Попытка напугать экипаж советской подлодки едва не закончилась «соленой смертью» для пилотов американского патрульного самолета. Офицер ВМС США Росс Холл является непосредственным участником тех событий. Его рассказ опубликовал американский портал The Aviation Geek Сlub (TAGC). Эксклюзивный пересказ статьи подготовила для своих читателей «ПолитРоссия».
Росс Холл нес службу во времена холодной войны на патрульном самолете P-3 Orion в 1980-х годах. Его эскадрилья базировалась в Исландии и выполняла слежку за советскими подводными лодками. Как он сам рассказывает, выслеживание было делом одновременно и скучным, и интересным, так как основная стратегия Соединенных Штатов заключалась в том, чтобы вести скрытное наблюдение за субмаринами и не выдавать себя.
«Это было достижимо благодаря нескольким методам: спутниковым снимкам портов для определения времени отхода субмарины и первоначального поиска, а также за счет обнаружения морским патрульным самолетом», – рассказал Росс Холл.
Так, однажды Росс Холл вместе с экипажем получил задание: отслеживать перемещение советской подлодки, которая направлялась из Мурманска в Средиземное море. Однако скрытно сопровождать субмарину до самого конца ее пути было не нужно: в какой-то момент за ней отправилась бы эскадра P-3 Orion из Испании, а потом из Сицилии.
«Нашей команде было поручено вылететь из Исландии на Азорские острова (архипелаг в Атлантическом океане), выполняя слежку по пути. Мы также везли с собой немного обслуживающего персонала, чтобы он помог нашему отряду на островах. Это был, по сути, ночной рейс, и мы должны были отправиться в нашу операционную зону, получить данные о полете со станции на борту нашего P-3, а затем продолжить полет на архипелаг», – вспоминает американский офицер.
Однако такой четкий план изменился буквально в один миг. Дело в том, что в те годы Вашингтон сделали громкое заявление Москве о том, что американцам отлично известно расположение советских подлодок, и что США способны их уничтожить, когда это потребуется. Таким образом, если субмарина всплывала на поверхность – отметил Росс Холл – американским пилотам разрешалось выдавать свою позицию, облетать подлодку на малой высоте и отслеживать ее активными гидроакустическим буями, которые сбрасывались в воду. Как раз в тот день советская подводная лодка из Мурманска начала всплывать.
«Итак, мы были там. Время – 0:30, рейс из Исландии на Азорские острова, и наши операторы акустических датчиков сообщили экипажу, что советская подводная лодка всплывает. Это означало, что нам нужно резко снижаться с нашей текущей высоты поиска в 4,5 километра до 6о метров», –рассказал Холл.
По слова офицера, до этого слежка за подлодкой была вполне спокойной, поэтому обслуживающий персонал мирно спал и никак не ожидал резкого снижения. Когда пилоты решили предупредить о своем маневре по внутренним каналам связи, неподготовленные люди попросту подумали, что самолет вот-вот рухнет в море.
«Наш младший (несколько неопытный) пилот объявил по системе связи: "Экипаж, вот оно, мы спускаемся”. Он продолжил опускать нос самолета, закрылки и шасси выдвинулись, чтобы мы могли достичь максимальной скорости снижения. Наши сопровождающие, которые до этого спали, проснулись, думая, что борт совершил ужасное погружение на дно соленой смерти», – делится воспоминаниями Росс Холл.
Однако летчики смогли закончить опасный маневр без последствий, и гибели людей удалось а позже P-3 Orion вместе с экипажем приземлился на Азорских островах.
Ранее «ПолитРоссия» писала о том, как пилот Су-27
Автор: Александр Дубинин
Читайте нас: