Лента новостей

11:50
Блинкен назвал страну, которая после смены власти в США может занять место лидера по помощи Украине
11:49
Медведев сомневается в быстром решении Трампом украинского конфликта и не верит в присоединение к США новых земель
11:48
Канадский политик парировала Трампу предложением избавиться от американских штатов в пользу Канады
11:41
Армения одобрила закон о начале вступления в Евросоюз
11:40
В Приднестровье из-за энергокризиса погибли люди
11:28
Прорыв армии России - Киев в шоке - Купянск уходит домой - Новости
11:24
ВСУ готовят ядерную провокацию: ситуация в зоне СВО на 09.01.2025, беспилотники атаковали Энгельс, Зеленский может ударить по Крымскому мосту
11:12
Аномалии мантии под Тихим океаном: новые модели FWI показывают «затонувшие» структуры
10:56
Келлог анонсировал переговоры по Украине в ближайшее время. Кто войдёт в переговорную группу от России?
10:55
Foreign Policy: Украину принесли в жертву для заманивания России в долгий конфликт
10:54
На Украине призвали давить «тыловых крыс» и спасать ТЦК
10:53
Остин: Россия не полностью доминирует в конфликте на Украине, но имеет преимущество
10:47
Удар “Искандера-М” вывел из строя одну из последних украинских систем ПВО С-300
10:33
Биполярная клоунада
10:30
Курская область: оперативная сводка на утро, 09.01.2025 - российская армия укрепляет позиции
10:25
«Противоопухолевая активность»: российские учёные создали новые соединения для лечения рака
10:17
Каким был бы климат Земли, если бы земная ось имела другой наклон?
10:16
Раскрыт единый механизм формирования космических джетов: как магнитные спирали удерживают форму космических струй?
10:00
Кирби поприветствовал решение Украины прекратить транзит российского газа в Европу
09:50
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 09.01.2025
09:33
Десантники уничтожили разведывательный беспилотник западного производства в Херсонской области
09:11
Сербия расторгла ряд контрактов на поставку российского оружия
09:10
Австралийский премьер обвинил Илона Маска во вмешательстве во внутренние дела страны
09:09
Панама обвинила Трампа в необоснованных претензиях по каналу, от которого США отказались в 1977 году
09:04
Правительство Исибы не знает, где взять деньги на новые вооружения и увеличение армии
08:56
Без следа, но с последствиями: киевский режим не справляется с массовым дезертирством из ВСУ
08:15
Марк Цукерберг: мы отказываемся от проверки фактов на наших платформах
08:04
Суоми оставит границу с Россией закрытой
08:01
ПЕНТАГОН В ЯРОСТИ - Панцирь-СМ и С-400 остановили АТАСМS
06:40
Зеленский повторил мечту о НАТО в интервью Лексу Фридману
05:07
Германия: федеральное агентство во главе с зелеными предупреждает Facebook* о возможных санкциях после заявления Цукерберга об отключении режима цензуры
04:26
Британский лев против снежного барса или Эпилог Англо-афганской войны
03:41
С МКС «выбросили» в открытый космос первый в истории деревянный спутник
03:17
Фронт в огне: новости СВО от 9 января 2025. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 1050-й день спецоперации России на Украине
01:59
Российский “танк-черепаха” — сущий кошмар
01:49
Международный уголовный суд для хунты Зеленского: способ избежать ответственности за военные преступления
01:30
Использование Kotlin для разработки мобильных приложений  Использование Kotlin для разработки мобильных приложений
01:10
Лимонно-чесночный чай снижает холестерин? Мнение экспертов
00:27
Как в Киеве пилят западные колониальные деньги
00:22
По следам одного продукта: морковь
22:53
Алиев заявил о намерении открыть Зангезурский коридор
22:06
Главный конкурент Зеленского Залужный озвучил свои политические амбиции
22:05
Завтрашний «Рамштайн» может стать последней встречей такого типа — глава Минобороны Польши
22:04
Подоляк рассказал о математических расчетах Киева по достижению перелома в войне с Россией
21:32
Ученые впервые «увидели» магнитные скирмионы при комнатной температуре: прорыв в технологиях хранения данных?
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Флот»Предтечи «великолепной шестёрки»

Предтечи «великолепной шестёрки»


Чтобы избавиться от неугодного придворного, король древнего Сиама дарил ему большого белого слона. Стоимость прокорма животного быстро разоряла его владельца, а избавиться от царского подарка было невозможно. С тех пор большое, но бесполезное приобретение называют «белым слоном». Именно такими «слонами» и оказалась «великолепная шестёрка» американских супер-фрегатов, которым довелось сыграть довольно значительную роль в войне с Великобританией 1812–1815 годов. Однако уже к началу этой войны американский флот прошёл некоторый путь от строительства малых судов до разработки кораблестроительных программ, вдохновлённых французским опытом.

Американцы строят флот

Начало американскому военному кораблестроению положил сошедший в 1696 году со стапелей верфи в Портленде (Нью-Гемпшир) 50-пушечный корабль «Леопард». До конца XVIII века это был самый большой военный корабль, построенный на верфях североамериканских колоний. Местное самоуправление в колониях не финансировало кораблестроение целенаправленно, верфи были маленькими, корабли предназначались и для торговли, и для возможного каперства. Основным строительным материалом была американская сосна и виргинский дуб, технологии сушки отсутствовали либо попросту не соблюдались. Именно поэтому в ведомстве британского Адмиралтейства американские корабли чаще всего проходили по графе «транспорты», «обсервационные корабли» или «суда снабжения».

​Норфолкская военно-морская верфь — старейшая верфь США, основанная в 1767 году. Снимок 1995 года. wikimedia.org - Предтечи «великолепной шестёрки» | Warspot.ru
Норфолкская военно-морская верфь — старейшая верфь США, основанная в 1767 году. Снимок 1995 года.
wikimedia.org

К середине XVIII столетия на верфях Америки британцы строили фрегаты, шлюпы и малые суда, которые в основном служили либо у североамериканского побережья, либо в вест-индских колониях. Качество колониальной постройки уступало британской и в то же время обходилось дороже: корабль в Англии стоил 16 фунтов 5 шиллингов за тонну водоизмещения, а на верфях Америки её стоимость достигала в среднем 25 фунтов. Тем не менее метрополия старалась насыщать североамериканские верфи заказами, поскольку сами англичане занимались в основном более крупными кораблями от V ранга и выше. На Великих Озёрах строились целые флотилии канонерских лодок, прамов, шлюпов, галер и других мелких кораблей и судов. Основные верфи были сосредоточены в северо-восточных штатах (в Портленде, Бостоне, Куинси Поинте, Нью-Йорке, Балтиморе, Норфолке, Портсмуте, Госпорте и других), которые принадлежали частным судовладельцам-арматорам.

Во время американской Войны за независимость основную задачу противостояния Роял Неви взяли на себя французский и испанский флоты, поэтому США не стали развивать военное кораблестроение, а по сути ограничились каперством и переделкой быстроходных торговых судов в военные корабли. Два самых больших корабля Континентального флота — 42-пушечный корабль Французской Ост-Индской компании «Бономм Ришар» и 74-пушечный «Америка» — американцы получили от Франции. Сами американцы ничего крупнее 32-пушечных фрегатов не строили, причём и их — в аптекарских дозах. После победы в Войне за независимость Континентальный флот был распущен, а в 1785 году последний оставшийся в строю 40-пушечный фрегат «Альянс» был продан Американской Ост-Индской компании Роберта Морриса.

​Фрегат «Альянс» на фоне Бостонского маяка. wikimedia.org - Предтечи «великолепной шестёрки» | Warspot.ru
Фрегат «Альянс» на фоне Бостонского маяка.
wikimedia.org

Война со вчерашним союзником

Всё изменилось с началом Великой Французской революции. Теперь верный союзник был занят своими внутренними проблемами, из-за бегства опытных офицеров-аристократов флот Франции слабел день ото дня, и в гипотетической морской войне США могли рассчитывать только на свои силы.

Толчком к созданию американского флота послужили события 1793 года. 8 февраля в войну с революционной Францией вступила Англия. Под давлением правительства Вильяма Пита-младшего к антифранцузской коалиции присоединились Пруссия, Австрия, Голландия, Португалия, Испания и Королевство обеих Сицилий. О своём нейтралитете заявили только шесть стран Европы: Швеция, Дания, Генуя, Венецианская республика, Швейцария и Турция. Россия, хотя и щедро помогала антифранцузской коалиции деньгами, войска к Рейну посылать не стала. Таким образом, против одной страны без преувеличения ополчилась практически вся Европа. Количество войск, стянутое к границам Франции к началу 1793 года, поражает: австрийцы выставили 143 000 штыков, пруссаки — 77 000 человек, голландцы — 20-тысячный корпус в Бельгии, англичане и Ганновер — 30 000 там же, Сардинское королевство — 45 000 в Италии, Королевство обеих Сицилий и Португалия — 10 000 в Италии, испанцы — 50 000 штыков на Пиренеях. В общей сложности — 375 000 солдат.

Торговые связи США с Францией были очень крепки, поэтому они тоже попали под удар. Тогда американцы заключили договор о торговле и дружбе с Англией. Это сильно возмутило революционную Францию, и из друга она постепенно стала превращаться во врага. Отметим, что события во Франции США восприняли неоднозначно. Ситуацию осложняла ужасающая коррупция во французских революционных кругах: ответственные лица частенько требовали взяток и подарков, причём иногда только ради того, чтобы американские послы могли встретиться с членами Конвента.

​Революционный террор в Париже. gannett-cdn.com - Предтечи «великолепной шестёрки» | Warspot.ru
Революционный террор в Париже.
gannett-cdn.com

Вдобавок подняли голову алжирские и тунисские пираты. Ранее они боялись высовываться из портов, поскольку там постоянно дежурили сильные эскадры Роял Неви, но теперь английский флот по самую маковку увяз в войне с французами, и пираты начали собирать в Средиземном море и Атлантике обильную жатву из торговых судов нейтральных стран.

Флоту — быть!

В декабре 1793 года начались слушания в Конгрессе, и 2 января 1794 года с перевесом всего в два голоса, 46 против 44, было принято решение о строительстве американского военного флота. 10 марта была утверждена программа на 1794 год, которая предусматривала постройку или приобретение за границей четырёх 44-пушечных кораблей и двух 36-пушечных фрегатов для защиты торговли. Скряги из Конгресса добавили ещё один пункт: в случае достижения мирных договорённостей с пиратами строительство или покупка судов может приостановиться.

Остался вопрос: какие же корабли строить или покупать? И тут на сцене появился будущий «отец американского флота» Джошуа Хамфрис. Военный министр США Генри Нокс ещё с 1790 года советовался с разными кораблестроителями, и в результате остановился на проекте Хамфриса, который был одержим постройкой «идеальных фрегатов».

Теория «идеального фрегата» возникла давным-давно. Родоначальником её можно считать британского кораблестроителя Финеаса Петта, который в 1645 году по заказу графа Уорика создал 32-пушечный фрегат «Констант Уорик». Этот корабль имел сильное вооружение и мог победить любого противника слабее себя (уйти от него мало кто мог), а развитое парусное вооружение позволяло ему убежать от любого, кто был сильнее него. Позже такие корабли создавались либо для атак на торговые караваны (Франция, Англия), либо в качестве «маленьких линкоров» из-за недостаточного финансирования флота (Швеция, Дания, Россия).

​Строительство фрегата на верфи в Филадельфии. wikimedia.org - Предтечи «великолепной шестёрки» | Warspot.ru
Строительство фрегата на верфи в Филадельфии.
wikimedia.org

В 1780-х годах французы предложили новую концепцию «идеального фрегата». Это должен был быть 44-пушечный рейдер, имеющий на закрытом деке пушки линкорного калибра (24 фунта). По сути, это была модификация корабля IV ранга (50- и 60-пушечные корабли), которые к тому времени в сражениях уже не ставили в линию баталии, а использовали для конвойной или дозорной службы. Однако 50-пушечники всё-таки строились как линкоры, то есть имели усиленный набор корпуса и второй дек, а соответственно — меньшую относительно фрегата нового образца скорость и худшую манёвренность.

Естественно, задача размещения большой батареи на одной закрытой палубе привела к увеличению длины фрегата, что не лучшим образом сказалось на корпусе корабля. Дело в том, что на таком корабле киль берётся длиннее, соответственно, на нос и корму килевой балки приходится давление увеличенной массы. Если же вспомнить, что предлагалось ставить орудия линкорного калибра, то давление масс должно было быть ещё более значительным. Со временем в районе носа и кормы киль прогибается и принимает форму банана. Поперечные связи корпуса ослабляются, и верхняя палуба испытывает растягивающую нагрузку. Конечно, если бы такой фрегат имел несколько палуб, то есть несколько фиксаций на разных уровнях высоты своего «скелета» в виде шпангоутов, киль деформировался бы гораздо меньше, но это сразу увеличивало высоту борта корабля, а вместе с тем и паразитную парусность самого корпуса. Собственно, именно поэтому 50-пушечники легко несли свои пушки: они имели дополнительный набор жёсткости в виде двух закрытых деков и сами по себе были короче «идеальных фрегатов».

​50-пушечный корабль IV ранга «Чатэм». sailsofglory.org - Предтечи «великолепной шестёрки» | Warspot.ru
50-пушечный корабль IV ранга «Чатэм».
sailsofglory.org

Какие же плюсы имело такое решение и почему при всех видимых недостатках оно всё-таки было воплощено в жизнь? Увеличенная длина корабля, зауженные формы, невысокий борт давали высокую скорость (более 13 узлов в хороший ветер, тогда как линкоры III ранга и выше давали при попутном ветре всего 8–11 узлов), а линкорный калибр пушек — увеличение веса залпа. К примеру, стандартный 36-пушечный 18-фунтовый британский фрегат нёс на закрытом деке двадцать шесть 18-фунтовых пушек, на верхнем деке — десять 9-фунтовок и обладал весом бортового залпа в 279 фунтов. Французский же 44-пушечный фрегат «Помон», родоначальник класса «идеальных фрегатов», нёс на нижнем деке двадцать шесть 24-фунтовых пушек и восемнадцать 8-фунтовок на надстройках. Таким образом, он мог дать с борта залп весом в 384 фунта, то есть почти в полтора раза больше. Учитывая же более высокую скорость и манёвренность, такой рейдер всегда мог выбрать удобную позицию для безнаказанного расстрела стандартного фрегата с носа или кормы.

Однако почти все французские рейдеры данного типа были довольно легко захвачены обычными английскими 32- и 36-пушечными фрегатами. Оказалось, что качество экипажей у британцев несоизмеримо выше, и подготовка английских матросов как в пушечном бою, так и в управлении парусами вполне нивелирует отставание островитян в технике. Тем не менее Хамфрис верил в будущее «идеальных фрегатов».

Продолжение следует


Литература:

  1. Edward L. Beach. The United States Navy, 200 Years. — New York: H. Holt, 1986.
  2. Marshall Smelser. The Congress Founds the Navy, 1787–1798. — Notre Dame: University of Notre Dame Press, 1959.
  3. Theodore Roosevelt. The Naval War of 1812. New York: G.P. Putnams sons, (3rd ed.), 1882.
  4. Howard L Chapelle. History of the American Sailing Navy. — New York, 1949.
  5. Winfield, R. British Warships in the Age of Sail 1793–1817: Design, Construction, Careers and Fates. —Seaforth Publishing, 2008.
  6. Американские фрегаты — 1794–1826 / под ред. Иванова Н.С. — ООО «АРС», 2005. — Серия «Война на море».

Сергей Махов


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх