостоилась Железных крестов 2-й степени, Веддиген за потопление трёх крейсеров получил Железный крест 1-й степени, изображение железного креста было разрешено нанести и на рубку самой субмарины.
Но на этом Отто Эдуард не успокоился: 15 октября того же года – потопил английский бронепалубный крейсер «Хоук» и три транспорта, за что получил «голубой Макс» – прусский орден «За заслуги» (Pour le Merrite). И – новую подлодку U-29, на которой и погиб: 18 марта 1915 года попал под таранный удар «Дредноута» при попытке атаковать линкор «Нептун».
Ещё при жизни Отто Эдуард Веддиген стал легендой: его портреты смотрели на немцев с тарелок, пивных кружек, настенных табличек, бюстов.
В 1927 году вышел фильм «U-9 Веддиген» с тогдашней звездой Карлом де Фогтом в главной роли. В Рейнской области фильм запретили к показу оккупационные власти (что только подогрело ажиотаж), но он вышел в прокат под названием «Брат» («Знаешь, в чем сила, брат? В торпедах С35/84А!»).
Особенно много внимания популяризации образа Веддигена уделяли во времена Третьего рейха, его именем назвали несколько десятков улиц по всей Германии, открытый плавательный бассейн в Херфорде, пирс подводных лодок в Киле. А потом...
Потом слава пошла на спад. Последняя книга о нём была написана в 1953 году. Сегодня сувенирную продукцию с портретами вечно молодого подводника можно найти только на блошиных рынках и в антикварных магазинах...
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: