Лента новостей

20:38
Арктическая империя Трампа: зачем США Гренландия и Канада
20:27
AMD рассказала, почему бросила попытки конкурировать с Nvidia в сегменте Hi-End видеокарт
20:23
Украинские войска ведут обстрелы Белгородской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 8 января
20:22
Европейские лидеры обескуражены территориальными претензиями Трампа
20:21
Еврокомиссия пригрозила Цукербергу штрафами за ослабление цензуры в соцсетях
20:16
В США создают новые технологии распространения смертельных вирусов
19:59
Курская область: Юрий Подоляка озвучил последние новости на вечер 08.01.2025, прорыв на Курском фронте, свежая сводка
19:32
Киеву не удалось замять позорную ситуацию с 155-й бригадой «Анна Киевская», разбежавшейся перед первым боем
19:31
Шейнбаум предложила Трампу вернуть континенту название Мексиканская Америка
19:24
В результате нападения слона в Индии пострадали 17 человек
18:56
Вместо «Коалиции»: подходит ли САУ M1989 Koksan для контрбатарейной борьбы?
18:48
Золото басмачей испарилось в банках Англии и Франции
18:02
Трамп хочет переименовать Мексиканский залив
17:54
Еврокомиссия угрожает ввести пошлины на американские товары
17:53
Зеленский не намерен отказываться от власти и пойдёт на второй срок
17:52
Трамп продолжает троллить Канаду, опубликовав карту с новой территорией США
17:45
Жители Приднепровья 8 дней вынуждены сидеть без света и тепла
17:11
Трамп не исключил установления контроля над Панамским каналом военным путём
17:06
MSI представила свои самые мощные GeForce RTX 5090 — у них вентиляторы дуют как спереди, так и сзади
17:04
В Госдуме ожидают в 2025 году увидеть Украину на обочине истории
17:01
Украина хочет занять место Венгрии в ЕС и НАТО
17:00
«Остров не продается»: В Копенгагене пытаются успокоить жителей Гренландии
16:59
На Украине заговорили о готовности США к «взрослому торгу» с Россией
16:58
Власти Молдавии предложили Украине спасать Приднестровье
16:53
Киев помогает Вашингтону в газовом удушении ЕС
16:10
Нардепы во главе с Порошенко требуют срочно прекратить транзит российской нефти через Украину в ЕС
16:09
Зеленский учредил ещё один праздник, посвящённый военным
16:08
МИД Армении: Вывод российской базы не обсуждается
16:07
Администрация Байдена готовится выделить деньги для продолжения конфликта на Украине в последний раз
16:06
Минобороны Франции подтвердило бегство 55 солдат ВСУ из бригады «Анна Киевская»
15:19
Украина и Молдавия поставили Приднестровье на грань выживания
15:18
Ищенко назвал самый эффективный способ возобновления поставок российского газа Венгрии и Словакии
15:17
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации по состоянию на 8 января
15:16
Экс-президент Грузии Зурабишвили трудоустроилась в институте Маккейна в США
15:11
Межгосударственное объединение БРИКС: горизонты взаимодействия в 2025 году
14:34
Правила майнинга: зачем нужен запрет на добычу криптовалют
14:30
Хакеры заявили, что украли терабайт данных россиян из Росреестра — ведомство утечку опровергло
14:26
Сестра основателя нейросети ChatGPT обвинила его в изнасилованиях
14:19
Подполковник Иванников: на Западе хотят запретить «Орешник»
13:38
Украинский политолог ожидает от Трампа официальный документ о запрете членства Украины в НАТО
13:31
Резиденция Харрис попала под эвакуацию из-за лесных пожаров в Лос-Анджелесе
13:21
Ядерный обмен
13:19
НАТО на Балтике пора ставить на место - новости
12:56
Венесуэла сообщила о задержании иностранцев, готовивших теракты
12:48
Маск назвал Трюдо девочкой и указал на его отставку. Следующие Стармер и Шольц
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Флот»Предтечи «великолепной шестёрки»

Предтечи «великолепной шестёрки»


Чтобы избавиться от неугодного придворного, король древнего Сиама дарил ему большого белого слона. Стоимость прокорма животного быстро разоряла его владельца, а избавиться от царского подарка было невозможно. С тех пор большое, но бесполезное приобретение называют «белым слоном». Именно такими «слонами» и оказалась «великолепная шестёрка» американских супер-фрегатов, которым довелось сыграть довольно значительную роль в войне с Великобританией 1812–1815 годов. Однако уже к началу этой войны американский флот прошёл некоторый путь от строительства малых судов до разработки кораблестроительных программ, вдохновлённых французским опытом.

Американцы строят флот

Начало американскому военному кораблестроению положил сошедший в 1696 году со стапелей верфи в Портленде (Нью-Гемпшир) 50-пушечный корабль «Леопард». До конца XVIII века это был самый большой военный корабль, построенный на верфях североамериканских колоний. Местное самоуправление в колониях не финансировало кораблестроение целенаправленно, верфи были маленькими, корабли предназначались и для торговли, и для возможного каперства. Основным строительным материалом была американская сосна и виргинский дуб, технологии сушки отсутствовали либо попросту не соблюдались. Именно поэтому в ведомстве британского Адмиралтейства американские корабли чаще всего проходили по графе «транспорты», «обсервационные корабли» или «суда снабжения».

​Норфолкская военно-морская верфь — старейшая верфь США, основанная в 1767 году. Снимок 1995 года. wikimedia.org - Предтечи «великолепной шестёрки» | Warspot.ru
Норфолкская военно-морская верфь — старейшая верфь США, основанная в 1767 году. Снимок 1995 года.
wikimedia.org

К середине XVIII столетия на верфях Америки британцы строили фрегаты, шлюпы и малые суда, которые в основном служили либо у североамериканского побережья, либо в вест-индских колониях. Качество колониальной постройки уступало британской и в то же время обходилось дороже: корабль в Англии стоил 16 фунтов 5 шиллингов за тонну водоизмещения, а на верфях Америки её стоимость достигала в среднем 25 фунтов. Тем не менее метрополия старалась насыщать североамериканские верфи заказами, поскольку сами англичане занимались в основном более крупными кораблями от V ранга и выше. На Великих Озёрах строились целые флотилии канонерских лодок, прамов, шлюпов, галер и других мелких кораблей и судов. Основные верфи были сосредоточены в северо-восточных штатах (в Портленде, Бостоне, Куинси Поинте, Нью-Йорке, Балтиморе, Норфолке, Портсмуте, Госпорте и других), которые принадлежали частным судовладельцам-арматорам.

Во время американской Войны за независимость основную задачу противостояния Роял Неви взяли на себя французский и испанский флоты, поэтому США не стали развивать военное кораблестроение, а по сути ограничились каперством и переделкой быстроходных торговых судов в военные корабли. Два самых больших корабля Континентального флота — 42-пушечный корабль Французской Ост-Индской компании «Бономм Ришар» и 74-пушечный «Америка» — американцы получили от Франции. Сами американцы ничего крупнее 32-пушечных фрегатов не строили, причём и их — в аптекарских дозах. После победы в Войне за независимость Континентальный флот был распущен, а в 1785 году последний оставшийся в строю 40-пушечный фрегат «Альянс» был продан Американской Ост-Индской компании Роберта Морриса.

​Фрегат «Альянс» на фоне Бостонского маяка. wikimedia.org - Предтечи «великолепной шестёрки» | Warspot.ru
Фрегат «Альянс» на фоне Бостонского маяка.
wikimedia.org

Война со вчерашним союзником

Всё изменилось с началом Великой Французской революции. Теперь верный союзник был занят своими внутренними проблемами, из-за бегства опытных офицеров-аристократов флот Франции слабел день ото дня, и в гипотетической морской войне США могли рассчитывать только на свои силы.

Толчком к созданию американского флота послужили события 1793 года. 8 февраля в войну с революционной Францией вступила Англия. Под давлением правительства Вильяма Пита-младшего к антифранцузской коалиции присоединились Пруссия, Австрия, Голландия, Португалия, Испания и Королевство обеих Сицилий. О своём нейтралитете заявили только шесть стран Европы: Швеция, Дания, Генуя, Венецианская республика, Швейцария и Турция. Россия, хотя и щедро помогала антифранцузской коалиции деньгами, войска к Рейну посылать не стала. Таким образом, против одной страны без преувеличения ополчилась практически вся Европа. Количество войск, стянутое к границам Франции к началу 1793 года, поражает: австрийцы выставили 143 000 штыков, пруссаки — 77 000 человек, голландцы — 20-тысячный корпус в Бельгии, англичане и Ганновер — 30 000 там же, Сардинское королевство — 45 000 в Италии, Королевство обеих Сицилий и Португалия — 10 000 в Италии, испанцы — 50 000 штыков на Пиренеях. В общей сложности — 375 000 солдат.

Торговые связи США с Францией были очень крепки, поэтому они тоже попали под удар. Тогда американцы заключили договор о торговле и дружбе с Англией. Это сильно возмутило революционную Францию, и из друга она постепенно стала превращаться во врага. Отметим, что события во Франции США восприняли неоднозначно. Ситуацию осложняла ужасающая коррупция во французских революционных кругах: ответственные лица частенько требовали взяток и подарков, причём иногда только ради того, чтобы американские послы могли встретиться с членами Конвента.

​Революционный террор в Париже. gannett-cdn.com - Предтечи «великолепной шестёрки» | Warspot.ru
Революционный террор в Париже.
gannett-cdn.com

Вдобавок подняли голову алжирские и тунисские пираты. Ранее они боялись высовываться из портов, поскольку там постоянно дежурили сильные эскадры Роял Неви, но теперь английский флот по самую маковку увяз в войне с французами, и пираты начали собирать в Средиземном море и Атлантике обильную жатву из торговых судов нейтральных стран.

Флоту — быть!

В декабре 1793 года начались слушания в Конгрессе, и 2 января 1794 года с перевесом всего в два голоса, 46 против 44, было принято решение о строительстве американского военного флота. 10 марта была утверждена программа на 1794 год, которая предусматривала постройку или приобретение за границей четырёх 44-пушечных кораблей и двух 36-пушечных фрегатов для защиты торговли. Скряги из Конгресса добавили ещё один пункт: в случае достижения мирных договорённостей с пиратами строительство или покупка судов может приостановиться.

Остался вопрос: какие же корабли строить или покупать? И тут на сцене появился будущий «отец американского флота» Джошуа Хамфрис. Военный министр США Генри Нокс ещё с 1790 года советовался с разными кораблестроителями, и в результате остановился на проекте Хамфриса, который был одержим постройкой «идеальных фрегатов».

Теория «идеального фрегата» возникла давным-давно. Родоначальником её можно считать британского кораблестроителя Финеаса Петта, который в 1645 году по заказу графа Уорика создал 32-пушечный фрегат «Констант Уорик». Этот корабль имел сильное вооружение и мог победить любого противника слабее себя (уйти от него мало кто мог), а развитое парусное вооружение позволяло ему убежать от любого, кто был сильнее него. Позже такие корабли создавались либо для атак на торговые караваны (Франция, Англия), либо в качестве «маленьких линкоров» из-за недостаточного финансирования флота (Швеция, Дания, Россия).

​Строительство фрегата на верфи в Филадельфии. wikimedia.org - Предтечи «великолепной шестёрки» | Warspot.ru
Строительство фрегата на верфи в Филадельфии.
wikimedia.org

В 1780-х годах французы предложили новую концепцию «идеального фрегата». Это должен был быть 44-пушечный рейдер, имеющий на закрытом деке пушки линкорного калибра (24 фунта). По сути, это была модификация корабля IV ранга (50- и 60-пушечные корабли), которые к тому времени в сражениях уже не ставили в линию баталии, а использовали для конвойной или дозорной службы. Однако 50-пушечники всё-таки строились как линкоры, то есть имели усиленный набор корпуса и второй дек, а соответственно — меньшую относительно фрегата нового образца скорость и худшую манёвренность.

Естественно, задача размещения большой батареи на одной закрытой палубе привела к увеличению длины фрегата, что не лучшим образом сказалось на корпусе корабля. Дело в том, что на таком корабле киль берётся длиннее, соответственно, на нос и корму килевой балки приходится давление увеличенной массы. Если же вспомнить, что предлагалось ставить орудия линкорного калибра, то давление масс должно было быть ещё более значительным. Со временем в районе носа и кормы киль прогибается и принимает форму банана. Поперечные связи корпуса ослабляются, и верхняя палуба испытывает растягивающую нагрузку. Конечно, если бы такой фрегат имел несколько палуб, то есть несколько фиксаций на разных уровнях высоты своего «скелета» в виде шпангоутов, киль деформировался бы гораздо меньше, но это сразу увеличивало высоту борта корабля, а вместе с тем и паразитную парусность самого корпуса. Собственно, именно поэтому 50-пушечники легко несли свои пушки: они имели дополнительный набор жёсткости в виде двух закрытых деков и сами по себе были короче «идеальных фрегатов».

​50-пушечный корабль IV ранга «Чатэм». sailsofglory.org - Предтечи «великолепной шестёрки» | Warspot.ru
50-пушечный корабль IV ранга «Чатэм».
sailsofglory.org

Какие же плюсы имело такое решение и почему при всех видимых недостатках оно всё-таки было воплощено в жизнь? Увеличенная длина корабля, зауженные формы, невысокий борт давали высокую скорость (более 13 узлов в хороший ветер, тогда как линкоры III ранга и выше давали при попутном ветре всего 8–11 узлов), а линкорный калибр пушек — увеличение веса залпа. К примеру, стандартный 36-пушечный 18-фунтовый британский фрегат нёс на закрытом деке двадцать шесть 18-фунтовых пушек, на верхнем деке — десять 9-фунтовок и обладал весом бортового залпа в 279 фунтов. Французский же 44-пушечный фрегат «Помон», родоначальник класса «идеальных фрегатов», нёс на нижнем деке двадцать шесть 24-фунтовых пушек и восемнадцать 8-фунтовок на надстройках. Таким образом, он мог дать с борта залп весом в 384 фунта, то есть почти в полтора раза больше. Учитывая же более высокую скорость и манёвренность, такой рейдер всегда мог выбрать удобную позицию для безнаказанного расстрела стандартного фрегата с носа или кормы.

Однако почти все французские рейдеры данного типа были довольно легко захвачены обычными английскими 32- и 36-пушечными фрегатами. Оказалось, что качество экипажей у британцев несоизмеримо выше, и подготовка английских матросов как в пушечном бою, так и в управлении парусами вполне нивелирует отставание островитян в технике. Тем не менее Хамфрис верил в будущее «идеальных фрегатов».

Продолжение следует


Литература:

  1. Edward L. Beach. The United States Navy, 200 Years. — New York: H. Holt, 1986.
  2. Marshall Smelser. The Congress Founds the Navy, 1787–1798. — Notre Dame: University of Notre Dame Press, 1959.
  3. Theodore Roosevelt. The Naval War of 1812. New York: G.P. Putnams sons, (3rd ed.), 1882.
  4. Howard L Chapelle. History of the American Sailing Navy. — New York, 1949.
  5. Winfield, R. British Warships in the Age of Sail 1793–1817: Design, Construction, Careers and Fates. —Seaforth Publishing, 2008.
  6. Американские фрегаты — 1794–1826 / под ред. Иванова Н.С. — ООО «АРС», 2005. — Серия «Война на море».

Сергей Махов


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх