В начальный период Афганской войны мятежники по большей части были вооружены откровенно устаревшим стрелковым оружием. При прямом столкновении с равными по численности отрядами правительственных афганских сил или подразделениями «ограниченного контингента», душманы в большинстве случаев проигрывали им в огневой мощи, что не могло не сказываться на ходе боевых действий.
В начале 1980-х иностранные кураторы западных спецслужб организовали поставки моджахедам полуавтоматических винтовок и автоматов. Поначалу это были образцы эпохи Второй мировой, но впоследствии в отрядах вооруженной оппозиции часто имелись самые современные самозарядные винтовки и автоматы, стоящие на вооружении западных армий.
Полуавтоматические карабины и винтовки
В 1960–1970-е годы в рамках военной помощи пакистанская армия получила от США 150 000 полуавтоматических винтовок M1 Garand. Также к началу Афганской войны около 160 000 американских винтовок имелось в Иране.
Хотя «Гаранд» в 1980-е годы по ряду признаков уже считался устаревшим, он имел большую боевую скорострельность, чем столь любимая душманами британская винтовка «Ли-Энфильд» или российская «Мосинка».
7,62-мм самозарядная винтовка M1 Garand
Для стрельбы из M1 Garand использовался весьма мощный патрон .30-06 Springfield (стандартный американский боеприпас размерности 7,62×63 мм), существенно превосходивший по энергетике советский промежуточный патрон 7,62×39 мм. Что, в свою очередь, давало определённые преимущества при перестрелках на дистанции более 400 м. Винтовка обладала достаточной точностью на дальности до 550 м. Автоматика винтовки M1 Garand работает за счёт отвода части пороховых газов.
Пуля массой 9,7 г покидала ствол длиной 610 мм со скоростью 865 м/с и на дистанции 100 м по нормали уверенно преодолевала 8 мм, что позволяло пробивать бортовую броню советских бронетранспортёров.
В боевом положении винтовка весила 4,32 кг. Длина – 1 105 мм. Боевая скорострельность – около 40 выстр./мин.
Одним из немногих крупных недостатков «Гранда» считается система боепитания. Заряжание осуществлялось пачками на 8 патронов, которые вставлялись сверху через открытый затвор. Пачка находится в винтовке постоянно, вплоть до полного израсходования патронов, а после этого автоматически выбрасывается через открытое окно вверху ствольной коробки при открытом затворе.
Звук выброса пустой пачки мог предупредить противника о том, что боезапас винтовки израсходован. При наличии патронов и отсутствии пачек винтовка превращалась в однозарядную.
Но, несмотря на некоторые недостатки, «Гаранд» в руках опытного стрелка являлся очень серьёзным оружием.
По всей видимости, большую часть винтовок и патронов для них мятежники получили из Пакистана, но не исключено, что часть «Гарандов» имела иранское происхождение.
Массово винтовки M1 Garand стали попадаться среди трофеев в конце 1981 года. В целом для афганских условий эта винтовка была неплохая. Но её активному использованию в какой-то мере препятствовал не слишком распространенный в Афганистане патрон .30-06 Springfield, и к моменту вывода советских войск из страны таких самозарядных винтовок американского производства у боевиков осталось немного.
Ещё одной американской самозарядной винтовкой, используемой «духами», была снайперская М21, созданная на базе полуавтоматической М14, которая, в свою очередь, ведёт родословную от M1 Garand.
Снайперская 7,62-мм самозарядная винтовка М21
Эта винтовка с газоотводной автоматикой под патрон 7,62×51 мм НАТО в середине 1970-х поступила на вооружении армии и Корпуса морской пехоты США. По точности она несколько уступает советской СВД, но на дальности до 500 м демонстрирует вполне приемлемые для снайперского оружия результаты.
Масса винтовки со снаряженным отъёмным магазином на 10 патронов и оптическим прицелом – около 6,8 кг. Общая длина – 1 118 мм. Длина ствола – 560 мм. Начальная скорость пули массой 9,3 г – 853 м/с. Могут использоваться магазины на 5, 10 и 20 патронов. Боевая скорострельность – до 30 выстр./мин.
Винтовки М21 появились у душманов в середине 1980-х. Хотя их было меньше, чем M1 Garand, этими «снайперсками» в отрядах вооруженной оппозиции вооружались лучшие стрелки.
Стрелковой экзотикой, отметившейся в Афганистане, стала американская полуавтоматическая винтовка AR-10 с оптическим прицелом.
7,62-мм полуавтоматическая винтовка AR-10 с оптическим прицелом
В середине 1980-х кто-то «очень умный» в ЦРУ решил «вдохнуть вторую жизнь» в не слишком удачную полуавтоматическую винтовку AR-10 под патрон 7,62×51 мм, закупив несколько сотен экземпляров для афганских «борцов за свободу». Ранее американские вооруженные силы отказались от AR-10, и на её базе была разработана 5,56-мм автоматическая винтовка М16.
Единственным серьёзным преимуществом AR-10 над М21 был меньший вес. Без патронов и оптики АR-10 весила 3,8 кг. Общая длина – 1 040 мм. Длина ствола – 540 мм. Питание осуществлялось из магазина на 20 патронов. При этом по надёжности и прочности она серьёзно уступала добротно выполненной М21.
Большое распространение в Афганистане получил самозарядный карабин Симонова под патрон 7,62×39 мм. Это оружие стояло на вооружении афганской армии и пользовалось популярностью у душманов.
7,62-мм самозарядный карабин СКС-45
Карабин Симонова, как и автомат Калашникова, имеет газоотводную схему автоматики, но при этом более прикладист, и его ствол длинней на 105 мм (520 мм против 415 мм), что обеспечило более высокую начальную скорость пули – 735 м/с (715 м/с – у АКМ). Прицельная линия СКС-45 на 10 см длиннее, чем у АК, что положительно сказывается на точности. Заряжание происходит при помощи обоймы на 10 патронов или по одному патрону. Боевая скорострельность до 40 выстр./мин. Карабин относительно нетяжелый – вес с патронами 3,9 кг. Длина без штыка – 1 020. Штык в походном положении складывался.
Карабин СКС-45, с учётом местных условий, лучшей точности и несколько большей дальности стрельбы, для мятежников был даже предпочтительней, чем АКМ. В огневых дуэлях в горных условиях на дистанции 400–600 метров автоматический огонь был неэффективен, большее значение имели точность и дальность.
Впрочем, даже чаще, чем карабины СКС-45, захваченные моджахедами у правительственных сил, встречались их китайские копии – Type 56.
Китайские самозарядные карабины Type 56
Лицензионное производство Type 56 в КНР началось в 1957 году. От советского прототипа он отличался мелкими деталями и технологией производства.
В ходе боевых действий в руки афганских мятежников попало некоторое количество советских самозарядных снайперских винтовок Драгунова.
Афганцы ценили это оружие, по надежности и точности СВД превосходила не только капризную АR-10, но и М21.
Лучшие результаты СВД демонстрирует при стрельбе специальными снайперскими патронами 7Н1. Но при их отсутствии можно было использовать стандартные винтовочно-пулемётные патроны 7,62×54 мм R. При стрельбе специальным патроном с улучшенной кучностью хорошо подготовленный стрелок мог уверенно поразить цель первым выстрелом на дальности 600 м.
Снайперская винтовка СВД
Винтовка СВД имеет автоматику, работающую за счёт отвода части пороховых газов. Длина винтовки – 1 225 мм. Вес с оптическим прицелом и без патронов – 4,7 кг. Длина ствола – 620 мм. Начальная скорость пули – 830 м/с. Питание из магазина на 10 патронов. Боевая скорострельность – до 30 выстр./мин.
Автоматы
На фотографиях, сделанных в Афганистане в 1980-е годы, иногда встречаются «борцы за веру», вооруженные винтовками Heckler & Koch Gewehr 3 (HK G3).
Афганец с винтовкой G3
Но гораздо больше фотографий, где с трофейными винтовками запечатлены советские солдаты срочной службы и офицеры спецназа.
Большая часть таких фотографий носит постановочный характер. Зачастую на кадрах с винтовками G3 фигурируют другие образцы иностранного производства.
7,62-мм автоматическая винтовка G3 принята на вооружение Бундесвера в 1959 году и впоследствии получила достаточно широкое распространение в мире. Это оружие по лицензии производилось в 10 странах, и официально использовалась вооруженными силами более 50 государств.
Популярность на мировом оружейном рынке винтовки G3 объясняется её хорошими боевыми характеристиками, высокой прочностью и надёжностью. Лицензионный выпуск винтовок G3 осуществлялся в Иране и Пакистане, и это оружие оказалось в распоряжении афганских повстанцев.
7,62-мм автоматическая винтовка G3
Автоматика G3 основана на отдаче полусвободного затвора с замедлением его при помощи роликов. В послевоенное время немецкие специалисты признали эту схему наиболее подходящей для перспективного оружия. Главным преимуществом такой автоматики является упрощение конструкции оружия за счет отсутствия газового двигателя и некоторых других деталей. Также сокращается число элементов оружия, загрязняемого пороховыми газами.
Хотя для стрельбы из G3 используется весьма мощный натовский патрон 7,62×51 мм, имеется режим автоматического огня с темпом 500–600 выстр./мин. Однако устойчивость при стрельбе даже короткими очередями очень низкая, и наиболее оптимальные результаты получаются при одиночных выстрелах. Боепитание осуществляется из коробчатых магазинов на 20 патронов. Боевая скорострельность в зависимости от режима огня составляет 40–90 выстр./мин.
Так как в винтовке G3 применяется достаточно мощный боеприпас, вес оружия с пластиковым прикладом без магазина – 4,4 кг. Длина винтовки – 1 025 мм. Длина ствола – 450 мм. Начальная скорость пули – 800 м/с. Диоптрический прицел рассчитан на дистанцию до 400 м.
Существует «марксмановский» вариант, известный как G3SG. Винтовки этой модификации также имелись у моджахедов.
В середине 1980-х американцы начали поставку афганским повстанцам автоматических 5,56-мм винтовок М16А1.
Советский военнослужащий с трофейной 5,56-мм автоматической винтовкой М16А1
В числе достоинств винтовки М16А1 были относительно небольшой вес и хорошая точность на дистанции до 400 м. Для стрельбы использовался патрон 5,56×45 (.223 Remington). Пуля массой 3,56 г разгоняется в стволе длиной 508 мм до 990 м/с. Общая длина винтовки составляет 990 мм. Темп стрельбы – до 750 выстр./мин. Емкость магазина – 20 или 30 патронов.
В тяжелых условиях Афганистана в полной мере проявились недостатки американской винтовки. Для оружия семейства М16 характерна недостаточная служебная прочность –легкосплавная ствольная коробка весьма склонна к появлению трещин при ударах. Автоматика с отводом пороховых газов, воздействующих непосредственно на затворную раму, при нерегулярной чистке давала задержки при стрельбе. Эта автоматическая винтовка требовала более тщательного ухода, чем СКС или АКМ.
Хотя вскоре выяснилось, что это оружие, в силу своих конструктивных особенностей и дефицитного патрона, плохо подходит для условий Афганистана, американские автоматические винтовки М16А1 попадались в числе трофеев вплоть до вывода советских войск.
В 1980-е годы наиболее распространенным индивидуальным стрелковым оружием, используемым противоборствующими сторонами в Афганской войне, являлись различные модификации автомата Калашникова, а также их китайские клоны.
В результате массового дезертирства с оружием военнослужащих афганских правительственных сил и трофеев, захваченных на поле боя, в распоряжении мятежников оказалось значительное количество оружия советского производства под патрон 7,62×39 мм.
Но всё же основным оружием душманов, наряду с британскими винтовками «Ли-Энфильд», являлись китайские копии автомата Калашникова.
Автомат Type 56 был принят на вооружение НОАК во второй половине 1950-х вместе с одноимённым карабином, являющимся вариантом СКС.
Китайский 7,62-мм автомат Type 56
Китайский Type 56 в целом соответствует советскому АК-47, за исключением неотъемного игольчатого штыка, в походном положении складывающегося вниз-назад. Также на автоматах ранних выпусков отсутствовало хромирование канала ствола, газового поршня и затворной группы, что уменьшало ресурс данных деталей. При сравнимых характеристиках дальности стрельбы и огневой мощи Type 56 был тяжелее АКМ и весил 4,3 кг.
Автомат Type 56-1, известный также как Type 56S, является китайским вариантом советского АКС. Автоматы раннего выпуска со складным прикладом также имели складной игольчатый штык, но позже от него отказались.
С середины 1980-х советские войска начали массово использовать в боевых действиях 5,45-мм автоматы АК-74/АКС-74. Легкая пуля массой 3,4 г имела начальную скорость 900 м/с, благодаря чему несколько увеличилась дальность прямого выстрела, а уменьшившийся импульс отдачи способствовал улучшению точности стрельбы. Однако 5,45-мм пуля обладала худшей устойчивостью на траектории и давала большее число рикошетов. К тому же при ведении боевых действий в населённых пунктах пробить стену из сыромятного кирпича огнём АК-74 было сложней, чем из АКМ.
Автомат АК-74 с подствольным гранатомётом в руках Ахмад Шаха Масуда
В ходе боевых действий афганским антиправительственным отрядам удалось захватить некоторое количество советских автоматов АК-74/АКС-74, в том числе с 40-мм подствольными гранатомётами ГП-25 и ночными прицелами НСПУМ.
На первом этапе использование автоматов АК-74 мятежниками было ограниченным по причине дефицита 5,45-мм трофейных патронов. Однако после того, как в конце 1980-х оружие под такой боеприпас стало поступать афганским правительственным силам, особой нехватки 5,45-мм патронов душманы не испытывали.
Продолжение следует…
Линник Сергей
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Подпишись: