Лента новостей

20:14
Опасность евродеградации
20:08
Российская армия освободила Бердычи
19:43
ВСУ ведут обстрелы республик Донбасса, Белгородской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 27 апреля
19:32
Российские войска освободили Керамик на Авдеевском участке фронта СВО
19:14
Welt представила изложение Стамбульского проекта мирного договора
19:06
Зеленского обвинили во вранье и воровстве миллиардов из помощи США
17:57
Главком ВСУ доложил западным кураторам о возможной эскалации на фронте
17:56
Interia: американские планирующие бомбы GLSDB оказались бесполезными
17:55
Западное вооружение не доходит до ВСУ, потому что российская армия уничтожает его ещё до фронта
17:54
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации в период с 20 по 27 апреля
17:46
Премьер Польши Туск заявил о якобы упавшей в 15 километрах от границы ракете
17:10
Медведев предложил асимметричный ответ России на конфискацию активов в США
16:43
The New York Times: тотальная мобилизация на Украине происходит по требованию США
16:42
Журналист из Финляндии: Украина — фашистское государство, которое убивает мирное население
16:34
Погранкомитет: Латвия и Литва вербуют граждан России и Белоруссии на границе
16:33
Welt: русская армия немедленно уничтожает поставленное Украине западное вооружение
15:59
Что означает размещение Россией ракет большой дальности для Скандинавии?
15:57
NYT: США оказывали давление на Украину из-за проблем с мобилизацией
15:36
Китай созывает «палестинский саммит» с ХАМАС и ФАТХ
15:28
Курченко обворовал клиентов криптобиржи Beribit, как и промышленность Донбасса?
15:27
Песков опроверг издание Die Welt, которое нивелирует вину Великобритании в эскалации конфликта на Украине
14:52
Власти Южной Кореи подумывают восстановить нормальные отношения с Россией
14:46
Насмешка над Западом: выставка трофейной техники на Поклонной горе
14:23
США обвинили Китай во вмешательстве в выборы
14:15
Прокуратура добилась выплаты зарплаты на Донецком металлургическом заводе
14:14
Власти Италии требуют объяснений от России в связи с национализацией компании Ariston
14:03
Российские войска наступают на донецком направлении
13:38
На Украине вновь проблемы с энергообъектами
13:37
Иран обвинил Евросоюз и США в разжигании конфликтов на Украине и в Палестине
13:31
США проигрывают битву за Сахель, но планируют удержаться вместе с Францией
12:20
В Армении возбудили дело из-за сообщений о присоединении военных к протестам
11:59
Тайвань пожаловался на «боевое патрулирование» Китая
11:44
В украинском городе Ровно разгромили мемориал советским солдатам
11:11
На пороге хаоса: какой Октябрь грозит Америке?
11:09
Русские модернизируют старое оружие. Нам в Польше смеяться нечему
11:07
Польские таможенники не пустили на Украину 20 автомобилей для ВСУ
10:39
Системы ПВО ликвидировали почти 70 украинских дронов над Россией. 10 вражеских беспилотников попали в НПЗ в Славянске-на-Кубани
10:37
Пугающее предупреждение: Россия склоняется к победе Украины и помощь США не поможет
09:56
CNN: в штатах Небраска, Айова и Техас из-за торнадо пострадали три человека
09:18
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 27.04.2024
08:52
Почему даже при риске санкций Китай поддерживает Россию?
04:21
Хрущёв: от рабочего до лидера ядерной сверхдержавы
02:31
Выгодоприобретатели русофобской истерии
01:25
Украина отомстит укробеженцам в Европе
00:46
Русские прорвали позиции ВСУ, украинские командиры запаниковали и бросили в бой одну из самых неподготовленных бригад
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Флот»Греки строят флот

Греки строят флот


Греки строят флот

Во время войны Греции за независимость многие страны Европы поддержали эллинов, в том числе – Англия, Франция, Россия, Испания, немецкие государства. В 1824–1825 годах на Лондонской бирже сторонники греков смогли запустить в продажу облигации Греческого займа, номинально бумаги выпустили на 2,8 миллиона фунтов стерлингов, в реальности же, поскольку облигации продавались гораздо дешевле номинала, греки смогли собрать лишь 1,6 миллиона фунтов. Тем не менее у греков в руках оказались гигантские деньги, которые они в том числе решили пустить и на строительство флота. Дело в том, что только морем турки и египтяне могли перебросить на Пелопоннес и Морею большие контингенты войск, и именно на море от того, кто владеет морем, и зависела греческая независимость.


Что строить?


Во многом этому решению способствовал английский филэллин (так называли тех европейцев, которые боролись вместе с греками за независимую Грецию) Фрэнк Эбни Гастингс, служивший когда-то в Королевском флоте. Он объяснял лидерам повстанцев – сейчас у вас нет ни регулярной армии, ни нормальной артиллерии, поэтому вы не можете взять крепости, которые в Греции удерживают турки. Но крепости эти легко взять, если прервать снабжение этих гарнизонов, следовательно: победа в борьбе за Грецию – это господство на море.

И естественно, что далее поднялся вопрос – а что строить? Конечно, полтора миллиона фунтов – очень неплохие деньги, но на них не построить флот, количественно равный турецкому. Значит, сказал Гастингс, надо строить высокотехнологичные военные суда. Поскольку в 1822 году как раз появились первые бомбические пушки Пексана, было решено заказать в Англии или Франции несколько кораблей, вооруженных именно такими орудиями, а чтобы получить еще большее технологическое преимущество, решили – пусть эти суда будут паровыми.

2
68-фунтовая бомбическая пушка.

На тот момент пар уже не был новинкой, в 1801 году паровое судно с гребными колесами по бортам «Шарлота Дандас» впервые прошло по каналу Клайд против ветра. В 1812 году пароход «Темз» прошел расстояние от Гринлока до Лондона. В 1819 году пароход «Саванна» сделал переход через Атлантику.

Однако и паровые машины, и пушки Пексана на 1824 год были еще очень сырыми, неотработанными технологиями, хотя, конечно же, и признавались очень многообещающими в будущем.

3
Пароход «Саванна», пересекший в 1819 года Атлантику.

Итак, было решено строить высокотехнологичный флот.

Однако кто его возглавит?

После некоторых раздумий греческие лидеры решили пригласить себе на службу адмирала Томаса Кокрейна. Мы в статье на ВО рассказывали об одном из подвигов сэра Томаса, когда он еще был зеленым лейтенантом. Но и далее его карьера была не менее эпичной.

В 1809 году он атаковал французский флот в Баскских походах, но был обойден наградами и со скандалом ушел с флота. В 1814 году Кокрейн был обвинен в мошенничестве в игре на бирже, разжалован с флота, изгнан, и его пригласили на службу во флот Чили, где чилийцы под его командованием совершили множество подвигов.

В 1824 году он перебрался в Бразилию и возглавил бразильский флот в войне за независимость. А теперь его настигло приглашение из Греции. В этом случае греки покупали даже не знания Кокрейна, они покупали его имя и репутацию.

В июне 1825 года сэр Томас согласился пойти на службу Греции, чтобы помочь ей отстоять свою независимость, но попросил вперед деньги – 37 тысяч фунтов за то, чтобы он согласился, и еще 20 тысяч – если Греция получит-таки независимость.

Кроме того, сэр Томас специально оговорил себе повышенный процент (3/8 от стоимости) при дележке призовых денег и реализацию любых призов в портах, принадлежащих Греции, Британии или России.

Когда в Стамбул пришли новости, что Кокрейн уже в пути, турецкий флот сразу же ушел в Мраморное море. В полном составе.

Один путешественник в Смирне отмечал, что

«турецкий флот был столь напуган, что не вышел бы из порта даже в том случае, если бы у Кокрейна была всего одна мелкая шхуна».

4
Томас Кокрейн.

Другой английский купец в Константинополе писал:

«Турки считали, что Кокрейн был своего рода наполовину человек, а наполовину – дьявол или волшебник. Он не нуждался ни в нужном ветре, ни в нужных течениях, чтобы атаковать, разорить или сжечь любой объект. Я действительно полагаю: многие из них думали, что он может под парусом перенести свои корабли даже по земле».

Кокрейн, как и Гастингс, был фанатом новых технологий и паровых кораблей, и планы Гастингса встретили рьяную поддержку сэра Томаса. Кокрейн писал – на данный момент все каперы греческого флота просто бесполезны. Поскольку денег на постройку сравнимого с Турцией флота нет – нужно заказать паровые корветы, каждый из которых будет вооружен двумя бомбическими 68-фунтовыми орудиями. Это даст решающее преимущество в завоевании вод вокруг Греции.

К тому же, чтобы сэкономить, можно купить массово списывающиеся в Англии сейчас корабли Ост-Индской компании и просто переделать их – денег потребуется меньше, и купить мы их сможем больше.

В результате в Англии было заказано 5 паровых корветов с пушками Пексана, сэр Томас был уверен, что они войдут в строй через год.

Мы делили апельсин


Понятно, что и французы, и США с тоской смотрели на дележ греческого займа. В этот момент французы предложили грекам постройку 20 малых подводных лодок – «Наутилусов».

Одновременно с этим на сцене появились американцы, предложившие грекам построить два 44-пушечных фрегата по образу и подобию «Конститьюшн», по 50 тысяч фунтов за штуку. Греки, подумав, согласились на американский вариант, в начале 1825 года было заключено следующее соглашение: частные подрядчики построят для частных заказчиков в Лондоне, представляющих интересы Греции, два 44-пушечных фрегата «по цене 250 тысяч долларов за штуку из настоящего вирджинского белого дуба».

Одновременно с этим Гастингс и полковник Эвард Блакьер собрали 15 000 фунтов пожертвований для строительства парового 400-тонного корвета «Персеверанс», вооруженного четырьмя 68-фунтовыми карронадами и четырьмя 68-фунтовыми бомбическими пушками.

Казалось – что может пойти не так?

Однако – всё и пошло не так.

Американские фрегаты


К ноябрю 1825 года греческие представители выплатили США не 500, а аж 750 тысяч долларов, однако ни один из двух фрегатов так и не был готов.

Почему?

Дело в том, что на 1825 год все верфи США были загружены на полную мощность, так как там разместили заказы на корабли получившие независимость страны Латинской Америки. Строительные материалы были в дефиците, а поскольку спрос превышал предложение – стоимость работ и самой постройки резко возросла. В результате получилось, что согласно новой смете оба фрегата должны были обойтись – 1,1 миллиона долларов или 220 тысяч фунтов, при этом строительство фрегатов могло сильно затянуться.

В декабре 1825 года в Нью-Йорк прибыл греческий представитель Костосталвос для разрешения ситуации, и он понял, что в реальности греки смогут получить только один фрегат. Договорились о следующем: правительство США покупает один из фрегатов – «Либерейтор» – за 233 570 долларов 97 центов (при том, что греки уже потратили на него 440 606 долларов 31 цент), и за эти деньги будет достроен второй фрегат – «Хоуп».

5
Фрегат «Конститьюшн», прототип «Эллас».

Он был достроен в сентябре 1826 года, переименован в «Эллас» и прибыл в Нафплион в ноябре 1826 года. Фрегат обошелся в совершенно дикую сумму 155 тысяч фунтов стерлингов, в такую цену в Англии строили 100-пушечные линейные корабли.

Паровые корветы


В ноябре 1825 года Кокрейн прибыл в Лондон и обнаружил, что из шести корветов практически готов только один – «Персеверанс». Никакие списанные корабли ему не продали, корветы строили с нуля, более того – поскольку технологии паровых кораблей тогда еще были совершенно сырые – по сути, производители экспериментировали на клиенте, причем – за деньги клиента же. Три из шести корветов требовали удлинения корпуса, еще на двух нужно было перераспределить веса.

Ситуация получалась некрасивая. К концу 1825 года греки планировали иметь флот из двух фрегатов и шести паровых корветов, а имели… один корвет и все.

В 1826 году Кокрейну сообщили, что корветы практически готовы, однако вскоре пронеслась новость – египетское правительство заказало себе один пароход по подобию кокрейновских, причем на той же верфи Джона Гэлоуэя, что и греки, а чтобы заказ Египта выполнили в первую очередь – тамошний паша Мехмет Али завербовал сына кораблестроителя, Александра Гэлоуэя инженер-пашой в Египет. Паровые машины были отгружены Египту в июле 1826 года, правда, до Александрии они не дошли – корабль с ними перехватили греческие пираты.

Ну а 18 мая 1826 года наконец-то смог выйти в море «Персеверанс» (правда, без пушек), который срочно отплыл в Грецию. Однако около Гибралтара у него рванула машина, корвет из парового резко стал парусным и ушел на ремонт в Италию, в Кальяри. Проблема оказалась в том, что Гастингс вместо каменного угля решил использовать древесный, что и привело к выходу машины из строя. Ремонт был закончен в сентябре, далее «Персеверанс» был отослан в США, чтобы его там вооружили, в результате в строй корвет вошел только в декабре 1826 года.

6
Колесный пароход «Катерия» (изначально «Персеверанс»).

Итак, на декабрь 1826 года греки получили в пользование только один 44-пушечный фрегат и один паровой корвет.

А что же заказанные Кокрейном пароходы?

«Энтерпрайз» вышел на испытания в декабре 1826 года, но они не увенчались успехом, сдали его заказчику только в апреле 1827 года. Уже при плавании в Ла-Манше его машина чуть три раза не взорвалась, а у Уэссана рванула так, что чуть не развалила пополам сам пароходик. Кораблик отвели на ремонт в Плимут, Греции он достиг только в сентябре 1827 года. «Меркури» был готов только к декабрю 1828 года. «Ирризистейбл» даже после многочисленных переделок имел проблемы с котлами и прибыл в Грецию в сентябре 1828 года. «Алерт» и «Лэшер» так никогда и не были достроены и сгнили в Темзе.

На постройку этих пароходов греки потратили 300 тысяч фунтов, в результате на конец 1826 года получили только один из них.

Задумка Гастингса и Кокрейна, великолепная в теории, полностью провалилась, столкнувшись с суровой реальностью – паровое кораблестроение на тот момент еще не вышло из пеленок и было сырой, совершенно непроверенной технологией.

Результаты


Всего игры в супертехнологии обошлись грекам почти 500 тысяч фунтов стерлингов, то есть треть полученного займа, а выхлоп от этих денег оказался невелик. Слава богу – хватило ума и здравого смысла не вложиться еще во французские «Наутилусы».

Чем же отличились на службе греков фрегат «Эллас» и корвет «Картерия» (так греки переименовали «Персеверанс»)?

В середине 1827 года Кокрейн послал их к Морее перехватить корабль, на котором плыл Ибрагим-паша, сын Мехмета-Али, командующий египетским флотом. Греки не смогли перехватить Ибрагима, но нечаянно перехватили его гарем. Как потом расстроено сообщил Кокрейн:

«Гарем превосходная вещь, но для политического торга совершенно бесполезен».

16 июля 1827 года он появился на рейде Александрии и попытался атаковать египетский флот брандерами, чтобы сжечь его в бухте. План не удался, поскольку греки-матросы взбунтовались и отказались участвовать в столь опасном предприятии.

Наконец 30 сентября 1827 года Гастингс на «Картерии» атаковал калеными ядрами 11 небольших турецких судов, и все их сжег после часового обстрела. Этот обстрел стал поводом к противостоянию в Наваринской бухте турок и союзной эскадры Англии, Франции и России, и к последующему уничтожению турецко-египетского флота.

Таким образом, даже сильно уменьшенный и технологически сырой флот Кокрейна вполне себе смог добиться неплохих результатов.

Гастингс погиб в 1828 году, когда пытался со своего дефектного парохода обстрелять одну из турецких крепостей. Сэр Томас ушёл в отставку в ноябре 1828 года, после Наварина Греция в его услугах более не нуждалась.

7
Сражение при Наварине, 1827 год.

Мехмет Али после Наварина сильно обиделся на французов и почти всех технических и военных специалистов изгнал, кроме французского авантюриста Жозефа Севе, принявшего ислам, его паша сделал генералиссимусом египетской армии и дал ему имя Сулейман-паша аль-Фарансави (Сулейман-паша Французский).

Оказалось, что войну на море выиграли для греков союзные эскадры России, Франции и Англии. Именно они и завоевали господство на море для Греции, и тем самым сделали ее независимой. Бог и в этот раз оказался на стороне больших батальонов.

Литература:
1. Roger Charles Anderson «Naval Wars in the Levant (1559–1853)» – Princeton, Princeton U. P., 1952
2. Édouard Driault et Michel Lhéritier «Histoire diplomatique de la Grèce de 1821 à nos jours: LInsurrection et lIndépendance (1821–1830)», t. I – PUF, 1926.
3. William St Clair «That Greece might still be free: The Philhellenes in the War of Independence» – Cambridge, Open Book Publishers, 2008.

Сергей Махов


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх