СМИ Эстонии: Обзор публикаций о России, 22–28 февраля
С Россией можно говорить только языком сдерживания, уверен президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес. В интервью Eesti Päevaleht (22.02) он напомнил, что на Мюнхенской конференции звучали призывы выстраивать диалог с РФ, одновременно усиливая сдерживание. Но «диалог — не политика, политика — это сдерживание». По мнению президента, РФ «подрывает основы мировой безопасности» на Украине, в Молдавии и Грузии, и в то же время «подрывает Европу». На фоне кризиса с беженцами, который подпитывается ударами ВКС РФ в Сирии, во «всех государствах» Европы «поднимают голову крайне правые антиевропейцы, зачастую антиамериканские силы». Ильвес делает вывод, что Основополагающий акт РФ—НАТО «устарел».
В «новом противостоянии» Востока и Запада одной из целей РФ является развал НАТО и ЕС, и для ее достижения не нужно ничего иного, кроме подрыва солидарности входящих в эти структуры государств, вторит президенту редактор отдела мнений Postimees (25.02) Таави Мянник (Taavi Männik). Ярким примером таких действий является, по его мнению, поддержка Россией сирийских курдов в турецком приграничье.
Некоторые политики НАТО говорят, что происходящее на турецко-сирийской границе не касается альянса, но на это президент Реджеп Эрдоган может заявить, что угрозы безопасности в отношении Норвегии или Эстонии не касаются Турции, указывает автор. «Создан опасный прецедент. Если НАТО сможет отойти от выполнения своих обязательств в Азии, то почему не сможет сделать это в будущем и где-нибудь, например, на периферии Европы?»
Чтобы обеспечить «убедительные силы сдерживания» России, Эстония будет добиваться на саммите НАТО в Варшаве трехкратного увеличения войск союзников и доведения их до пехотного батальона, сообщил Postimees (27.02) вице-канцлер министерства обороны Мико Хальяс (Miko Haljas). «То, чего мы хотим и чему, в общем, есть поддержка союзников — это стабильное долгосрочное присутствие на ротационной основе. В понимании оборонной мощи это примерно то же самое, что постоянное». При этом чиновника не смущает, что постоянное присутствие нарушает положения Основополагающего акта РФ—НАТО.
Кремль пополнил невоенные средства воздействия на другие государства современными технологиями, пишет в февральском номере ежемесячника Diplomatia сотрудник Гудзонского института Ричард Вейтц (Richard Weitz). В рамках «гибридных войн» Москва использует сложные информационные технологии, нелегальные финансовые сделки, кибероперации, энергетические ресурсы, регулярные и иррегулярные вооруженные силы, объявил эксперт.
С его точки зрения, главная цель внешней политики РФ — контроль над постсоветским пространством, которое она хочет дестабилизировать при помощи финансирования антиправительственных группировок, ложной информации, внедрения агентов влияния, создания «замороженных» конфликтов или манипулирования ими. Эти средства Кремль использовал и во времена СССР, утверждает специалист, новым здесь является пополнение невоенных средств современными технологиями, выросший масштаб их использования и улучшенная координация.
Несмотря на экономические трудности, большинство российского народа еще далеко от призывов сменить режим, констатирует Eesti Päevaleht (23.02), признавая, что «наблюдатели в замешательстве в связи с подобным молчанием людей». Цитируя некоего российского эксперта, газета, тем не менее, утверждает, что число «массовых акций протеста» в России растет. В них участвуют представители профессий, которые ранее не отличались особой активностью: медики, учителя, таксисты, официанты. Дальнобойщики провели в ноябре акции протеста в 43 регионах России из 85, и «их поддержали две трети населения». А власти, опасаясь «цветной революции», отвлекают внимание людей от кризиса «с помощью демонстрации различных войн, прежде всего, торговых и информационных».
О том, как отвлекают внимание россиян от кризиса, узнала Eesti Päevaleht (26.02). В Эстонии в конце февраля заработал портал Sputnik. Он не проработал и двух дней, но газета уже вынесла вердикт: это очередное звено в российской антизападной «гибридной войне». «Так как агентство „Россия сегодня" заявило, что его целью является не журналистка, а распространение точки зрения своего государства, то мы не можем рассматривать его как часть журналистики», — говорит советник эстонского правительства по вопросам стратегической коммуникации Ильмар Рааг (Ilmar Raag). Он советует государственной канцелярии не отвечать на запросы Sputnik, а самому порталу — пользоваться открытыми источниками службы правительственной коммуникации и русскоязычных изданий.
Преподаватель института коммуникаций Таллинского университета Приит Хыбемяги (Priit Hõbemägi) тоже полагает, что Sputnik — это «машина для промывания глупых мозгов» (Eesti Päevaleht, 26.02). Если бы портал «конкурировал в условиях свободного рынка», ему пришлось бы закрыть двери уже через полгода, уверяет он. «Sputnik повторяет уже обнародованные ранее новости и прячет среди них грубую российскую пропаганду. Результат — старые новости и скучное промывание мозгов».
Москва использует для достижения своих целей шпионов из числа русских в Эстонии, завербованных на почве контрабанды. Да и вообще все местное русскоговорящее население является для России инструментом давления на Эстонию, предостерегает уже упоминавшийся советник правительства Ильмар Рааг в Postimees (25.02). Москва использует «политику соотечественников» не только для заботы о них, но и как повод и компонент в достижении стратегических целей. Кремль через свою пропаганду стремится противопоставить эстонцам всю русскую общину как самый простой источник конфликта, указывает чиновник. Вместе с тем, говорит он, если целью Эстонии является установление добрососедских отношений с РФ, она должна признать, что у восточного соседа могут быть свои оправданные интересы, в том числе, в области безопасности.
Западные санкции наносят ущерб не только России, но и тем, кто их устанавливает, начинает доходить до эстонских предпринимателей. Эстонии не следует «уподобляться маленькой злобной собачонке и гавкать на большого соседа», призывает в Ärileht (27.02) предприниматель Олле Хорм (Olle Horm). Так он прокомментировал недавнюю речь премьер-министра Таави Рыйваса (Taavi Rõivas), когда тот заявил о необходимости не только продолжения санкций, но и установления новых в связи с событиями в Сирии.
Предприниматель в ответ сообщает, что и без того из-за санкций вынужден был уволить 40 человек на своем мясоперерабатывающем предприятии. «Россия — наш сосед, нравится это нам или нет, и политикам следует помнить, что всяческие решения принимать легко, но никто не хочет потом заниматься последствиями». При этом премьер-министра защитила министр предпринимательства Лииза Овиир (Liisa Oviir), заявившая, что государство не устанавливает торговых ограничений в дополнение к ограничениям ЕС, а предприниматели должны сами учитывать, что «Россия — самый рискованный рынок, и так было всегда».
Фото: Fotolia, Ruggiero Scardigno
Читайте нас: