Бордо в начале оккупации
В июле-августе 1945 года французское Министерство национальной экономики и финансов занималось важным делом — составляло баланс ущерба за военные годы. Результаты этого исследования были выпущены в виде отдельного издания «Inventaire des ressources de léconomie française» (Paris, 1946), отпечатанного в декабре 1945 года.
Всё же насколько быстро французская бухгалтерия всё подсчитала! Было составлено довольно подробное описание состояния экономики Франции по состоянию на конец 1945 года в сравнении с 1938 годом. В частности, подсчитали демографические потери Франции за годы войны. Превышение смертности над обычным уровнем за военные годы было определено в 520 тысяч человек, в основном в 1939-1941 годах. Убитых было 310 тысяч, в том числе 150 тысяч солдат и офицеров, 120 тысяч гражданских лиц, и отдельно было выделено 40 тысяч человек, казнённых немцами. 200 тысяч человек погибли в Германии. Всего Франция потеряла 1030 тысяч человек (с. 7).
У нас такие статистические отчёты десятилетиями были строго секретными. Но во Франции отчёт о военном ущербе не имел никаких грифов «Секретно» или «Для служебного пользования». Возможно, он был напечатан небольшим тиражом и был труднодоступен. Теперь отсканированный экземпляр есть на сайте Национальной библиотеки Франции, с ним можно ознакомиться.
Не на полную мощь
Для экономической
Между тем собранные французским Министерством национальной экономики и финансов сведения показывают, что Гитлер не сумел использовать промышленный потенциал Франции на полную мощь, не говоря уже о том, чтобы оккупационной экономике превзойти довоенный уровень.
Основная причина — нехватка угля.
В 1938 году Франция добывала 47,6 млн тонн и импортировала 22,9 млн тонн угля. В 1939 году добыча возросла до 50,2 млн тонн. Однако в оккупированной Франции добыча угля резко снизилась:
1940 — 41 млн тонн
1941 — 43,8 млн тонн
1942 — 43,8 млн тонн
1943 — 42,5 млн тонн
1944 — 26,6 млн тонн
В 1945 году, когда Франция была освобождена, добыча увеличилась до 35,1 млн тонн (с. 29).
Однако импорт практически отвалился. Некоторое количество угля завозили немцы, но далеко не в прежних объёмах. Собственной добычи хватало до 64 % довоенных потребностей.
Нехватка угля ударила по целому ряду отраслей. Промышленность в 1938 году потребляла 2,1 млн тонн в месяц, а в 1945 году — 0,7 млн тонн или 33 % от довоенного уровня. Все ключевые отрасли недополучали угля. Металлургия в 1945 году имела 23,8 % от довоенного уровня, машиностроение — 34 %, химия — 39,2 %, промышленность стройматериалов — 36,8 %. Пришлось пожертвовать домашним отоплением — 33,7 % от довоенного уровня.
При немцах положение было немного получше, но всё равно вряд ли более 50 % довоенного потребления в промышленности.
Вообще, положение с топливом и энергией в оккупированной Франции сложилось тяжёлое. Если в 1938 году страна потребляла 104 трлн калорий (всего: угля, электроэнергии, нефтепродуктов, дров), в том числе 40,7 трлн поступало по импорту, то в 1944 году потребление составило 46,7 трлн калорий, в том числе 2,9 трлн поступило по импорту (в основном уголь, немного нефтепродуктов и их заменителей). Всего 44,9 % от довоенного потребления (с. 52).
Немцы, конечно, заставили французов жить своими ресурсами, но при этом примерно половине французской промышленности пришлось закрыться.
Экономическое падение
В опубликованном статистическом отчёте не было самых душещипательных данных, вроде производства вооружения и боеприпасов по немецким заказам. Составители его явно избегали излишних подробностей, хотя, безусловно, имели соответствующую статистику.
Резкое сокращение потребления топлива и, соответственно, выплавки и потребления металла в промышленности, многие отрасли оккупационной экономики Франции поставили в состояние непрерывного падения.
Например, в 1938 году среднемесячное потребление чугуна и стали в машиностроении составляло 223,1 тысяч тонн (или 2677,2 тысячи тонн в год). В 1942 году — 127,6 тысяч тонн в среднем в месяц (или 1531,2 тысяч тонн в год). В 1944 году, когда в августе-сентябре немцы потерпели поражение во Франции, потребление металла сократилось до 71,9 тысяч тонн в среднем в месяц (или 862,8 тысяч тонн в год).
Это же показывает индекс промышленного производства, рассчитанный французскими статистиками. Среднемесячный уровень 1938 года был взят за 100.
В январе 1941 года индекс промышленного производства был 63. К июню 1941 года он поднялся до 73, но потом снова упал до 61 в декабре. В 1942 году индекс колебался от 54 до 62, в 1943 году — от 52 до 57. В 1944 году картина была интереснее. В январе-апреле 1944 года индекс колебался от 50 до 54. В мае — резкое падение до 41. Июнь 1944 — 37. Дальше, самый низкий уровень был в сентябре 1944 года — 22 от уровня 1938 года. В декабре 1944 года он поднялся до 38, а ещё через год, в декабре 1945 года — до 65 (с. 129).
К примеру, автомобильная промышленность Франции претерпела за годы оккупации резкое падение. Если в 1938 году было выпущено 227,6 тысяч автомобилей, в том числе 183 тысячи легковых и 42,4 тысячи грузовиков, то в 1944 году — 10,3 тысячи, в том числе 160 легковых автомобилей и 8,4 тысячи грузовиков (с. 165).
Правда, кроме нехватки угля, ещё поддавали союзники. Завод Renault после бомбардировки 3 марта 1942 года
Немцев интересовали электротехника и авиастроение
В связи с этим становится весьма интересно, какие отрасли промышленности увеличили выпуск за годы оккупации. В отчёте министерства есть лишь отрывочные данные, не складывающиеся в картину, но и они весьма показательны.
Значительно выросло производство... электротехнической продукции.
Радиолампы. В 1938 году их выпускалось 5,4 млн штук. В 1941 — 5,9 млн штук, в 1942 году — 7,4 млн штук, а в 1943 году — 7,2 млн штук. В 1944 году производство снизилось до 4,3 млн штук. Это точно немецкие заказы, поскольку во время войны выпуск гражданской продукции в этой отрасли почти прекратился.
Лампочки. В 1938 году — 63 млн штук, в 1941 году — 67,6 млн штук, в 1942 году — 61,7 млн штук, в 1943 году — 63,3 млн штук, а в 1944 году выпуск снизился до 39,1 млн штук. Лампочки — вещь ходовая и всем необходимая, в том числе и немцам.
Лампочки для фонариков и радиотехники. В 1938 году их выпустили 16 млн штук, а в 1941 — 35,9 млн штук, в 1942 году — 38,1 млн штук, в 1943 году — 36,8 млн, в 1944 году производство снизилось до 17,8 млн штук (с. 163).
Производство также поднялось в паровозостроении. В 1938 году было собрано 60 локомотивов, в 1942 году выпуск составил 201 единицу, в 1943 году — 259, в 1944 году — 136 единиц. Также в 1942 году было выпущено 162, а в 1943 году — 271 паровозный тендер (с. 164).
Тут всё понятно. Французы собрали для немецких железных дорог новый паровоз
Наконец, авиастроение. В 1938 год выпускалось 1380 фюзеляжей, 1824 мотора и 2376 пропеллеров. В 1943 году, на пике производства: 1461 фюзеляж, 5054 мотора и 3214 пропеллера (с. 167). Франция даже в 1945 году добывала 21,1 тысяч тонн бокситов и выплавляла 3,1 тысяч тонн алюминия в среднем в месяц (с. 139-141). Эта группа отраслей меньше всего зависела от потребления угля, для неё главным была электроэнергия.
Renault выпускал для немцев самолёт Caudron C-445. За годы оккупации было построено 810 таких машин
Таким образом, французская промышленность де-факто распадалась на две группы. Первая — это то, что немцев интересовало больше всего, что ими контролировалось и в чём производство за годы оккупации выросло. Вторая — это то, что работало само по себе, на внутренний рынок или по случайным немецким заказам, или же просто закрывалось из-за отсутствия топлива и сырья. Резкое падение производства в августе-сентябре 1944 года было, очевидно, связано с расстройством транспорта, занятого военными перевозками в условиях начавшихся боёв, а также дезорганизацией всего хозяйства. Но и в этих условиях сражения за Францию были фабрики и заводы, которое работали и что-то производили. Вероятнее всего, это была всякая мелочь, работавшая на местный рынок и его потребности. Для них смена администрации была сугубо формальной.
Таким образом, можно заключить из этих сведений, что немецкий подход к использованию оккупационного хозяйства во Франции сводился к следующему: отрасли, выпускавшие наиболее ценную и технологичную продукцию, но при этом в наименьшей степени зависимые от снабжения сырьем и топливом.
Острая экономическая борьба за Францию развернулась во время освобождения, то есть с мая по декабрь 1944 года, и вот это время принесло Франции наибольший экономический ущерб, во многом определивший послевоенное состояние страны.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: