От автоматов Калашникова латвийские вооруженные силы начали отказываться еще до вступления в НАТО, но именно под предлогом соответствия стандартам альянса. Однако в погранохране балтийской страны оставалось это надежное российское оружие. И вот теперь решено вооружить пограничников Латвии германскими штурмовыми винтовками G36, от которых планирует избавиться Бундесвер из-за конструктивных недостатков.
История прощания латвийских солдат с автоматом Калашникова наполнена курьезами, связанными с попытками всучить им западное старье. Еще в 2001 году тогдашний министр обороны Гиртс-Валдис Кристовскис пообещал заменить российское оружие на шведскую винтовку АК-4. Вообще-то, сердце ему, наверное, грел гитлеровский автомат MP 41, он же «Шмайссер» по имени конструктора, так как именно этим оружием расстреливали советских партизан эсэсовцы из Waffen SS, в структуру которого входил почитаемый Кристовскисом Латышский легион СС. Но «Шмайссер» слишком уж устарел, и министр обороны высказался в пользу шведской винтовки АК-4. Однако это тоже было устаревшее оружие, пусть и не настолько. Шведская армия переходила на более современный вариант — винтовку АК-5. Но вот что еще забавно: корни шведской АК-4 — в той же Германии. Это был модернизированный вариант немецкой G-3. Ее, в свою очередь, приняли на вооружение в ФРГ в 1959 году, а спустя годы тоже отказались.
Сейчас на вооружении латвийской армии в основном американские винтовки М-14, состоявшие на вооружении армии США в 1950—1960 годах. В Америке это оружие почти полностью вытеснено современными М-16. Есть они и в Латвии, но их немного и берегут как зеницу ока — используется М-16 в Риге только в качестве церемониального оружия.
Символично. Представляете ужас латвийских политиков, если бы почетный караул стоял с автоматами Калашникова, а не с американскими винтовками?!
И вот мы подобрались к штурмовым винтовкам G36, которые в ближайшем будущем окончательно поставят крест на присутствии автоматов Калашникова в Латвии. Они были разработаны германской компанией Heckler & Koch в начале 90-х для замены в Бундесвере как раз той G3, прообраза АК-4.
Понятно, что в латвийской армии, взявшей на вооружение G36 в 2006 году, обрадовались такому оружию. Какое-то время G36 считалась на Западе лучшей в мире. Ее взяли на вооружение армии Малайзии, Индонезии, Латвии, Литвы и Испании. Она поступила на вооружение полицейских и армейских подразделений более чем 30 стран мира, среди которых Великобритания, США, Польша и т. д. Наверное, латвийские военные чувствовали себя с ней чем-то вроде супергероев, так как дизайн G36 (а также, наверное, стремление производителя рекламировать свою продукцию) привлек Голливуд, и его персонажи носятся по экранам часто именно с такой винтовкой. Ну и компьютерные игры добавили авторитета этому оружию.
Но дизайн дизайном, а практика практикой. Эксплуатация G36 в Бундесвере выявила серьезные недостатки. Настолько глубокие, что министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен заявила: «У этого автомата, ввиду его конструкции, нет будущего в Бундесвере». Оказывается, при длительном непрерывном огне точность и кучность стрельбы резко падают. Исследование, проведенное по заказу министра в Германии, развеяло миф о великолепии «голливудской винтовки»: прицельность и кучность попаданий при указанных условиях упала с 90% до… 7% (!).
Первой женщине — министру обороны Германии, которая до того занималась семейными и социальными делами в государстве, не просто так взбрело в голову провести экспертизу. Оказывается, германские военные, воевавшие в Афганистане, жаловались на перегрев при непрерывном отстреле 150 и более патронов. Но что такое 150 патронов при скорострельности G36 более 700 выстрелов в минуту и магазине в 30 штук (есть еще барабанный магазин на 100 патронов)?! И пусть эти 700 — технические данные, а в реальном бою стрельба не столь интенсивная, все равно получается, что через несколько минут автомат шурует по кругу, а не в точку прицела. Военные жаловались, что практически трудно поразить цели, находящиеся дальше 100 метров, при том, что декларируемая эффективность стрельбы — до 800 метров. А на самом деле, по словам солдат Бундесвера, она утрачивается после 200 метров, а еще из-за перегрева возникает опасность перекосов и заклинивания патрона.
Ну еще эксперты и без исследования, заказанного министром обороны Германии, отмечали и такие недостатки G36: хрупкость пластика, тяжесть — без магазина (весит 3,63 кг), необходимость обязательной чистки после трех тысяч выстрелов (иначе винтовку клинит), трудность чистки из-за сложной конструкции и отсутствия (!) шомпола.
Между прочим, латвийская погранохрана является главным резервом Национальных вооруженных сил, и в случае войны станет их частью. Выходит, командование латвийской армии желает ослабить ее перед гипотетическим конфликтом с Россией? Местная элита постоянно пугает народ мифической войной с нашей страной, а в руки армии планирует сунуть ненадежный автомат? Выходит, и сами не верят в войну, но верят, видимо, в оружейный бизнес?
После исследования недостатков «голливудской винтовки» в Германии разразился скандал, а в Латвии глава Национальных вооруженных сил Латвии Раймонд Граубе провел встречи с командованием Бундесвера и с оружейными экспертами. И было принято решение: не только оставить на вооружении латвийской армии штурмовые винтовки G36, но и дать их и Государственной погранохране и добровольцам из «Земессардзе» («Стража Земли»).
Принимая решение, опирались на опыт своих вооруженных сил, которые, оказывается, не сталкивались с проблемами, доставившими неприятность немецким коллегам. Значит, так воюют? А один латвийский солдат рассказал порталу Delfi на условиях анонимности: «G36 вполне хороша. Надежное оружие, как и автомат Калашникова. Да, конечно, она может нагреваться. Особенно после отстрела восьми магазинов возможно заклинивание. Однако от быстрой и долгой стрельбы нагреется любое оружие».
Ну а компания Heckler & Koch обиженно сообщила, что ее штурмовая винтовка… не создана для непрерывного продолжительного огня.
Ну и ладно. Зато красивая, голливудская и идеологически правильная.
Читайте нас: