Вюртембергский драгунский полк кронпринца атакует французские каре в сражении при Ла-Ротьере 1 февраля 1814 г. Рихард Кнётель
Предыстория
В декабре 1813 – начале января 1814 года три союзные армии (Главная армия Шварценберга, Силезская армия Блюхера и Северная армия Бернадота) форсировали Рейн и начали наступление во Франции. Началась Французская кампания (
Но Северная армия под начальством шведского принца Бернадота раздробилась: сам принц со своими шведами пошёл в Данию, другие корпуса направились очищать Голландию от французских гарнизонов. При этом в Южную Францию вторглась англо-португало-испанская армия Веллингтона.
Франция не была готова отразить такое масштабное вторжение (около 460–500 млн солдат только в первой линии). У Наполеона не было сильной армии, качественной кавалерии и артиллерии (потеряны в прежних кампаниях). Большая часть войск состояла из новобранцев. Значительные силы стояли гарнизонами в крепостях, либо заслонами на испанском, швейцарском, итальянском и северном (Голландия) направлениях.
Однако у Наполеона по-прежнему был железный дух и гений великого полководца, и он решил атаковать, чтобы разбить вражеские армии по частям и создать условия для мирных переговоров. У союзников были разногласия по вопросу, что делать с империей Наполеона.
Русский император Александр Павлович и большая часть пруссаков во главе с Блюхером были настроены идти до конца. Добить «корсиканское чудовище». Вена сомневалась, опасаясь усиления России и Пруссии. Поэтому главнокомандующий Шварценберг, выполняя указания Венского двора, действовал максимально осторожно, сдерживая общее наступление.
В результате главные сражения кампании 1814 года развернулись между русско-прусскими корпусами Блюхера и Наполеоном, в то время как Шварценберг с наиболее сильной Главной армией ограничился вспомогательной ролью.
Первое крупное столкновение произошло 17 (29) января под Бриенном (
Дорога к Сезанну, французская гвардейская артиллерия, 1814 год. Кейт Рокко.
Силы и позиции сторон
Через 3 дня, 20 января (1 февраля) 1814 года, войска Наполеона потерпели поражение у Ла-Ротьера (175 км к востоку от Парижа). Силезская армия прусского генерал-фельдмаршала после отхода от Бриенна располагалась на позиции в районе Транна. Сюда же от г. Бар-сюр-Об направлялись части Главной армии. К началу сражения союзникам удалось сосредоточить около 90 тыс. солдат, к ним подходили подкрепления, и общая численность союзных войск (включая резервы и заслоны) достигала примерно до 110 тыс. человек при 338 орудиях.
Царь Александр I и прусский король Фридрих Вильгельм III, находившиеся при войсках, возложили командование всей союзной армией на Блюхера. На военном совете было решено атаковать общими силами французов, которые занимали позицию на линии Диенвиль, Ла-Ротьер, Ла-Жибри. Выбор главного направления атаки вызвал разногласия. Блюхер основные силы располагал в центре для удара на Ла-Ротьер. Александр Павлович предлагал атаковать правее – на Ла-Жибри.
Французские войска насчитывали около 40 – 45 тыс. человек при 132 пушках. Малочисленные корпуса Жерара, Виктора, Мармона, гвардия Нея и кавалерия Нансути едва прикрывали 10-километровую линию фронта.
Союзники атаковали на четырех направления: на левом фланге на деревни Диенвиль и Униенвиль, расположенных по обоим берегам реки Об напротив друг друга, наступал 3-й австрийский корпус Дьюлаи (14 тыс. солдат). В центре с юга на деревню Ла-Ротьер вдоль реки Об наступали колонны генерала от Остен-Сакена и корпусов генерал-лейтенанта Щербатова и генерал-лейтенанта Олсуфьева. Восточнее Ла-Ротьера на деревню Ла-Жибри наступала колонна принца Вюртембергского (12 тыс.).
На правом фланге с востока по шоссе из Сулена на деревню Морвиллерс наступал австро-баварский корпус Вреде (26 тыс. солдат). Резерв Блюхера, которым командовал генерал от инфантерии Барклай-де-Толли, находился на высотах Транна и состоял из русских 3-го пехотного, 5-го гвардейского и кавалерийских корпусов генералов Раевского, Ермолова, Васильчикова и Голицына.
Сражение
Наступление началось поздно около 1 часа дня (ожидали выхода на правый фланг сильного корпуса Вреде) и развивалось медленно. Австрийцы Дьюлаи, которые атаковали французские войска генерала Жерара по обоим берегам р. Об, овладели Диенвилем и захватили здесь мост через реку только к полуночи, когда шло уже общее отступление французской армии.
Самое яростное сражение шло в центре, за ключевой пункт – деревню Ла-Ротьер. Здесь оборонялся корпус Виктора. Атака кавалерии Васильчикова захлебнулась из-за невозможности движения по раскисшей болотистой местности. Генерал Алексей Никитин вывел половину артиллерии (другая половина завязла в грязи) и, не дожидаясь прибытия пехоты, открыл огонь по вражеским позициям. Заметив слабость обороны русских, части Нансути дважды атаковали, но были отброшены.
Затем в бой вступили колонны Остен-Сакена. Периодически начиналась метель. Поэтому в бой солдаты шли с барабанным боем и песнями, со штыками наперевес, не имея возможности вести прицельный ружейный огонь. Французам ветер и снег слепил глаза. Бой шёл с переменным успехом, атаки одних сменялись контратаками других. Наконец русские солдаты захватили центр селения, но на севере оставались французы. К 4 часам кавалеристы Васильчикова смогли захватить 24-пушечную батарею противника.
Атака русской пехоты в сражении при Ла-Ротьере 1 февраля 1814 г. Рихард Кнётель
Но дальнейшее продвижение русских остановили французские подкрепления. Наполеон бросил в бой за Ла-Ротьер Молодую гвардию под командованием Нея. Бой был жестоким, Ла-Ротьер несколько раз переходил из рук в руки. Блюхер ввёл в сражение за Ла-Ротьер находившуюся в резерве 2-ю гренадерскую дивизию генерал-лейтенанта Паскевича и австрийскую бригаду Гриммера. К 8 вечера русские и австрийцы выбили французских гвардейцев из деревни. Потеряв надежду удержать Ла-Ротьер, французский император приказал артиллерийским огнем поджечь населённый пункт, чтобы прикрыть отход армии.
На правом фланге корпус принца Вюртембергского, с трудом продвигаясь в заболоченной местности, сломив упорное сопротивление противника, овладел Ла-Жибри и Пти-Менилем. Затем французы контратаковали и стали теснить русских. Принц запросил помощи у Блюхера, но тот направил резервы Остен-Сакену. Помог корпус Вреде.
Пруссаки Вреде отбросили войска маршала Мармона, приступом взяли Шомениль и заставили слабый корпус Мармона отступить. Наполеон лично прибыл на левый фланг. С помощью кавалерии и конной артиллерии император попытался исправить ситуацию и при лунном свете повёл атаку на Ла-Жибри, но сил оказалось недостаточно. Сбитые со своих позиций, охваченные с левого фланга превосходящими силами врага, с угрозой выхода в тыл, французские войска в 10 часов вечера начали общее отступление. Французы отошли по всему фронту к Бриенну, за р. Сену. Темнота и разыгравшийся снежный буран остановили бой.
Стоит отметить, что погода в начале февраля в северо-восточной Франции стояла скверная. То дождь, то мокрый снег, дул сильный северный ветер, приносивший метели. Туманы снижали видимость. И так болотистая местность раскисла, на просёлочных дорогах вязли обозы и артиллерия, войска продвигались очень медленно.
Также из-за плохой видимости солдаты союзников, особенно различные германцы государств Рейнского союза (ещё недавно воевавшие за Наполеона), открывали «дружественный огонь» по своим. Поэтому царь Александр I повелел, чтобы русские солдаты повязали на левый рукав шинели белые платки. Примеру русских последовали и некоторые другие союзные соединения.
Потери сторон оказались равными, примерно по 6 тыс. человек. При отступлении французам пришлось бросить почти половину артиллерии, всего союзники захватили от 60 до 70 французских орудий. Также французская армия пострадала от дезертирства тысяч молодых новобранцев. Большая часть потерь союзников приходилась на корпус Остен-Сакена, русские потеряли в сражении от 3 до 4 тыс. человек.
Государь Александр I возложил на Остен-Сакена собственные знаки ордена Св. Андрея Первозванного. Император австрийский прислал Остен-Сакену командорский крест ордена Марии Терезии.
Сражение при Ла-Ротьере стало первым крупным боевым столкновением между союзниками и армией Наполеона на территории Франции в кампании 1814 года, в котором французы потерпели поражение. Это укрепило боевой дух союзников. Однако в сражении проявились такие недостатки союзной армии, как отсутствие твёрдого единого командования, нерешительность, стремление к оставлению в резерве больших сил (в самом сражении участвовало около 70 тыс. солдат союзной армии).
21 января (2 февраля) 1814 года состоялся военный совет, на котором союзники, развивая первоначальный успех, решили двигаться на Париж раздельно. Главная армия под командованием Шварценберга должна была наступать вдоль долины Сены, имея перед собой главные силы Наполеона. Силезская армия Блюхера двинулась на Париж севернее через долину реки Марны, имея перед собой слабые французские корпуса маршалов Макдональда и Мармона.
Сражение при Ла-Ротьере. Наполеон во главе Молодой гвардии пытается отбить деревню Ла-Жибри. Иллюстрация к книге Адольфа Тьера «
Шатийонский конгресс
В ходе работы Шатийонского конгресса 24 января (5 февраля) – 7 (19) марта 1814 года союзники сделали попытку завершить войну миром при условии возвращения Франции к границам 1792 года. Военные действия при этом продолжались. Шестую антифранцузскую коалицию на конгрессе представляли: граф Разумовский (Россия), граф Стадион (Австрия), барон Гумбольдт (Пруссия), лорд Каткарт, граф Абердин и барон Стюарт (Англия). От имени Франции переговоры вёл де Коленкур.
Длился Шатийонский конгресс в общей сложности более месяца, но никаких результатов он не принёс. Наполеон был оскорблён и возмущён главным требованием союзников о признании границ Франции от 1792 года: «Я так взволнован гнусным проектом, который вы мне прислали, что я считаю себя уже обесчещенным тем, что нам его предлагают...» (из письма Коленкуру), – и гневно отверг проект договора. В свою очередь Коленкур всячески стремился затянуть переговоры, надеясь на успех Бонапарта на поле боя.
19 марта состоялось последнее заседание конгресса, на котором союзные уполномоченные заявили о прекращении переговоров. Понятно, что виновным в провале переговоров каждая из сторон объявила противника. Всё решили пушки и штыки на поле боя.
Обелиск в память о сражении при Ла-Ротьере. Франция
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: