Вопрос застройки территорий населенных пунктов остается одним из злободневных и актуальных в современных реалиях. Это связано, прежде всего, с растущей урбанизацией, уплотненным строительством и требованиями современных подходов к градостроительству в соответствии с новыми стандартами застройки, сообщили в РГП «Госградкадастр».
Рост численности городских жителей, необходимость обеспечения потребностей комфортного проживания населения ставит перед МИО новые задачи по разработке генеральных планов и проектов детальной планировки (ПДП).
ПДП отражает схему положения района в городской среде, зонирование с указанием мест размещения жилья, социальных учреждений, транспорта. В ПДП подробно отображены количественные параметры: этажность зданий, количество и вместимость школ, детских садов, медицинских учреждений, инженерных сооружений, размещение административных зданий.
Нарушение плотности застройки вразрез генплану и ПДП создает ряд проблем в первую очередь для населения. С одной стороны, решается проблема с жильем для одних, а с другой – создается дискомфорт для других жителей, отмечают специалисты.
Земельные участки, предназначенные для социальных объектов, используются под строительство торгово-развлекательных центров, кафе или ресторанов, без предварительного анализа данной территории, вразрез градостроительным регламентам.
К примеру, в г. Атырау выдано архитектурно-планировочное задание и согласован эскизный проект на строительство ресторана на территории рекреационной зоны согласно генплану и при отсутствии ПДП, рассказали в РГП «Госградкадастр».
Изменение изначально обоснованных проектных решений обусловливает дефицит социально значимых объектов. Кроме того, ввиду перегруженности инженерных сетей жители испытывают перебои с подачей воды, тепло- и электроэнергией.
Хаотичная незаконная застройка приводит к увеличению числа жителей определенного района или квартала, а социальные учреждения не могут справиться с новым потоком жителей. По словам экспертов, жителям таких районов приходится посещать государственные объекты здравоохранения и образования в других частях города, что также негативно влияет на заторы на дорогах.
Все вышеперечисленные проблемы возникают ввиду непрозрачности процесса принятия градостроительных решений местными исполнительными органами. Так, корректировки ПДП проводятся без проведения общественных обсуждений, решения принимаются без учета мнения горожан и их интересов, отметили в «Госградкадастре».
Например, в г. Семей выданы и согласованы документы на строительство многоквартирного жилого дома со встроенным детским мини-центром, где согласно генплану и ПДП находится территория учреждений образования.
Указанные случаи показывают наглядно нарушения застройки вразрез утвержденным регламентам, лишая жителей комфортного проживания. Для правильной застройки территории строительство любого объекта должно соответствовать проекту детальной планировки, который является производным от действующего генерального плана. Корректно разработанный ПДП позволяет рационально использовать проектируемую территорию и целесообразно размещать на ней объекты строительства.
Одним из основных цифровых инструментов для мониторинга и планирования, а также комплексного управления застройки территории является информационная система государственного градостроительного кадастра (градкадастр).
Система обеспечивает консолидацию цифровых градостроительных проектов (генпланов, ПДП и др.), данных расположения зданий и сооружений, инженерно-транспортной инфраструктуры.
На сегодня в системе градкадастра (до уровня райцентров) оцифрованы и приведены к единой структуре 94% генпланов и 73% ПДП.
Формирование базы данных цифровых ГП и ПДП в едином формате с открытой публикацией в градкадастре позволяет общественности мониторить застройку территорий, обеспечивать соблюдение градостроительных регламентов.
С 5 января 2024 года в рамках реализации Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам цифровизации государственных услуг в сфере земельных отношений» (от 5 апреля 2023 года) внедряется единая градостроительная экспертиза градостроительных проектов всех уровней с внесением исходных данных.
Определяется обязанность местных исполнительных органов при разработке, реализации, актуализации градостроительных проектов в обязательном порядке вносить сведения по градостроительным проектам в систему градкадастра АИС ГГК.
Законодательно устанавливается ответственность в случае выдачи положительного заключения по градпроекту при выявлении нарушений, а также обязательность согласования и/или утверждения акиматами и маслихатами градпроектов, прошедших градостроительную экспертизу.
В целях повышения прозрачности на геопортале АИС ГГК в открытом доступе опубликованы оцифрованные градпроекты. Вместе с тем, цифровые градпроекты посредством интеграции предоставляются в информационной системе Единого государственного кадастра недвижимости (ЕГКН) для оптимизации оказания услуги по предоставлению земельных участков населению и бизнесу. Так, цифровые градпроекты позволяют выдавать земельные участки в строгом соответствии с функциональным зонированием территорий.
Таким образом, внедрение экспертизы и учета градостроительных проектов в системе градкадастра повысит ответственность субъектов архитектурной и градостроительной деятельности при застройке территории, исключит нарушения градостроительных и строительных регламентов, обеспечит эффективное планирование территории, заключили в организации.
Ермакова Ярослава
Читайте нас: