История с попыткой выведения из строя Харьковского бронетанкового завода вновь поднимает вопрос о необходимости повышения эффективности действий российской авиации, которая используется очень ограниченно из-за неподавленной вражеской ПВО. Ракеты – это, конечно, хорошо, но их можно перехватить ЗРК и в затяжном конфликте на все цели не напасешься. Что же делать?
На написание данной публикации ее автора натолкнула информация о том, что ВВС Индии научились интегрировать высокоточные израильские планирующие авиабомбы SPICE-2000 в истребители Су-30МКИ, производимые по лицензии. За последнее время это уже не первый раз, когда зарубежные ударные вооружения успешно ставятся на носители советского и российского производства. Чем же нам может быть интересен этот опыт?
«Поженили»
Су-30МКИ был разработан корпорацией Сухой по заказу индийских ВВС в середине 90-х годов и производится по лицензии оборонной корпорацией Hindustan Aeronautics Limited (HAL). Самолет интересен тем, что сочетает в себе одновременно российские, индийские, французские и израильские
В версии Су-30СМ на полностью локализованном истребителе установлены новые двигатели АЛ-41Ф1С от Су-35С с управляемым вектором тяги, модернизированная РЛС, а часть БРЭО унифицирована с БРЭО от Су-35С. Будем надеяться, что легкий истребитель пятого поколения Су-75, разрабатываемый изначально для зарубежных заказчиков, также заинтересует ведомство Шойгу. Но вернемся к «свадьбе» Су-30МКИ и израильских SPICE-2000.
SPICE – это комплект для превращения обычных свободнопадающих авиабомб в высокоточные, использующие наведение EO/GPS. Израильтяне объединили в одном модуле коррекции планирования возможность наведения боеприпаса на цель через спутниковую систему и электрооптическое наведение. Это позволяет наносить удары в режиме «сбросил-забыл» либо наводить их оператором по движущимся целям. Дальность планирования авиабомбы может достигать 60 км, а точность поражения обеспечивается аж 12-ю рулевыми поверхностями, распределенных на носовой, центральной и задней частях.
Работает SPICE следующим образом. В его управляющую систему загружено до 100 изображений потенциальных целей. Перед запуском в авиабомбу вводятся данные в виде изображения либо координат. Если, отправившись в планирование, боеприпас не может визуально обнаружить заданную цель, он переключается на режим работы через GPS. Однако оператор в любой момент сохраняет за собой возможность переключения в режим ручного управления авиабомбой через джойстик, поскольку сохраняется связь между ней и самолетом. Данным комплектом могут оснащаться авиабомбы калибра 450 кг (1000 фунтов), или SPICE-1000, 900 кг (2000 фунтов), или SPICE-2000, и 113 кг (249 фунтов), они же SPICE-250. Последние заслуживают отдельного рассказа.
«Убийца С-300»
SPICE-250 представляют собой отдельную систему, которая претендует на новую, гибридную разновидность высокоточных вооружений. Планирующая авиабомба сохранила управление, характерное для всего семейства: инерциальное с GPS-коррекцией (INS/GPS) на среднем участке траектории и электрооптическое с автономными алгоритмами сравнения изображения – на конечном. При этом разработчики сделали ее более устойчивой к системам подавления GPS и повысили дальность полета с 60 до 100 км. КВО составляет всего 3 метра, вероятность поражения цели выросла до 95%. Относительно малые размеры авиабомбы позволили разместить на истребителе F-16 до 16 таких боеприпасов, на F-15 – до 28.
Отметим, что еще в далеком 2013 году, до Майдана, начала российской операции в Сирии и спецоперации на Украине, вице-президент по маркетингу и развитию бизнеса израильской оборонной корпорации Rafael Орен Уриель объяснил, для чего нужны такие боеприпасы с повышенной дальностью полета:
Эта бомба способна поражать цели в пределах 100 км и является относительно небольшой по сравнению с ее сестрами (Spice-1000 и Spice-2000) и, следовательно, обладает меньшей заметностью. Таким образом, она затрудняет eе обнаружение системами ПВО. Кроме того, один самолет F-16 способен нести 16 бомб Spice-250 и, помимо возможности одновременно уничтожить несколько целей, он способен затруднить деятельность вражеской РЛС, сбросив одновременно большое количество бомб. Системам ПВО С-300 и подобным им будет очень трудно иметь дело с этими возможностями.
Spice-250 была разработана совместно с ВВС Израиля. В настоящее время они являются её единственным клиентом. Spice-250 позволяет пользователю действовать в дали зон насыщенных системами ПВО. Глобальной тенденцией сегодня является уменьшение стоимости вооружения. Во всем мире сокращаются оборонные бюджеты, поэтому клиенты заинтересованы в низкой цене, но не готовы идти на компромиссы. В данном случае они получат небольшой и недорогой продукт. Это не простой технологический вызов.
Но это еще не все. В 2021 году израильтяне представили обновленную версию планирующей авиабомбы SPICE 250 ER (Extended Range, т.е. увеличенной дальности). Увеличение дальности полета было обеспечено за счет оснащения миниатюрным турбореактивным двигателем и топливной системой (топливо JP-8/10). Благодаря этому, боеприпас теперь может пролететь уже не 100, а 150 км. То есть, примитивная авиабомба фактически была превращена в низкобюджетную миниатюрную крылатую ракету класса «воздух-поверхность».
Способность точечно бомбить цели с расстояния в 100-150 километров очень сильно повысила бы боевые возможности ВКС РФ в зоне СВО. Определенные практические успехи в разработке модулей коррекции планирования у нас уже имеются, о чем было
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: