За последнее время российские средства радиоэлектронной борьбы приобрели ореол некоего супероружия, способного, по мнению обывателей, только одним своим включением вызвать панику у вероятного противника.
Началось все с описанного практически во всех российских средствах массовой информации облета фронтовым бомбардировщиком Су-24 американского эсминца «Дональд Кук», в ходе которого российский самолет якобы применил новейший комплекс «Хибины». Его воздействие на радиоэлектронные устройства корабля вызвали чуть ли не панику, приведшую к массовому увольнению матросов и офицеров с «Кука». Позже в Интернете появилась фотография якобы памятной монеты (по другим данным – медали), отмечающей этот исторический облет, причем с задней стороны изделия было написано «Урок миролюбия».
Зачем «Хибины» съели «Кука»?
Фото: rostec.ru |
Не успела затихнуть история «Дональда Кука», как 4 августа нынешнего года блог defensenews.com опубликовал статью Electronic Warfare: What US Army Can Learn From Ukraine («Радиоэлектронная борьба: какие уроки армия США может извлечь из украинского конфликта») автора Joe Gould (Джо Гульд), где утверждается, что российские Вооруженные Силы совершили значительный рывок в области не только создания средств радиоэлектронной борьбы, но и их применения, что демонстрирует, по мнению автора, наметившееся отставание в этом вопросе американских военных.
Нельзя забывать, что один из ведущих разработчиков и производителей российских средств радиоэлектронной борьбы – Концерн радиоэлектронных технологий (КРЭТ) в настоящее время ведет агрессивную пиар-кампанию, поддерживающую свою продукцию. Достаточно вспомнить, что в средствах массовой информации все чаще и чаще звучат заголовки: «КРЭТ представил уникальную глушилку для самолетов ДРЛО», «Комплекс помех надежно защитит войска от огня вражеской артиллерии» и тому подобные.
Благодаря такой популярности РЭБ уже не только отраслевые издания, но даже общественно-политические СМИ сообщают о том, что на вооружение Российской армии поступают станции радиоэлектронного противодействия «Красуха-2», «Красуха-4», «Рычаг», «Инфауна»... И если честно, в этом потоке названий разобраться достаточно сложно даже специалисту.
Но насколько эффективны российские средства радиоэлектронной борьбы, что они собой представляют и как примерно организуется РЭБ? Попробуем ответить на эти вопросы.
РЭБ в приоритете
О том, что военно-политическое руководство России уделяет пристальное внимание развитию средств радиоэлектронной борьбы, говорит следующий факт: еще в апреле 2009 года в Вооруженных Силах появилась 15-я отдельная бригада радиоэлектронной борьбы (Верховного главного командования). Примечательно, что по одним данным – помимо 15-й обр РЭБ в ВС РФ есть еще только две бригады, носящие наименование Верховного главного командования (инженерная и РХБЗ), а по другим данным – такая бригада ВГК пока единственная в Российской армии.
В настоящее время ранее базировавшаяся в городе Новомосковске Тульской области и получившая в соответствии с указом президента в апреле 2009 года Боевое знамя 15-я бригада переехала в Тулу. Следует отметить, что данное соединение оснащено самыми современными средствами радиоэлектронной борьбы, в том числе пока остающимися секретными станциями подавления линий связи «Мурманск-БН» и комплексом аэродинамических забрасываемых источников помех «Леер-3».
Помимо бригады Верховного главного командования с 2009 года в каждом военном округе сформированы отдельные центры радиоэлектронной борьбы. Правда, большинство из них в настоящее время переформированы в отдельные бригады радиоэлектронной борьбы. Исключение составляет только недавно сформированный в Крыму центр РЭБ, подчиненный командованию Черноморского флота.
Кроме бригад, в каждом округе есть еще и отдельные батальоны, к примеру, подчиняющийся командованию Центрального военного округа и базирующийся в городе Энгельсе Саратовской области отдельный батальон РЭБ. Следует отметить, что, вероятнее всего, задача таких батальонов – прикрытие особо важных гражданских и военных объектов.
В состав бригад и центров РЭБ входят стратегические батальоны, оснащенные уже упомянутыми выше «Мурмансками», а также тактические – с комплексами «Инфауна» на базе БТР, станции помех Р-330Ж «Житель» и Р-934. Помимо двух батальонов в бригадах и центрах есть и отдельные роты – одна оснащенная так называемыми самолетными средствами, то есть комплексами «Красуха-2» и «Красуха-4», и рота с уже упомянутыми выше «Леерами-3».
Современные средства радиоэлектронной борьбы получают и недавно созданные Воздушно-космические силы, в частности речь идет о таких изделиях, как устанавливаемые на фронтовые бомбардировщики Су-34 и ставшие за последнее время почти легендарными комплексы «Хибины», а также вертолеты Ми-8, оснащенные станциями «Рычаг». Кроме того, недавно авиационный парк ВВС России пополнился неким постановщиком помех на базе самолета Ил-18 – Ил-22 «Порубщик».
«Красуха», «Мурманск» и прочие секреты
Наиболее засекреченной во всем арсенале российских средств РЭБ до недавнего времени была станция помех «Красуха-2», правда, в настоящее время пальма первенства в данной номинации перешла к станции подавления линий связи «Мурманск-БН», якобы способной заглушать более двух десятков частот на дальности до пяти тысяч километров. Однако достоверных подтверждений, что новейший комплекс имеет такие характеристики, нет.
Судя по имеющимся в отрытых источниках фотографиям «Мурманска» (несколько четырехосных грузовиков повышенной проходимости с многометровыми вышками), где помимо основных антенн видны характерные низкочастотные антенны-растяжки, можно предположить, что данный комплекс способен глушить сигналы в диапазоне от 200 до 500 МГц.
Главная проблема такого комплекса, вероятнее всего, заключается в том, что для достижения заявленной дальности сигнал должен отражаться от ионосферы и поэтому он сильно зависит от атмосферных возмущений, которые, несомненно, скажутся на работе «Мурманска».
На прошедшем в нынешнем году Московском авиационно-космическом салоне КРЭТ на статичной экспозиции официально представил комплекс, предназначенный для постановки помех самолетам дальнего радиолокационного обнаружения (в первую очередь американским Е-3 «АВАКС») 1Л269 «Красуха-2». Примечательно, что, по словам руководства концерна, данная станция может глушить «АВАКС» на дальности несколько сот километров.
В то же время «Красуха» продолжает линию развития разработанных еще в 80-е годы ростовским НИИ «Градиент» комплексов «Пелена» и «Пелена-1». В идеологии этих изделий заложено очень простое решение, предложенное в свое время руководителем «Градиента», а позже генеральным конструктором направления РЭБ в СССР Юрием Перуновым: сигнал станции помехи должен на 30 децибел превышать мощность сигнала, по которому ставится помеха.
Судя по имеющейся информации, подавить такую цель, как Е-3 «АВАКС», очень сложно, так как у его РЛС более 30 перестраиваемых частот, непрерывно меняющихся в процессе работы. Поэтому Юрий Перунов в свое время и предположил, что самым оптимальным решением будет подавление всей полосы узконаправленной мощной шумовой помехой.
Однако у такого решения есть и серьезные недостатки – помеха «Пелены»/«Красухи» закрывает только одно направление, а с учетом того, что самолет выполняет полет по маршруту, и воздействие станции на «АВАКС» будет достаточно ограниченно по времени. А если в районе станут действовать уже два самолета ДРЛО, то даже с учетом помех при совмещении данных операторы Е-3 все равно смогут получить нужную информацию.
Сильная шумовая помеха не только будет обнаружена средствами РТР вероятного противника, но и станет хорошей целью для противорадиолокационных ракет.
Все эти проблемы были известны разработчикам «Пелены» с самого начала, поэтому более современная «Красуха» стала высокомобильной, что позволяет ей быстро уйти из-под удара, а также своевременно выйти на выгодные позиции для нанесения электромагнитного поражения. Не исключено, что против самолетов ДРЛО будет действовать не одна, а несколько станций, постоянно меняющих позиции.
Но «Красуха-2» вовсе не такая универсальная машина, способная ставить помехи многочисленным РЛС, как принято считать. Она не может одновременно ставить помехи и Е-8 «АВАКС», и Е-2 «Хокай», поскольку для каждого типа самолета ДРЛО нужна будет своя станция помех, давящая только нужный диапазон частот, которые у РЛС самолетов ДРЛО сильно отличаются.
Примечательно, что работы по «Красухе-2» начались еще в далеком 1996 году и были завершены только в 2011-м.
Идеология «+30 ДцБ» используется еще в одной новейшей станции помех разработки ВНИИ «Градиент» – 1РЛ257 «Красуха-4», активно поставляющейся в настоящее время в бригады и отдельные батальоны РЭБ и предназначенной для подавления радиолокационных станций воздушного базирования, в том числе установленных не только на истребителях и истребителях-бомбардировщиках, но и на разведчиках Е-8 и У-2. Правда, есть сомнения в эффективности «Красухи» против радара ASARS-2, установленного на высотном У-2, так как, судя по имеющимся данным, его сигнал не только достаточно сложный, но еще и шумоподобный.
По мнению разработчиков и военных, в определенных условиях 1РЛ257 сможет ставить помехи даже головкам самонаведения ракет «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM, а также РЛС управления оружием зенитно-ракетных систем «Пэтриот».
Как и в случае с «Красухой-2», «Красуха-4» это не совсем оригинальное изделие, а продолжение линейки станций помех семейства СПН-30, работы по которым начались еще в конце 60-х годов. Новая станция использует не только идеологию старых «тридцаток», но и, несомненно, некоторые примененные в них технические решения. Работы по 1РЛ257 начаты в 1994 году и завершены в 2011-м.
Комплекс «Автобаза» также благодаря в первую очередь российским СМИ наряду с «Хибинами» стал в глазах обывателя неким супероружием, сбивающим помехами любой беспилотник. В частности, этому комплексу приписывается победа над американским БЛА RQ-170. В то же время сама «Автобаза», а также недавно принятый на вооружение Минобороны России комплекс «Москва» решают совершенно другие задачи – ведут радиотехническую разведку, выдают целеуказание комплекса радиоэлектронной борьбы и являются командным пунктом батальона (роты) РЭБ. Понятно, что к посадке американского БЛА в Иране «Автобаза» имела достаточно опосредованное отношение.
Поступающая в настоящее время в войска «Москва» является продолжением линейки комплекса управления и разведки, начало которой положил «Маузер-1», принятый на вооружение еще в 70-е годы. В состав нового комплекса входят две машины – станция разведки, обнаруживающая и классифицирующая типы излучения, их направление, мощность сигнала, а также пункт управления, откуда в автоматическом режиме передаются данные для подчиненных станций РЭБ.
По замыслу российских военных и разработчиков РЭБ «Москва» позволяет скрытно от противника определять обстановку и наносить внезапное радиоэлектронное поражение его силам и средствам. Но если радиотехническую разведку комплекс ведет в пассивном режиме, то команды управления он отправляет по каналам радиосвязи и противник в определенных условиях может их перехватить. В данном случае даже нет необходимости расшифровывать сигналы, достаточно обнаружить радиообмен и это вскроет наличие всего батальона (роты) РЭБ.
Онемевшие спутники
Помимо борьбы с авиационными средствами противника большое внимание российские разработчики средств РЭБ уделяют подавлению радиообмена противника, а также глушению сигналов GPS.
Наиболее известной глушилкой спутниковой навигации является комплекс Р-330Ж «Житель», разработанный и выпускающийся концерном «Созвездие». Достаточно оригинальное решение предложил и НТЦ РЭБ, чьи изделия Р-340РП уже поставляются в подразделения Минобороны России. На гражданские вышки сотовой связи устанавливаются малогабаритные передатчики помех, чей сигнал многократно усиливается за счет антенн, расположенных на вышке.
Не только средства массовой информации, но и некоторые специалисты утверждают, что сигнал GPS заглушить практически невозможно. При этом в России технические решения «отключения» спутниковой навигации появились еще в начале 2000-х годов.
В системе GPS есть понятие «опорная частота». В основе системы лежит передача простейшего сигнала от спутника к передатчику, поэтому малейшее отклонение от заданной частоты даже на миллисекунды приведет к потере точности. Передача сигнала идет в достаточно узком диапазоне согласно открытым данным – 1575,42 МГц и 1227,60 МГц, это и есть опорная частота. Поэтому работа современных глушилок направлена именно на ее блокирование, которую с учетом узости опорной частоты и при наличии достаточно мощной шумовой помехи заглушить не составляет особого труда.
Достаточно интересным решением в области подавления радиообмена вероятного противника стал комплекс «Леер-3», состоящий из машины радиотехнической разведки на базе автомобиля «Тигр», а также нескольких беспилотных летательных аппаратов «Орлан-10», оснащенных сбрасываемыми передатчиками помех, способных подавлять не только радио, но и сотовую связь. Подобные же задачи выполняет, но без использования дронов, выпускающийся концерном «Созвездие» комплекс РБ-531Б «Инфауна».
Читайте нас: