Пожалуй, одно из главных событий, имеющих отношение к российской оборонке, за последнюю неделю — в Сирии удачно прошел боевую обкатку новый самолет-разведчик. Речь идет о «долгострое» Ту-214Р, выпуском которого пыталось и пытается заниматься Казанское авиационное производственное объединение имени Горбунова.
Неофициальные визиты
На самом деле, о возможном применении в Сирии таинственного и от того еще более грозного российского «разведчика», СМИ заговорили еще несколько месяцев назад. Если верить информагентству Regnum, в феврале 2016 года телеканал CNN со ссылкой на некого американского чиновника сообщил, что новейший российский самолет радиотехнической и оптико-электронной разведки Ту-214Р якобы прибыл на российскую базу в Латакии. В репортаже также отмечалось, что самолет-разведчик восхитил американских специалистов — в том числе и потому, что он «оснащен всепогодными радарными системами и электронно-оптическими сенсорами, которые дают аналогичные фотографиям изображения» и вообще, потенциально дает «русским больше возможностей отслеживать самолеты США в Сирии». В июле информагентства снова заговорили о появлении в Сирии российского Ту-214Р, но теперь уже со ссылкой на данные слежения международного авиатрекера Flightradar 24 — правда, был ли это уже второй такой самолет или речь шла все о том же, о котором до этого говорил CNN, не уточнялось. В любом случае, последние события позволяют говорить о том, что Миноборны РФ признало эффективным боевое применение Ту-214Р во время операции Военно-космических сил в Сирии. «Самолет показал себя только с лучшей стороны. Все поставленные командованием задачи были выполнены в полном объеме, а оборудование работало без серьезных отказов. По итогам операции машина признана полностью боеготовой», — сообщают «Известия» со ссылкой на свой источник в ведомстве. А ведь начиналась история этой новейшей стратегической «машины» достаточно мирно.
Встречая 90-е
Самолет-разведчик Ту-214Р разрабатывался на базе гражданского Ту-214, который, в свою очередь, был усовершенствованным вариантом среднемагистрального пассажирского Ту-204. Официально «двести четвертый» начал разрабатываться в конце 80-х. Но с другой стороны, не менее верным будет считать началом его биографии и 1973 год, время появления первых среднемагистральных «тушек», призванных заменить самый массовый советский реактивный пассажирский самолет Ту-154 (все же помнят фильм «Экипаж» со Жженовым и Филатовым?). Правда, тот, самый первый (скорее даже «нулевой») Ту-204 значительно отличался от будущего привычного нам самолета — по некоторым данным, он даже был трех- а не двухдвигательным и обладал «переразмеренным» двухпалубным фюзеляжем — вроде как в целях гибкого реагирования на сезонные изменения плотности пассажиропотока с помощью маневрирования соотношения пассажирской и грузовой загрузки. Так или иначе, но в основу «двести четвертого» были положены самые на тот момент современные решения и научные разработки — самолет получил электронно-цифровую систему управления двигателями с полной ответственностью, оборудование с цифровыми вычислителями и многое другое, чем аналоги предыдущих поколений похвастать не могли. В конструкции самолета широко применялись алюминиевые конструкционные сплавы с улучшенными физико-механическими и ресурсными характеристиками, современные композитные материалы на основе стеклоуглепластиков, гибридные материалы и т. д. И по сей день, Ту-204 считается, например, едва ли не единственным современным магистральным самолетом, крылья которого не требуют наличия противообледенительной системы на несущих поверхностях.
Переквалификация для президента
Серийно «204-й» начал выпускаться на заводе «Авиастар-СП» в Ульяновске в 1990 году — при том, что полный комплекс его испытаний закончился лишь в 93-м. Всего на сегодня выпущено порядка восьмидесяти самолетов, но полноценной заменой того самого «сто пятьдесят четвертого» он, увы, так и не стал. Кто-то объясняет такой парадокс обычным для 90-х смещением акцентов на пусть подержанную и не совсем качественную, но зато «импортную» технику. А кто-то ссылается на недостатки технической поддержки, сложность с запчастями и комплектующими. Впрочем, официально производство Ту-204 и по сей день не прекращено, а скорее «заморожено»…
Получается, пассажирский Ту-204 был в некотором роде «дедом» стратегического самолета-разведчика Ту-214Р. А непосредственно «отцом» его стал Ту-214, отличавшийся от «двести четвертого» увеличенными взлетной массой (со 103 до 110, 75 тонн) и максимальной коммерческой нагрузкой (от 21 до 25,2 тонн). Впервые он поднялся в небо в 1996 году — причем, если первые Ту-214 были собраны по традиции на все там же ульяновском «Авиастаре», то с 1997 года их производство было перенесено на Казанское авиастроительное производственное объединение имени Горбунова. Любопытно, что первым покупателем пассажирского лайнера Ту-214 была авиакомпания из Хабаровска, что, казалось бы, подтверждало эффективность использования этого самолета на трассах повышенной протяженности, но… С апреля 2010 года производство коммерческой версии Ту-214 было прекращено. Правда, практически одновременно с этим самолет был выбран в качестве базового для создания целого ряда спецбортов. Достаточно упомянуть самолеты-ретлянсляторы Ту-214СР, летающие пункты управления Ту-214ПУ и самолеты-узлы связи Ту-214СУС — все это было специально разработано по заказу администрации президента России.
Сирия все спишет
Что же касается непосредственно нашего героя — Ту-214Р, самолета для проведения комплексной оптико-радиотехнической разведки, то контракт на его создание общей стоимостью в 3,4 миллиарда рублей был заключен еще в 2002 году. По нему первые самолеты-разведчики должны были быть поставлены министерству обороны РФ (точнее заказчиком выступала московская войсковая часть, которую связывают с Главным разведывательным управлением Генштаба), до ноября 2008 года, однако этого не произошло. Первый Ту-214Р взлетел лишь в 2009 году, да и то, как сообщалось, «оказался очень нелегким в доработке и доводке».
Соответствующие претензии военные сначала попробовали предъявить непосредственно к «Туполеву», как исполнителю работ (Казанское АПО значилось изготовителем), потребовав выплатить 150 миллионов рублей штрафных санкций. Однако «Туполев» обвинил в срыве казанцев. Те в ответ заявили, что все зависело от объемов финансирования, к тому же «Туполев», по их словам, якобы постоянно вносил изменения в конкурсную документацию. Все же подав в 2012 году в суд на КАПО имени Горбунова, упомянутая выше воинская часть потребовала за срыв сроков исполнения заказа штраф в 1,24 миллиарда рублей. В итоге арбитражный суд Татарстана посчитал эти претензии обоснованными лишь частично — мол, часть вины лежит не на КАПО, а на других организациях — и снизил сумму штрафа до 180 миллионов рублей.
Известно, что комплекс бортового оборудования разведчика Ту-214Р включает в себя многочастотный радиотехнический комплекс МРК-411, в который входят несколько радиолокационных станций кругового и бокового обзора. Плюс оптико-электронная система высокого разрешения «Фракция»… Слишком сложно и «специально»? Попробуем попроще? Осенью прошлого года в СМИ прошла информация о том, что на Ту-214Р будет установлен сверхсекретный многочастотный локатор нового поколения, который вроде как позволяет в любое время суток разглядеть не только наземные объекты, но и сокрытые на несколько десятков метров под землей.
И последнее. До лета 2016 года сообщалось всего о двух самолетах-разведчиках, собранных на «горбуновском» АПО в Казани. Но, как заявил на днях президент Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь, после успеха ТУ-214Р в Сирии, Миноборны все же заключило контракт на поставку еще одной такой «машины».
Читайте нас: