Лента новостей

00:26
ЦРУ у микрофона
00:02
Украинская провинция: охота на Чебурашку
23:57
МИД ФРГ извинился перед Африканским союзом за твит о Лаврове
23:48
МВФ собирается выдать многолетний кредит Украине на сумму до 16 млрд долларов
23:47
Джонсон заявил, что нормандский процесс был «дипломатической имитацией»
23:45
Татары вновь извинились за многонациональный позор
22:53
ООН выступила против поставок оружия на Украину
22:51
Мэрия Москвы выделила средства для проведения конкурса на получение Макарьевской премии
22:49
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 26 января, вечер
22:21
Циркон как оружие Победы
22:17
Учёные засекли аномальную вулканическую активность на спутнике Юпитера Ио
22:16
Юпитерианскому зонду NASA Lucy нашли подработку — совсем скоро он внепланово посетит астероид в главном поясе
22:11
Смерть Никиты Михалкова и возвращение танков из Лаоса — какие фейки распространили на Украине 26 января
22:02
МИД Франции: Париж ответит на запрос Киева о поставках систем ПВО
21:53
США не смогут отправить танки Аbrams на Украину к весне
21:52
Канада передаст Украине 4 танка Leopard 2
21:47
27.01.2023 АД на Украине: Штурм Угледара - морпехи охватывают город в кольцо! Карта боевых действий на сегодня (26 видео)
21:18
Планшет OnePlus Pad показался на изображении — у него будет необычное расположение камеры
21:17
Опубликован подробный отчёт о марсианской погоде за 250 солов — данные собрал ровер Perseverance
21:12
Власти ЦАР заасфальтировали большую часть дорог в столице республики
21:11
События на Украине к 21:00 26 января: последствия ракетного обстрела, США поставят Киеву танки не раньше весны
21:10
Александр Иванов прокомментировал внесение СОМБ в санкционный список США
21:02
RT: украинские офицеры в спешке покидают Угледар и бросают подчиненных
21:01
«Исследуем»: китайские читатели Tencent попросили Россию поделиться обломками Abrams с КНР
20:59
Бывший советник Кучмы раскрыл суть ультиматума Запада в адрес Зеленского
20:58
Экс-министр Польши Ростовский: у Варшавы мог быть план на случай присоединения Украины к РФ
20:57
Экс-разведчик США Риттер назвал политика, которому удалось подорвать власть Зеленского
20:53
Туманы, метель и ветер: в половине регионов Казахстана объявили штормовое предупреждение
20:47
Венгерский МИД: началась масштабная мобилизация жителей страны в Закарпатской области Украины
20:46
Киев ни разу не пресек антивенгерские акции в Закарпатье
20:13
К капсуле Boeing Starliner приделали двигатели, а экипаж провёл генеральную репетицию полёта на МКС — все готовятся к старту в апреле
20:12
Акции Tesla выросли более чем на 10 % после отличного финансового отчёта и оптимистичного прогноза Илона Маска
20:02
Ливия пригласила российские компании вернуться к геологоразведочным работам в стране
20:01
Экоактивисты против правительства Великобритании: кто победит в битве за климат
19:53
Эксперт Ознобищев объяснил, как НАТО корректирует военные запросы Зеленского
19:52
Политолог Саймс: западные эксперты признают значительное усиление ВС РФ
19:51
Минобороны Испании планирует передать Украине залежавшиеся на складе танки Leopard
19:49
Daily Shincho: командировка сына премьера Японии Кисиды в Европу обернулась скандалом
19:45
Казахстанец проехался задним ходом по оживленной дороге в Алматы и был оштрафован
19:38
Патриарх Кирилл заявил, что самой желанной целью снайперов являются батюшки
19:36
Кисида собрался в Киев…
19:35
Украинская дипломатия попала в «тбилисский котел»
19:04
NASA испытало вращающийся детонационный ракетный двигатель для освоения глубокого космоса — он выдал 1,8 т тяги
19:03
Как в старые добрые времена: TCL выпустила смартфон Ion X со съёмной батареей, слотом для карт памяти и 3,5-мм аудиоразъёмом
18:58
Власти Эфиопии обсудят возобновление работы учебных заведений на севере республики
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»РВСН»Система дальней беспилотной разведки Ту-123 / ДБР-1 «Ястреб» (СССР)

Система дальней беспилотной разведки Ту-123 / ДБР-1 «Ястреб» (СССР)


В 1958–1960 гг. в ОКБ-156 параллельно с работами над самолетом-снарядом Ту-121 начали работы над межконтинентальным самолетом-снарядом большой дальности Ту-123. Проект Ту-123 компановочно представлял собой увеличенный по весу и габаритам вариант Ту-121. Для достижения увеличенной дальности полета в новом проекте предполагалось увеличить запас топлива и установить новый бесфорсажный более экономичный турбовентиляторный твердотопливный двигатель НК-6 с максимальной тягой 18–22 т. Боевая часть увеличивалась под использование мощного термоядерного заряда. Систему управления Ту-123 предполагалось выполнить астроинерциальной. По тем же самым причинам, что и по «изделию 121», работы по этому проекту, не выйдя из стадии эскизного проектирования, были вскоре прекращены. В дальнейшем шифр «123» был присвоен беспилотному разведчику комплекса «Ястреб».

 

В ходе проработок по возможному развитию проекта Ту-121 был проработан эскизный проект Ту-133 (изделие СД). Проект представлял исходный самолет-снаряд Ту-121 с увеличенным запасом топлива во внутренних баках и дополнительными сбрасываемыми подвесными топливными баками. Цель модернизации — получение за счет минимальных конструктивных доработок исходного проекта дальности полета, близкой к межконтинентальной (5000–6000 км). А.Н.Туполев не смирился с прекращением работ над самолетом-снарядом Ту-121 и уговорил руководство страны начать работы по переделке самолета-снаряда в дальний беспилотный разведчик. 16 августа 1960 г. вышло Постановление Совмина о создании системы дальней беспилотной разведки, получившей официальный шифр ДБР-1 «Ястреб» («Ястреб-1») с беспилотным разведчиком Ту-123.

 
Легко можно понять сторонников и противников крылатых ракет дальнего действия. Одни говорили, что крылатые ракеты Ту-121 дешевле, проще в эксплуатации и мобильнее межконтинентальных баллистических ракет с дальностью 4000 км, что даже наличие нескольких полков Ту-121 заставило бы вероятных противников затратить в несколько раз большие средства на создание высотных средств ПВО. Другие говорили, что надо сосредоточить все средства на создании межконтинентальных баллистических ракет, поскольку те неуязвимее в полете. И те, и другие по-своему правы. При создании разведывательного комплекса были использованы элементы Ту-121, что позволило выдержать все сроки испытаний, заданные Постановлением от 6 августа 1960 г. Заводские испытания Ту-123 удалось закончить в сентябре 1961 г., совместные с Министерством обороны испытания прошли с сентября 1961 г. по декабрь 1963 г.
 
Постановлением Совмина от 23 мая 1964 г. разведчик Ту-123 был принят на вооружение под названием «система дальней беспилотной разведки ДБР-1 «Ястреб». Серийно ДБР-1 выпускался заводом № 64 (Воронежским авиационным). С 1963 г. по 1972 г. было изготовлено 52 изделия. Система ДБР-1 состояла на вооружении до 1979 г. Ей были вооружены авиационные разведывательные подразделения ВВС, дислоцировавшиеся в западных приграничных округах. Радиус действия ДБР-1 позволял вести разведку над всеми государствами Европы. Совершались ли разведывательные полеты над странами вероятного противника — неизвестно. Во всяком случае, страны НАТО жалоб не присылали. В начале 1980-х годов разведчики ДБР-1 были сняты с вооружения и уничтожены. Последний и, видимо, единственный образец Ту-123 экспонируется в Москве на Ходынском поле (Центральном аэродроме).

 

ДБР-1 мог производить фоторазведку полосы местности (маршрута) шириной 60–80 км и длиной 2700 км в масштабе 1 км в 1 см и полосы шириной 40 км и длиной 1400 км в масштабе 200 м в 1 см, а также радиотехническую разведку с боковым обзором на глубину до 300 км. Внешне Ту-123 мало отличался от своего родителя Ту-121. Для Ту-123 было разработано новое пусковое устройство СТА-30 (стартовый автомобильный тягач САРД-1). Пусковое устройство было создано на шасси тягача MA3-537 с полуприцепом. MA3-537 был оснащен дизелем мощностью 525 л.с. Старт происходил под углом 12° к горизонту. По программе, введенной в аппаратуру перед стартом, программные механизмы производили включение и выключение аэрофотоаппаратов. После выполнения заданной программы полета и разворота на обратный полет на расстоянии 400–500 км автоматически включалась бортовая аппаратура привода. Обзорная наземная PЛC в системе наземного привода производила обнаружение и опознавание самолета-разведчика. После опознавания производился захват разведчика на автосопровождение и включение автоматической системы привода, выдававшей радиокоманды на борт для приведения самолета-разводчика и на приземление приборного отсека в заданном месте.
 
По программе выдавалась команда на остановку двигателя, на слив остатков топлива из баков, на перевод траектории полета самолета на набор высоты с целью гашения скорости. Затем выдавалась команда на выпуск тормозного (хвостового) парашюта, После чего проходила команда на отстрел замков крепления носовой части и ввод в действие основного посадочного парашюта, на котором носовая часть опускалась на землю, Для амортизации удара при касании от воздушной бортовой системы выпускались четыре опоры шасси Ту-123. Хвостовая часть при снижении на тормозном парашюте разрушалась при ударе о землю. После приземления приборного отсека на нем начинал автоматически работать радиомаяк, что обеспечивало его поиск наземными поисковыми службами.
 
На базе Ту-123 было разработано несколько нереализованных проектов. В их числе были проекты беспилотного самолета-мишени «123М» (Ту-123-М); ударный или разведывательный варианты «изделия 123» с ядерной силовой установкой (твердотопливный реактивный двигатель со встроенными в тракт реактором и теплообменником). Согласно требованиям Постановления Совмина на беспилотную разведывательную систему «Ястреб» от ОКБ-156 требовалось в ходе проектирования рассмотреть вопрос о создании полностью спасаемого беспилотного самолета-разведчика. В ОКБ-156 в начале 1960-х годов рассматривались два варианта реализации идеи спасения. Первый вариант предусматривал создание пилотируемого «изделия 123». Этот проект получил обозначение Ту-141 («123П») или «Ястреб-П». Согласно предварительным предложениям самолет-разведчик должен был стартовать как его беспилотный прототип, а выполнять задание и возвращаться на свою территорию и совершать посадку под управлением пилота. Этот вариант отвергли как малосостоятельный, перечеркивающий одно из основных преимуществ беспилотного разведчика — его боевую устойчивость при воздействии широкого спектра поражающих факторов и отсутствия отрицательных реакций на психофизическом уровне, присущих человеку.


Опубликовано: legioner     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх