Российские вертолеты завоевали признание во всем мире благодаря ряду преимуществ. Они способны работать в условиях, перед которыми «пасуют» конкуренты. Об этом рассказал «ПолитРоссии» заслуженный военный летчик РФ Владимир Попов.
Российские военно-транспортные вертолеты семейства Ми-8/17
И в Африке, и в Арктике
Секрет востребованности и популярности российской техники раскрыл корреспонденту «ПолитРоссии» генерал-майор, заслуженный военный летчик РФ, кандидат технических наук Владимир Попов.
Эксперт подтвердил: на протяжении последних 25 лет вертолеты Ми-8 и его модификации входят в число наиболее массовых винтокрылых машин как в России, так и за рубежом. Они считаются одними из самых надежных и самых экономичных (причем как в эксплуатации, так и в производстве) в мире.
«Российские вертолеты неприхотливы, выносливы и могут эффективно работать в воздушном пространстве разных регионов мира – это и Южная Америка, и Африка, и Средиземноморское побережье, – комментирует Владимир Попов. – Они и в горах себя достаточно хорошо показали, и в пустынной местности, и в лесах».
Собеседник издания добавил: вертолеты российского производства активно осваивают и Север. Арктический вариант Ми-8, разработанный специально для работы в самых суровых условиях, проходит интенсивные испытания на прочность в заполярных регионах России. Владимир Попов уточнил: благодаря конструкторским решениям, эти специализированные машины способны выдерживать температуры от -30 до -60 градусов по Цельсию (в зависимости от выполняемых задач). Эта модификация Ми-8 актуальна не только для РФ: вертолет представляет интерес и для других для стран, располагающих большими северными территориями. Например, в Канаде специалисты, которые занимаются трелевкой леса, нефтеразведкой или обслуживанием нефтескважин, не понаслышке знают о преимуществах российских машин. Однако сделки совершаются единичные, и лишь на уровне частных компаний.
«В свое время мне довелось пообщался с канадскими специалистами, – заметил заслуженный летчик РФ. – Говорю им: "Вы покупаете английские вертолеты, американские. Обратите внимание на вертолеты российского производства типа Ми-8 и машин "Камова". Они отвечают: "Да, мы знаем, у нас несколько единиц российской техники работают, но есть политическое решение. Нам США категорически не рекомендуют приобретать вертолеты у Москвы. Хотя цена и качество нас устраивают, это те машины, которые мы бы с удовольствием покупали"».
Владимир Попов поделился с корреспондентом «ПолитРоссии» еще одним примером из личного опыта. Он видел, как российские вертолеты работают и в других непростых климатических условиях – на Африканском континенте, во время выполнения гуманитарных миссий ООН. Заслуженный летчик Попов сравнил их с западными конкурентами.
«Наши (вертолеты – прим. ред.) круглые сутки летают, причем при сложном температурном режиме, на жаре, при высокой влажности. А те же американцы отказываются, французы отказываются. Они или летают рано утром, или поздно вечером. Или вообще не летают, если экстремальная жара наступает. А наши спокойно работают, хоть и в пыли, и в поту», – поделился наблюдениями собеседник издания.
Продолжая сравнение с зарубежными образцами, Владимир Попов подчеркнул: российская вертолетная техника по производительности и эффективности сопоставима с любыми иностранными аналогами. Но у вертолетов РФ есть важные преимущества. В первую очередь – сочетание цены и качества. За относительно небольшую стоимость зарубежный партнер получает надежную и максимально удобную в эксплуатации технику. Детали вертолета (в том числе двигатели) можно менять при необходимости даже в полевых условиях. Это весьма ценный аргумент для зарубежных покупателей.
Спикер издания напоминает: сейчас российскими вертолетами пользуются, в основном, государства Южной Америки, Африки; интерес проявляют страны Тихоокеанского бассейна. Много винтокрылых машин российского производства в Индии и Китае. Все это свидетельствует о высокой конкурентоспособности техники из России. По мнению Попова, список покупателей российских вертолетов был бы шире, если бы не политические решения отдельных влиятельных государств.
Винтокрылое будущее
Вертолеты не теряют своей актуальности – напротив, в условиях современной войны они занимают важную нишу. Они незаменимы для выполнения диверсионно-разведывательных, штурмовых задач. Преимущество вертолетов перед другими видами военной авиации в том, что они могут использовать для взлета и посадки небольшие площадки в горах, на равнине, даже на болотистых участках. Именно винтокрылые машины позволяют быстро, оперативно и максимально безопасно перебрасывать десант в труднодоступную местность.
«Если нужно выполнить локальную задачу – нанести точечный удар или блокировать какой-то ограниченный участок, удерживаемый противником, то вертолеты в этом случае очень эффективны», – комментирует Владимир Попов.
О востребованности винтокрылых машин говорит и тот факт, что технологии их производства не стоят на месте. Мировая тенденция сегодня – создание беспилотных вертолетов. Также в этом году российские конструкторы на авиасалоне «МАКС-21» представили летающую лабораторию, оснащенную первым в мире электрическим авиадвигателем. Ожидается, что в будущем такие силовые установки могут быть использованы в том числе для вертолетных платформ.
«Так что будущее у вертолетостроения – в том числе и российского – очень хорошее», – резюмировал заслуженный летчик РФ.
Ранее Владимир Попов в интервью «ПолитРоссии»
Автор: Анна Ильинская
Читайте нас: