Многие казахские обычаи в силу разных причин со временем были утрачены. «Сыбаға беру» относится к числу тех, которые все еще живы, однако не соблюдаются повсеместно. О некоторых особенностях этой традиции рассказывает корреспондент NUR.KZ.
Отношение казахов к пище всегда было трепетным. Условия жизни, которые существовали в степи, вынуждали людей беречь даже небольшие порции еды. Пища доставалась нашим предкам с огромным трудом: необходимо было много работать и уделять колоссальное внимание заботе за домашним скотом.
Особенно непросто казахам приходилось во времена голода, который зачастую был вызван джутом (массовым падежом скота). Приходилось мобилизовывать все свои силы: как материальные, так и духовные. К сожалению, не редкостью были смерти целых семей в результате голода. В такие тяжелые периоды люди обычно старались помочь тем, кому нечего было есть.
Отношение казахов к еде можно оценить по народным пословицам и поговоркам. Например, «Асы жоқ үйді ит те сүймейді» (Дом, где нет еды, и собака избегает), «Ас тұрған жерде ауру тұрмайды» (Где хорошая пища обитает, там болезни не бывает), «Аштық ас талғатпайды» (Голод еду не выбирает).
Конечно, со временем появилось множество традиций, связанных с пищей. Одна из них – «сыбаға беру». Чаше всего под «сыбаға» понимается часть мяса, которая выделяется близким родственникам, особенно старшим, уважаемым людям. «Сыбаға» может преподноситься во время праздника, когда собираются гости. Иногда тот, кто выделяет «сыбаға», может привезти сам или передать мясо знакомым в знак уважения или благодарности.
Традиции подачи мяса за столом также очень разнообразны. Самому уважаемому человеку за дастарханом принято в качестве «сыбаға» преподносить голову животного. Курдюк с печенью часто дают сватам, а детям – почки, уши и язык. В то же время мозг самым маленьким давать не принято: согласно поверью, они могут вырасти вялыми и неуклюжими.
Незамужним девушкам не дают локтевую кость (чтобы не засиделась в девках), а толарсак (кость на задней ноге животного) не принято давать молодым замужним женщинам. Некоторые верят, что из-за этого у них могут тяжело протекать роды.
Угощения для самых уважаемых гостей подаются на блюде, называемом бас табак. В бас табак, помимо бараньей головы, обычно кладут жамбас, лопатку, курдюк и другие мясные деликатесы.
Также существует традиция, с которой начинается непосредственно сама трапеза. Самый почитаемый человек за столом срезает с разных частей головы кусочки мяса и раздает их остальным, сопровождая этот процесс добрыми пожеланиями. Принять угощение из рук аксакала считается большой честью для младших родственников.
Как мы видим, традиция «сыбаға беру» включает в себя множество других интересных обычаев. Время за дастарханом в окружении близких людей – особенное для любого представителя казахского народа. Истоки трепетного отношения к коммуникации с родственниками и друзьями также берут свое начало в прошлом. Казахам приходилось постоянно кочевать, из-за чего разлука с близкими людьми могла растягиваться на годы.
Стоит также добавить, что существуют различные разновидности «сыбаға»: «қара сыбаға» (траурная доля), «болжаусыз сыбаға» (непредвиденная доля), «сақталған сыбаға» (сохраненная доля). Часть «су сыбаға» (водной доли) отдавалась в качестве выловленной рыбы. В большинстве городов нашей страны подобные традиции постепенно утрачиваются.
*Материал подготовлен при поддержке Управления по делам религий города Алматы.
Диляра Наримбетова
Читайте нас: