Разговоры о том, что нынешний премьер-министр Японии Фумио Кисида в стремлении поправить упавший до опасного уровня рейтинг поддержки народом его самого и его Кабинета министров пойдет на решительные меры, начались еще осенью прошлого года. Тогда речь шла о планах Кисиды, воспользовавшись предоставленным премьеру правом по своему личному решению распускать ключевую нижнюю палату представителей парламента страны, провести внеочередные всеобщие выборы. Однако проводить выборы при ситуации, когда половина избирателей заявляет о недовольстве работой правящей партией и правительства, было признано опасным. Но и оставлять все как есть, также было нельзя, ибо отмечавшееся падение рейтинга ниже 30% по негласным законам обязывало лидера страны взять на себя ответственность и подать в отставку.
Кисида в отставку не хочет. Он долго шел к заветной премьерской должности и не скрывает, что желает «рулить» страной и дальше, для чего ему требуется переизбраться в сентябре будущего 2024 года председателем правящей Либерально-демократической партии.
Как это часто бывает в Японии, премьер решил предстать перед народом в новом качестве, вернее, лидером нового Кабинета министров, который-де учтет ошибки предшественников и выведет внутреннюю и внешнюю политику страны на путь «развития и процветания», откроет светлые горизонты.
При этом как японские, так и зарубежные обозреватели, включая российские, на мой взгляд, не совсем объективно оценивают причины недовольства японцев правительством Кисиды, сводя все к огрехам при внедрении пластиковых карт единого цифрового удостоверения личности. К осени 2024 года их предполагается соединить с удостоверениями государственного медицинского страхования, а к весне 2025 года - с автомобильными правами. Этот процесс проходит с многочисленными ошибками, в том числе происходят утечки личных данных. Пытаясь как-то приглушить недовольство населения этим нововведением, министр по вопросам цифровизации Таро Коно даже объявил, что вернет свою зарплату за три месяца в знак признания ответственности за вызывающую раздражение у населения проблему новых карт. «Новая система внедряется с задержками, и мне как ответственному за это нужно подвести определенную черту под происходящим», – заявил он на пресс-конференции в Токио.
В действительности же причины недоверия японского населения к своему правительству гораздо глубже. Ибо экономика страны никак не может выйти из затянувшейся рецессии, продолжается рост цен на потребительские товары первой необходимости, правительство не может справиться с проблемой снижения рождаемости, увеличения числа лиц пенсионного возраста, что создает проблемы не только социального, но и экономического характера.
Беспокойство у японцев вызывает и утвержденный при кабинете Кисиды правительственный курс на превращение Страны восходящего солнца вновь в «великую военную державу» с самостоятельными полноценными вооруженными силами и мощным ВПК. В Японии с резким недовольством встречены заявления нынешнего премьера о том, что платить за милитаризацию будет народ через повышение налогов. И хотя, испугавшись народного гнева и протестов оппозиции, Кисида временно пошел на попятную, в действительности правящие круги Японии отнюдь не отказались вновь, как в 30–40-е годы прошлого столетия, навязать японцам разорительную политику «пушки вместо масла».
Большинство японцев высказывают тревогу по поводу волюнтаристского решения правительства Кисиды разрешить сброс в море огромного количества радиоактивной воды со АЭС «Фукусима –1». А японские рыбаки выступают с открытыми протестами, требуя от правительства прекратить загрязнение вод мирового океана, что в недалеком будущем может вызвать глобальную катастрофу, ибо такое опасное для морских обитателей, а значит, и человека загрязнение будет осуществляться в течение 30–40 лет.
С немалым опасением воспринимают граждане этой страны и курс на сознательное нагнетание напряженности и прямой конфронтации с соседними государствами – Россией, Китаем, КНДР, объявление их врагами, против которых якобы необходимо создавать военные блоки с США и их азиатскими сателлитами, а также с НАТО.
Поэтому, по сути, уловка Кисиды с приходом в правительство «новых людей», которые якобы кардинально изменят ситуацию, едва ли принесет ему ощутимый успех и позволит строить планы на еще несколько лет правления в стране. С тем чтобы продемонстрировать «новых людей» в руководстве страны, Кисида меняет 13 из 19 министров, 11 из которых впервые получат министерские должности. Заигрывая с многочисленным женским электоратом, он вводит в кабинет максимально большое число политиков-женщин. В третий раз в истории Японии пост министра иностранных дел предложен 70-летней экс-министру юстиции Ёко Камикаве, которая сменит на этом посту Ёсимасу Хаяси, занимавшего его с 2021 года. Всего в новом кабинете будет пять женщин. Среди них министр регионального развития Ханако Дзими, которая по совместительству будет еще и министром по делам Окинавы и «северных территорий», как в Японии произвольно и незаконно именуют наши южнокурильские острова – абсурдная должность, подразумевающая вмешательство японского государства во внутренние дела Российской Федерации.
Занимающий видное место в правительстве генеральный секретарь Кабинета министров Хирокадзу Мацуно сохранил свою должность и будет и впредь озвучивать решения и позицию японского руководства по вопросам внутренней и внешней политики.
Новым главой Минобороны Японии стал 54-летний Минору Кихара. Ранее он не занимал министерских постов, однако был советником премьер-министра по вопросам национальной безопасности. Кроме того, в 2013 году он был парламентским замминистра обороны, а в 2016-м – замминистра финансов.
Министром финансов остался Сюнъити Судзуки, министром экономической безопасности – Санаэ Такаити, министром по делам цифровизации – все тот же Таро Коно, а министром экономики, торговли и промышленности – Ясутоси Нисимура. Как отмечают корреспонденты ТАСС в Токио, последний по совместительству занимает должность министра, ответственного за развитие экономических отношений с Россией, введенную в состав правительства при покойном экс-премьере Синдзо Абэ на подъеме российско-японских отношений. Однако в нынешних условиях, как говорил Кисида, по должности этот министр помогает японским компаниям уходить из России.
Оценивая обновление Кабинета министров, ведущее информационное агентство Японии «Киодо цусин» отмечает: «Премьер-министр Японии Фумио Кисида в среду произвел перестановки в своем Кабинете министров, назначив рекордные пять женщин на посты министров, пытаясь обратить вспять тенденцию к снижению популярности своего правительства, при этом сохраняются слухи о том, что он планирует в ближайшее время распустить нижнюю палату.
Кисида, придерживающийся умеренных взглядов, надеется, что реформа придаст импульс его администрации, открыв путь его Либерально-демократической партии к победе на следующих выборах в палату представителей и укрепив поддержку внутри его партии перед выборами председателя ЛДП в 2024 году».
Оценка Кисиды как политика, «придерживающегося умеренных взглядов», может и должна быть оспорена. Ибо возрождение милитаристских тенденций в стране, вассальная зависимость от США, следование вашингтонской политике удержания коллективным Западом военным путем гегемонии в Азиатско-Тихоокеанском регионе, объявление России, КНР и КНДР военными противниками Японии, ужесточение реваншистских территориальных притязаний к соседним странам и многое другое относит Кисиду отнюдь не к «голубям», а «ястребам» в политике. Поэтому автор этих строк вполне допускает, что, возможно, предпринятая премьером уловка и повысит рейтинг правительства, но не надолго, ибо никаких кардинальных перемен в политике Кисида не планирует, а банально цепляется за власть. Как уже отмечалось, в условиях, когда каждый второй японский избиратель не хочет видеть его лидером страны, думаю, шансов на длительное пребывание этого политика на вершине политического олимпа Страны восходящего солнца невелики.
«После перестановок Кисида будет работать над экономическими мерами, чтобы справиться с ростом цен, обдумывать, как финансировать свою политику в области воспитания детей, и решать проблемы, связанные с выбросом очищенной радиоактивной воды с поврежденной атомной электростанции Фукусима», – полагает «Киодо цусин». Но при этом предупреждает: «Ещё неизвестно, окажутся ли кадровые перестановки эффективными в увеличении поддержки кабинета Кисиды, поскольку решение сохранить ключевые фигуры может не привлечь большого общественного внимания (к перестановкам), говорят политические эксперты».
PS. Новый министр иностранных дел Японии Ёко Камикава заявила, что страна продолжит вводить санкции против России, но при этом будет исходить из своих национальных интересов. На своей первой пресс-конференции в новой должности Камикава отметила, что Япония и Россия — страны-соседи. И в отношении таких вопросов, когда необходимо взаимодействие, например, в экономической деятельности, такой как рыболовство, в вопросах безопасности на море, необходимо действовать в соответствии с тем, что в рамках всей внешней политики «является национальными интересами».То есть Токио готов иметь отношения с Россией только в тех отраслях, которые выгодны Японии. Ранее в августе США, Япония и Южная Корея заявили, что готовы вводить скоординированные санкции против РФ и сокращать зависимость от российских энергоносителей. Также главы государств договорились продолжать оказывать поддержку Украине, вводя «чувствительные санкции» против России.
Читайте нас: