Украинскому президенту напомнили про госпереворот и преступления в Донбассе
Очередная «зрада» подкралась к Петру Порошенко. Да еще оттуда, откуда он меньше всего ожидал и куда последнее время всеми правдами и неправдами тянул народ Украины, — с Запада. Похоже, определенные шаблоны, сложившиеся там относительно происходящего в Донбассе, начинают меняться не в пользу официального Киева.
Так, в Италии сейчас разворачивается кампания, нацеленная на лишение Порошенко звания почетного гражданина города Вероны, сообщает ИА ТАСС. Президент Украины получил это звание в июне сего года за содействие в возвращении городскому музею семнадцати полотен мастеров Возрождения, которые грабителя пытались переправить через Одессу в Молдавию.
Однако в итальянском общественном комитете «Антифашистская Украина» считают, что это решение «оскорбляет глубокое чувство справедливости и является знаком неуважения к универсальным правам человека».
Почему? Ответ на этот вопрос содержится в тексте петиции, составленной итальянскими антифашистами, где они просят лишить Порошенко почетного звания за его преступную политику в Донбассе.
Под документом уже поставили свои подписи видные представители научных кругов, творческой интеллигенции, некоторые члены городского совета Вероны, а также активисты Национальной ассоциации итальянских партизан. И как сообщается, в ближайшее время он будет передан на рассмотрение президенту Италии Серджо Маттарелле.
Еще одно знаковое событие произошло в другой стране «старой» Европы — Нидерландах. О нем пишет в своем блоге известный донецкий политолог Владимир Корнилов, в последнее время живущий в Амстердаме.
Эксперт обращает внимание на репортаж из Донецка, опубликованный на целом развороте в одной из «самых антироссийских» газет в Голландии — NRC. В статье прямо указывается, что это не «российские оккупанты» обстреливают города Донбасса из артиллерийских орудий, а «доблестные украинские военные».
Более того, «побеседовав с множеством дончан», как отмечает Корнилов, «автор не видит возможности для возвращения этих регионов в состав Украины».
— Голландия заплатила за войну в Донбассе жизнями почти двухсот своих подданных, — комментирует ситуацию старший преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики ИАИ РГГУ Вадим Трухачёв.
— Я имею в виду авиакатастрофу 17 июля 2014 года. Поэтому в Голландии, кроме антироссийского подхода, есть еще желание установить виновных в гибели этих людей. Потому что со времен Второй мировой войны единовременно никогда столько голландских подданных нигде не гибло.
Поэтому в желании разобраться в том, что происходит в Донбассе, даже самые антироссийски настроенные голландские журналисты готовы будут отойти от определенных шаблонов. Им нужно установить истину. Или хотя бы приблизиться к истине. Ради памяти собственных соотечественников. Ради того, чтобы родственники погибших потом не задавали неудобные вопросы.
Плюс ко всему, не следует забывать, как население Голландии голосовало на апрельском референдуме. Соответственно, даже самые антироссийски настроенные издания вынуждены как-то оглядываться на собственную публику. На собственного читателя. А среди них поддержка Украины не такая уж и безусловная.
Что касается итальянцев, то здесь картина куда честнее. Антифашисты — это люди с радикальными, по крайней мере, сильно левыми взглядами. Они с самого начала были настроены против украинского правительства. Их с самого начала очень сильно раздражала нацистская символика батальонов типа «Азов».
И вот эта самая символика батальона «Азов» естественным образом отбросила тень и на самого Порошенко. Так или иначе, Порошенко — президент Украины, он несет полную ответственность за то, что происходит в Донбассе. В том числе и за то, что батальон «Азов» и иже с ним до такой степени распоясались.
Здесь надо просто понимать, что любые люди, использующие свастику, для антифашистов — в особенности итальянских антифашистов — это старые идеологические противники.
— Фактически в лицо Порошенко брошено очень серьезное обвинение. Это будет иметь какие-то последствия для него?
— Пока что это делает политическая сила, которой приход к власти в ближайшей перспективе не светит. Крайне левые силы, будь то крайне левые в Италии или в Германии, Чехии… они еще все-таки шансов прийти к власти не имеют. Поэтому в таком глобальном измерении вряд ли для Порошенко что-то изменится. И его на Западе станут называть преступником.
Но, тем не менее, отношение к нему лично, и к украинскому руководству, в частности, ухудшается. Это не значит, что Европа в целом начинает лучше относиться к России. Она начинает хуже относиться к Украине. И картинка того, что происходит в Донбассе и вообще на Украине, перестает быть черно-белой. В том смысле, что есть «черное» — это «плохие русские». И «белое» — это «хорошие украинцы» (имеется в виду украинское руководство). Нет. Картинка становится более пестрой, разнообразной. И там уже начинают видеть полутона и четверть тона.
И большей частью картинка начинает складываться такая: «Россия, она, конечно, плохая. Но и Украина такая же плохая. Или по-другому плохая».
— То есть, общественное мнение Запада не эволюционирует в этом смысле?
— Я бы не сказал, что общественное мнение в Европе начинает заметно поворачиваться к России. Немного, может быть. Но именно, что немного.
А вот то, что ухудшение отношения к Украине происходит — это да. Потому что слишком много Украина делает того, что на Россию уж никак не спишешь. Та же символика батальона «Азов». Кремль что ли эту символику им нарисовал?
Вот такие вещи, мне кажется, до европейцев начинают доходить.
Декан факультета «Социология и политология» Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов, в свою очередь, считает, что Запад постепенно начинает терять интерес к Украине:
— С одной стороны, в силу того, что нынешнее киевское руководство свою миссию как бы выполнило — демонизировало Россию. С другой стороны, украинское руководство очень строптивое, очень алчное и постоянно требует финансовой подпитки. И Запад все это очень сильно напрягает. В общем, платить по счетам Порошенко даже Соединенные Штаты сейчас стараются чужими руками. Либо руками МВФ, либо руками европейцев.
Что касается Италии и Нидерландов, то с этими государствами у нас были наиболее активные торгово-экономические отношения до введения санкций. Сейчас они очень сильно просели, и, конечно, определенная часть элит — особенно бизнес элиты — хотят, что называется, восстановления отношений. Они не готовы жертвовать своим кошельком ради непонятных интересов украинского руководства.
Напомню, что Верона — это север Италии. А уже многие северо-итальянские провинции и города, в общем-то, декларировали свое желание отменить санкции.
Еще один важный аспект. В Европе до сих пор значительной мере сильны левые движения, левые партии, которых националистическая, а то и открыто нацистская риторика и символика украинских политических сил, украинской политической жизни, не просто пугает. Они этого не приемлют категорически.
— Можно сказать, что европейцы начинают по-другому смотреть на украинский кризис и на то, что происходит в Донбассе? И каковы в этом смысле перспективы киевской власти?
— Звоночек для них тревожный. Но многое, конечно, будет зависеть от позиции США. От результатов президентских выборов. И от постэлекторальной конъюнктуры американской. Потому что если придет Клинтон, я думаю, что она надавит на все рычаги, чтобы обеспечить, как минимум, сохранение антироссийских санкций и дозированную поддержку режима Порошенко. Но при Трампе в Белом доме приоритеты могут быть совершенно переиграны.
Европейское общественное мнение сегодня вполне, может быть, готово к отмене санкцией. И, более того, к осуждению режима Порошенко, как почти профашистского, преступного. Другое дело, всем там управляют политические элиты. А США в течение последних семи-восьми лет провели мощную «зачистку» европейской элиты, и поставили во многих странах свои креатуры. Теперь они больше ориентируются не на интересы собственных стран, а на интересы Вашингтона.
И вот тут вопрос: кто — кого? Пока Штатам удается, скажем, так, блокировать пророссийские тенденции и буквально заставлять руководства стран ЕС поддерживать эти антироссийские санкции, которые им совсем не выгодны.
Светлана Гомзикова
Фото: Николай Лазаренко/пресс-служба президента Украины/ТАСС
Читайте нас: