В марте 1959 г. был готов первый вариант танка, классифицированный как М60, стандарт «А». Контракт на производство первых 180 машин министерство обороны США подписало с фирмой «Chrysler» в июне 1959 г., a уже через два месяца был подписан следующий контракт на 720 машин.
Танк М60 завершает линию развития американских средних танков M26, M46, M47 и M48. Многие технические решения М60 заимствованы конструкторами y M48A2, a целый ряд деталей и узлов этих танков взаимозаменяемы. Без изменений остались и основные компоновочные решения. Это объясняется стремлением использовать оборудование заводов, выпускавших танк М48А2.
Вместе с тем танк М60 существенно отличается от своего предшественника по вооружению, силовой установке и бронированию.
Бронирование танка М60 усилено прежде всего за счет увеличения толщины брони в наиболее уязвимых местах. Использован также такой способ усиления броневой защиты, как расположение броневых деталей с большими углами наклона к вертикали. Это относится как к корпусу танка, так и к его башне.
Танк М60 вооружен английской нарезной 105-мм пушкой L7, стандартизованной в США под маркой М68 и изготавливавшейся там по лицензии.
Конструкция затвора, противооткатных устройств и установка пушки в башне выполнены, как на танке М48. Эжекционное устройство для удаления пороховых газов смещено к средней части ствола. Дульный тормоз отсутствует. Предусмотрена быстрая замена ствола пушки в полевых условиях.
Механизмы наведения с электрогидравлическими приводами заимствованы у танка М48 без существенных изменений.
В боекомплект пушки входят выстрелы унитарного заряжания с электрозапальным устройством со снарядами пяти типов: бронебойный подкалиберный снаряд М392, способный пробить гомогенную броню толщиной до 120 мм на дальности 2000 м при угле встречи 60°, кумулятивный снаряд М456, бронебойно-фугасный снаряд М393 с пластическим ВВ, снаряд с готовыми стреловидными убойными элементами М494 и дымовой снаряд M416.
Боекомплект танков первой серии состоит из 60 выстрелов (у M60A1 (A3) – 63 выстрела) и размещен в бортовых нишах корпуса, в левом борту башни и в носовой части корпуса. Заряжание пушки производится вручную с использования механизма досылателя выстрела.
Для наводчика предусмотрен новый перископический прицел с переменным увеличением (от 8 до 1). Прицел для пулемета выполнен отдельно, но его сетка проецируется в поле зрения основного прицела. Вторым прибором наводчика является телескопический шарнирный прицел с аналогичным диапазоном увеличения. Прицел для ночной стрельбы (инфракрасный) объединен в одном корпусе с перископическим прицелом. К маске пушки прикреплен прожектор, который может освещать местность обычным светом и инфракрасными лучами.
Для командира под крышей башни установлен монокулярный нерасстраивающийся прицел-дальномер. В отличие от стереоскопического (на М48), y которого определение дальности производится совмещением двух изображений, монокулярный дальномер более прост в эксплуатации, при работе с ним не требуется хорошее зрение и длительная тренировка.
Баллистический вычислитель воздействует на сетки прицела и прицела-дальномера и автоматически устанавливает их в положение, соответствующее замеренной дальности. Специальный датчик автоматически вносит поправки на деривацию, параллакс прицела, потерю начальной скорости (вследствие износа), наклон цапф, внешнюю температуру.
Для командира предусмотрена вторая рукоятка управления механизмами наведения. Командир располагает своей системой управления огнем и может произвести выстрел вместо наводчика.
Пулеметное вооружение танка представлено спаренным с пушкой пулеметом калибра 7,62-мм и универсальным пулеметом калибра 12,7 мм, установленным в командирской башенке. Для ведения стрельбы из этого пулемета предусмотрены перископический прицел (в крыше башенки) и простые механизмы наведения, приводимые от руки. Пулеметы имеют укороченные ствольные коробки и сменные стволы.
Впервые в послевоенном американском танкостроении на танке М60 установлен дизельный двигатель – 12-цилиндровый, V-образный дизель с турбонаддувом AVDS-1790–2 фирмы «Континенталь». Двигатель имеет систему воздушного охлаждения, его мощность 750 л. с. при 2400 об/мин. Для запуска двигателя в условиях низких температур имеется подогреватель с принудительной подачей воздуха. Запуск двигателя электростартером обеспечивается при температурах до -30°С.
С двигателем сблокирована гидромеханическая трансмиссия CD 850–6 типа «Кросс-Драйв», состоящая из гидротрансформатора, трехступенчатой планетарной коробки передач и многорадиусного планетарного дифференциального механизма поворота.
Подвеска танка М60 аналогична подвеске танка М48А2, однако в ее конструкцию внесены некоторые изменения.
Опорные катки (кроме крайних), поддерживающие катки и ведущие колеса изготовлены из алюминиевого сплава. Кронштейны балансиров опорных катков и ограничителей хода балансиров приварены к корпусу.
Амортизаторы в танках М60 не устанавливаются, крайние опорные катки имеют пружинные ограничители хода балансиров. Использованы торсионные валы более жесткие, чем в танках М48. Обрезиненная гусеница с резинометаллическим шарниром имеет ширину 710 мм.
Производство танка М60 в его первоначальном исполнении продолжалось только 2 года и уже в 1962 г. с конвейеров стали сходить танки M60A1, ставшие на долгое время основными танками американских бронетанковых соединений.
Танк этой модификации имеет башню новой конструкции, обеспечивающую лучшую противоснарядную стойкость. Для повышения точности стрельбы пушка снабжена электрогидравлической системой стабилизации в двух плоскостях наведения. Ее боекомплект увеличен на 3 выстрела. С 1975 г. на производящихся серийно танках M60A1 стали устанавливать новый дизель AVDS-1790–2G RISE, отличающийся повышенной мощностью и увеличенным сроком службы.
Танк M60A1 находился в производстве до 1980 г. и был сменен следующей модификацией М60А3 (модификация М60А2 представляет собой ракетно-пушечный танк), которая отличается главным образом повышенной точностью стрельбы за счет стабилизации пушки и введения усовершенствованной системы управления огнем, включающей лазерный дальномер AN/WG-2 и электронный баллистический вычислитель M21.
В зарубежной печати отмечалось, что вероятность попадания в неподвижную цель (размером 2,3х2,3 м) на дальности 2000 м у танка М60АЗ составляет около 70 процентов, тогда как у M60A1–23 процента.
Пассивный ночной прицел наводчика заменен тепловизионным прицелом AN/VSG-2, имеющим лучшие характеристики и позволяющим обнаруживать цели на больших дальностях.
Вместо ненадежного спаренного с пушкой 7,62-мм пулемета M219 установлен бельгийский пулемет такого же калибра (получил обозначение М240). На ствол пушки надет теплоизоляционный чехол.
Для постановки дымовых завес могут использоваться гранатометы М239, смонтированные по бортам передней части башни, и термодымовая аппаратура (в выхлопную систему двигателя впрыскивается топливо).
Танк оборудован фильтровентиляционной установкой, автоматической системой пожаротушения и средствами радиосвязи.
До 1982 г. планировалось изготовить 1696 новых танков М60А3 и доработать до их уровня находящиеся в войсках 1700 танков M60A1.
Танки М60 экспортировались во многие страны мира, в том числе: Израиль (1400 машин разных модификаций), Египет (700 M60A1 и 753 М60А3), Иран (около 200 M60A1), Италию (300 M60A1), Саудовскую Аравию (около 250 М60А3), Австралию (170 М60А3) и другие страны.
В некоторых из этих стран танки прошли модернизацию, существенно повысившую их боевые свойства. Например, в Израиле для повышения защищенности на танк установили комплекты динамической защиты, сделавшие его практически неуязвимым от состоящих на вооружении многих арабских стран советских ПТУР «Малютка» и кумулятивных мин РПГ-7.
Шасси танка М60 использовано для создания ряда боевых и вспомогательных машин, в том числе инженерной машины разграждения М728 (выпущено 312 единиц) и мостоукладчика AVLB (выпущено 400 единиц). Машина М728 снабжена бульдозерным отвалом и вооружена 165-мм короткоствольным орудием, в боекомплекте которого имеются снаряды, предназначенные для подрыва разного рода заграждений. Вес машины составляет 52,1 т.
Технические характеристики танка M60:
Экипаж, чел.: 4;
Масса боевая, кг: 49714;
Габаритные размеры, мм: длина корпуса – 6947, длина с пушкой вперед – 9309, ширина – 3632, высота – 3213, клиренс – 390;
Бронирование, мм: броня стальная гомогенная, лоб корпуса - 85…143, борт корпуса - 36…74, корма корпуса - 25…41, днище - 13…19, башня – 24…178;
Вооружение: 105-мм пушка M68, 7,62-мм соосный пулемет M73, 12,7-мм зенитный пулемет M85;
Двигатель: AVDS-1790–2А 12-цилиндровый, V-образный дизель с турбонаддувом;
Мощность двигателя, л. с.: 750;
Скорость по шоссе, км/ч: 48;
Запас хода по шоссе, км: 480;
Удельная мощность, л. с./т: 15,6;
Преодолеваемые препятствия: стенка, м - 0,914; макс. угол подъема, % - 60; крен, % - 30; ров, м - 2,59; брод, м - 1,219; брод (с подготовкой), м - 2,438
Читайте нас: