Крупные операции на территории Йемена близятся к завершению, сообщил в четверг советник министра обороны Саудовской Аравии генерал Ахмед Асири, официально представляющий коалицию, возглавляемую саудитами. Генерал добавил, что бои на саудовско-йеменской границе практически прекратились. По его словам, главная цель теперь – это «возвращение обстановки стабильности и восстановление страны».
«Йемену еще долгое время будет нужна поддержка, – отметил генерал, цитирует советника ТАСС. – Поэтому саудиты будут стоять на его стороне «этап за этапом», пока оно не будет способно установить мир и безопасность. Генерал, однако, отказался назвать сроки полного завершения интервенции, заметив, что «невозможно решить все проблемы в течение 30 дней».
Сходство операций в Сирии и Йемене «очевидно»
Бывший многолетний собкор ТАСС в Саудовской Аравии, знакомый с членами королевской семьи востоковед Константин Дударев расценил заявление генерала как «серьезное». «Асири осторожно говорит, что основные бои подходят к концу, и подчеркивает, что Саудовская Аравия не хочет превращения Йемена во вторую Ливию, где, как он выразился, западные войска свергли Муаммара Каддафи в 2011 году, и это привело к тому, что страна сползла к полному хаосу», – подчеркнул эксперт.
Константин Дударев считает, что в решении Эр-Рияда сыграл свою роль финансовый фактор. «Война требует немалых затрат, а надо учесть серьезные проблемы, вызванные снижением цен на нефть, необходимость тратить как на войну в Йемене, так и на поддержку «умеренной оппозиции» в Сирии. Бюджет прошлого года в Саудовской Аравии был сведен с 20-процентным дефицитом. В этом году уже приняты достаточно необычные для этого королевства меры: увеличены налоги, увеличены цены на бензин», – перечислил он.
Впрочем, полагает Дударев, деньги не были решающим фактором. «Приходит на ум мысль о силе положительного примера. В данном случае президент Владимир Путин показал пример, приняв решение о выводе основной части ВКС из Сирии и переносе акцента на политическое урегулирование. Не исключаю, что велись переговоры российских, саудовских и йеменских дипломатов», – предположил востоковед.
«Сходство между операциями в Сирии и Йемене очевидно. А различия? Это масштабы. Они несопоставимы, как и результаты. Российские ВКС добились перелома в ходе войны, позволили правительственным войскам перейти в наступление и освободить значительные территории», – сказал Дударев. По мнению эксперта, это заставило повстанцев быть гораздо сговорчивее на переговорах в Женеве.
Саудовская авиация в Йемене добилась определенных успехов, но никаких серьезных побед не было, признал он: «Вмешательством в Йемене Эр-Рияд попытался показать, что готов при необходимости брать на себя ответственность за защиту интересов арабов в противодействии экспансии шиитского Ирана. Во всяком случае, саудовская печать много об этом писала». Дударев напоминает, что решение год назад принял новый саудовский король Салман, взошедший на престол лишь за три месяца до начала операции.
«Нужно учесть рельеф местности в Йемене – это горы. Выбить хуситов из насиженных мест там практически невозможно – напрашивается параллель с Афганистаном. Во-вторых, на каждого йеменца, как говорят, приходится по два автомата, а у некоторых дома стоят и пулеметы. Поэтому одержать военную победу в Йемене невозможно», – признал арабист.
«Более того, война перекинулась и на территорию самой Саудовской Аравии. Нападению хуситов подверглись приграничные саудовские города», – сказал Дударев. «Саудовские вооруженные силы наглядно продемонстрировали решимость нового руководства. Но теперь уже можно попытаться приостановить боевые действия и перейти к политическому урегулированию. Тем более что переговоры с приграничными племенами о перемирии уже ведутся», – подытожил эксперт.
Все могут короли
Старший научный сотрудник Центра арабских исследований Института востоковедения РАН Сергей Серебров видит в подоплеке решения Эр-Рияда как раз тот факт, что хуситам удалось перенести войну на территорию самой Саудовской Аравии.
«Стороны действительно вступили в переговоры, но лишь по узкому кругу вопросов, – чтобы прекратить пограничные бои, которые беспокоят не только местное население с обеих сторон, но и сам Эр-Рияд. Бои уже перекинулись на территорию самого королевства – в саудовскую провинцию Асир. Этот фактор, собственно, и побудил королевство к переговорам», – сказал Серебров.
«Коалиция понесла существенные потери в этой войне, особенно имиджевые, и ищет способ выйти из кризиса, не потеряв лицо. Но в последние недели она, наоборот, активизировала бомбардировки на трех участках фронта: в провинциях Сана, Мариб и Таиз. То есть она все же пытается достичь военной победы. Но другая сторона – бывший президент Салех и хуситы – ищут мирного решения проблемы, они готовы вступить в переговоры и заключить перемирие», – сказал эксперт по Йемену. Впрочем, пока он не видит никаких признаков платформы, на которой может быть заключен прочный мир.
Отметим, что заявление генерала Асири прозвучало спустя двое суток после атак ВВС коалиции на йеменский город Мустаба. Бомбардировки начались именно в то время, когда городской рынок был заполнен людьми. Сообщалось о 107 погибших. В четверг днем, уже после того, как прозвучало обещание Асири, агентство АП сообщило, что число жертв поднялось до 119 человек.
«Заявление Асири пока висит в воздухе. Бомбардировки, вроде той, что случилась в Мустабе, продолжаются, и мирное население несет очень большие потери. Почти 8 тысяч мирных жителей погибло за год этой интервенции. Никаких политических целей интервенция не достигла. Салех и хуситы продолжают контролировать большую часть севера. А президент Хади, которого саудиты пытались восстановить у власти, не может найти себе места даже в своем дворце в Адене и вынужден время от времени сбегать в Эр-Рияд», – отметил Серебров.
Аравийская коалиция так построила свою кампанию, что даже на освобожденных от хуситов землях регулярно вспыхивают бои между местными группировками, в том числе и салафитами, которые идейно очень близки «Аль-Каиде», пояснил он. «Поэтому мирная жизнь никак там не восстанавливается, и по соседству с дворцом Хади все время вспыхивают перестрелки. Сможет ли Эр-Рияд найти формулу достойного выхода из этой войны? – риторически спросил политолог. – Не знаю. Спецпосланник генсека ООН по Йемену Исмаил Ульд Шейх Ахмад недавно признал, что стороны все еще очень далеки от примирения».
Эр-Рияд по-прежнему добивается вывода войск Салеха и хуситов со всех занятых ими территорий, напомнил Серебров. «Поскольку Салеху подчиняется большая часть бывшей регулярной армии. Если они уйдут с севера, а на смену им формально придет президент Хади с силами иностранной коалиции, на самом деле возникнет вакуум, потому что сил у Хади очень мало. Значит, случится то же самое, что уже случилось на юге, откуда войска Салеха были выбиты с помощью «Аль-Каиды Аравийского полуострова». Эти земли займет «Аль-Каида». Но этот вариант не устроит не только Салеха и хуситов, но и мировое сообщество, и в конце концов – самих саудитов», – сказал арабист.
«В общем, Эр-Рияд убедился в полной бесполезности своего вмешательства. Они завязли там надолго и на большие деньги, успели разбомбить всю инфраструктуру страны, посеять политический хаос. Даже те жители Йемена, что год назад приветствовали саудовскую интервенцию, теперь во многом разочарованы. А другие воспринимают ее как агрессию. Сегодня вся территория Йемена охвачена гуманитарной катастрофой, примерно 20 из 26 млн жителей испытывают нехватку либо воды, либо продовольствия, либо страдают от массовой безработицы. Недавно Йемен признали самой крупной по численности населения зоной бедствия на планете», – подчеркнул Серебров.
Напомним, бои правительственных сил с боевиками движения «Ансар Аллах» (хуситы) не прекращаются в Йемене с августа 2014 года. В январе прошлого года мятежники захватили столицу страны Сану. Президент Абд Раббо Мансур Хади был вынужден перебраться сначала в Аден, а после того как хуситы в марте вошли и в этот город – покинуть страну. В этих условиях по его призыву Саудовская Аравия при поддержке ВВС Бахрейна, Катара, Кувейта и Эмиратов начала год назад интервенцию против мятежников. К коалиции также примкнули Египет, Иордания, Марокко и Судан.
Читайте нас: